Новый порядок аттестации рабочих мест

Новый порядок аттестации рабочих мест

13.05.2011 распечатать

Компания в соответствии с законодательством провела аттестацию рабочих мест, затратив на это мероприятие немалые средства. Через какое то время трудинспекторы констатировали, что экспертиза проведена некачественно, люди трудятся в худших условиях, чем указано в заключении. Таким образом, десятки, а то и сотни тысяч рублей, уплаченных аттестующей организации, просто выброшены на ветер. Если наши читатели не сталкивались с такой ситуацией, им крупно повезло.

Между тем подобные случаи далеко не редкость. В том, изменится ли положение вещей после вступления в силу приказа Минздравсоцразвития о новом порядке аттестации рабочих мест по условиям труда, попытался разобраться наш корреспондент.

Приближение срока обязательной переаттестации рабочих мест многие руководители компаний сравнивают со стихийным бедствием. Особенно если в организации много работников и трудятся они не в самых хороших условиях, скажем, в силу специфики производства. Мало того, что процедура эта весьма и весьма дорогостоящая и неприятная (аккредитованные организации нередко стремятся выкачать из компаний как можно больше денег, устанавливая расценки «с потолка»), так еще и оказываемые услуги порой оставляют желать лучшего. Примечательно, что в числе недовольных существующим положением дел значится и Минздравсоцразвития, эксперты которого неоднократно критиковали действующую систему аттестации. Так, по статистике ведомства, число рабочих мест, не соответствующих санитарно‑гигиеническим нормам, в настоящее время составляет 27% от общего количества. В Минздраве признают, что в российском законодательстве отсутствует системный подход к вопросу управления охраной труда, из чего следует, что работодатели выполняют мероприятия по охране труда «разрозненно и бессистемно». В связи с этим был разработан новый порядок проведения аттестации и аккредитации фирм, проект которого размещен на официальном сайте ведомства и сейчас широко обсуждается.

Механизм и инструментарий

Аттестация – институт, направленный в первую очередь на защиту прав наемных работников. Она проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов. Результаты оценки условий труда на конкретном рабочем месте должны служить как для разработки стратегии по их улучшению, так и для определения причитающихся сотрудникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда, дополнительных выплат и компенсаций. Сейчас Трудовой кодекс обязывает предоставлять таким сотрудникам сокращенную рабочую неделю (36 часов), право на ежегодный дополнительный отпуск и повышенную зарплату.

Компании и индивидуальные предприниматели, использующие наемный труд, обязаны проводить аттестацию каждые 5 лет. Стоимость этой процедуры одного рабочего места колеблется от 2 до 6 тыс. рублей. Штраф за ее игнорирование может доходить до 50 тыс. рублей для организаций и до 5 тыс. рублей – для должностных лиц. При «рецидиве», то есть при повторном правонарушении, компании грозит трехгодичная дисквалификация. На первый взгляд, санкции не очень значительные. Однако сейчас в Госдуме рассматривается законопроект, поднимающий штрафную планку до заоблачных высот.

Во славу труду

Новые правила аттестации от Минздрава предполагают более четкую процедуру проведения аттестации рабочих мест, а также устанавливают более жесткие условия для аттестующих организаций. «Пробежимся» по основным пунктам приказа. Итак...

Аттестующая организация должна быть неаффилированным лицом по отношению к работодателю, на местах которого проводится проверка. Предприятие или ИП может привлечь для выполнения работ по аттестации сразу несколько организаций и вправе потребовать от них документального подтверждения аккредитации на право оказывать услуги в области охраны труда (выписку из соответствующего реестра). Что касается обязанностей, то представители компаний должны предоставлять проверяющим необходимую информацию и документацию, давать разъяснения в устной и письменной форме, не совершать преднамеренных действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих анализу и оценке. В свою очередь аттестующая организация обязана по требованию работодателя предъявлять обоснования своих выводов.

Ответственность за проведение аттестации, достоверность и полноту информации, предоставляемой в государственную инспекцию труда в субъекте РФ, возлагается на работодателя. А вот ответственность за достоверность проведения измерений и оценок работодатель и аттестующая организация делят поровну.

Всесторонний анализ

Конечная цель «аттестационной кампании» – дать полную и точную оценку соответствия условий труда гигиеническим нормативам, травмоопасности рабочих мест, обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ).

Для «гигиенического» заключения оценке подлежат все имеющиеся на рабочем месте факторы производственной среды и трудового процесса. Перечень таковых формируется исходя из государственных нормативных требований охраны труда, характеристик технологического процесса и производственного оборудования, применяемых сырья и материалов, результатов ранее проводившихся измерений показателей вредных и (или) опасных производственных факторов, а также предложений работников.

Оценка соответствия условий труда гигиеническим нормативам проводится путем инструментальных измерений.

Измерения и оценки оформляются протоколом, который, помимо прочего, должен содержать такие данные, как наименование измеряемого фактора; сведения о применяемых средствах измерений (наименование прибора, инструмента, его заводской номер); методы проведения измерений и оценки с указанием нормативных документов, на основании которых они проводятся; реквизиты нормативных правовых актов, регламентирующих предельно допустимые концентрации (ПДК), предельно допустимые уровни (ПДУ), а также нормативные и фактические уровни измеряемого фактора; класс условий труда по данному фактору.

Что касается травмоопасности, то здесь объектами оценки являются все производственное оборудование и инструменты.

Также оценивается соответствие подготовки работников по вопросам охраны труда установленным требованиям.

В ходе оценки обеспеченности работников специальной одеждой и другими средствами индивидуальной защиты, кроме наличия таковых, проверяются также сертификаты их соответствия. Дополнительно может быть проведена «оценка эффективности СИЗ».

Как уже было сказано, аттестация проводится один раз в 5 лет. Однако в некоторых случаях эта процедура осуществляется и вне плана: в случае ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест (в течение 60 дней), замены производственного оборудования, изменения технологического процесса; изменения средств коллективной защиты.

офисУполномочен провести

Большинство из указанных норм существуют и в действующем порядке, однако в новом творении Минздравсоцразвития есть и концептуальные изменения. Так, в состав аттестационной комиссии, помимо представителей аттестующей организации и работодателя, а также специалиста по охране труда, будут включены представители выборного органа первичной профсоюзной организации или «иного представительного органа работников» – как дополнительные эксперты. В этом, пожалуй, и заключается главное новшество.

В качестве представителей работодателя в состав аттестационной комиссии могут входить руководители структурных подразделений организации, юристы, специалисты по кадрам, специалисты по труду и заработной плате, главные специалисты организации, медицинские работники и др.

Кроме того, предполагается, что проводить аттестацию смогут только компании, аккредитованные при Минздраве.

Риск – дело благородное

Наконец, Минздравсоцразвития предлагает внедрить систему управления профессиональными рисками. Суть ее в том, что работодатель будет платить меньший тариф в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если у него много рабочих мест, «доведенных до ума», и наоборот – платить больше, если условия труда не соответствуют нормам. Результаты аттестации, согласно предлагаемому порядку, должны быть использованы, в частности, и для оценки профессионального риска. Кстати сказать, ускорить внедрение современной системы управления профессиональными рисками потребовал недавно и президент страны Дмитрий Медведев, правда, подчеркнув при этом, что «все вопросы потребуют тщательной проработки, нужно это сделать осмысленно».

Ждем меда, боимся дегтя

Бизнес‑сообщество вроде бы и приветствует инициативы Минздрава, и в то же время относится к ним весьма настороженно. Сколько уже раз чиновники обещали предпринимателям сладкий пряник, а затем из него неожиданно прорастал кнут. Бизнесмены готовы поверить в то, что процесс аттестации станет более упорядоченным, но только не менее дорогостоящим. «Для того чтобы пройти аттестацию, например, парикмахерской (10 человек), требуется от 25 тысяч рублей и выше. Откуда берутся эти цифры, непонятно. Обоснования нет», – недоумевает президент «ОПОРЫ России» Сергей Борисов. По его мнению, ценообразование в этой сфере должно стать более прозрачным, а для малого и среднего бизнеса нужно вообще установить льготные тарифы.

Вице‑президент этой же организации Наталия Ушакова, признавая, что даже действующий порядок был неплохим трамплином для установления справедливой системы трудовых взаимоотношений, отмечает, что сейчас он уже отстает от реалий. «Форматы трудовых отношений меняются. Появились дистанционные формы труда – интернет‑магазины, к примеру, чьи сотрудники работают не в офисах, а на дому. Есть другие надомные профессии. В приказе Минздравсоцразвития порядок аттестации таких рабочих мест не отрегулирован», – отметила она в беседе с корреспондентом «Мосбуха». «Аттестация необходима, но при нынешнем подходе она зачастую превращается в административный барьер. Большинство предпринимателей не может толком разобраться, кто их «судит», какая квалификация у этих специалистов, насколько качественное у них оборудование. Непрозрачны и методы тестирования. С обязательными медосмотрами тоже все не слишком благополучно», – отмечает представитель «ОПОРЫ». После введения нового порядка, прогнозирует г‑жа Ушакова, цены могут взлететь еще выше. По ее мнению, в проекте приказа Минздравсоцразвития есть рациональные зерна, но и плевел в виде размытостей и недосказанностей тоже хватает.

Вычисляем мошенников

У главного специалиста организации «СОЮЗЭКСПЕРТИЗА» при ТПП РФ (занимается проведением аттестаций) Натальи Шероновой своя точка зрения, не то чтобы диаметрально противоположная, но разительно отличная:

– Создается такое впечатление, что работодатели считают вообще всю систему охраны труда выкачиванием денег. Но то, что прописано в законе, надо исполнять. Увы, многие предпочитают заплатить штраф, – поскольку сейчас он, в соответствии со статьей 5.27 КоАП, не слишком большой – всего 50 тыс. рублей, – чем проводить аттестацию. Многие ждут до последнего момента, до получения предписания инспекции труда и подыскивают занимающуюся такими процедурами организацию за две недели до окончания срока: «Проведите побыстрее!» Ну, какое тут качество?

А вот после того как будет окончательно принят (а в этом мало кто сомневается) законопроект Минздравсоцразвития о внесении изменении в КоАП в части регламентации и усиления ответственности за нарушение требований охраны труда, тем, кто игнорирует правила трудового законодательства, явно не поздоровится. В частности, данным законопроектом предлагается существенно (до 600 тысяч рублей) повысить размер штрафных санкций, налагаемых на юридических лиц за наиболее значимые и прямо влияющие на состояние травматизма правонарушения в области охраны труда.

Работодатели жалуются на затратность аттестации. В среднем аттестация одного рабочего места обходится в 2,5–3 тысячи рублей. Впрочем, стоимость проверки зависит от рабочих мест. Офисные места обходятся дешевле; производственные, или, к примеру, рабочие места в области разработки горных месторождений, шахты – разумеется, дороже. Одних нужно проверять по 5–7 показателям, а других по всем 20. Поймите, качественная аттестация не может быть дешевой – слишком большие трудозатраты. Если в организации по проведению аттестации работают высококвалифицированные специалисты, они в отличие от своих не слишком профессиональных и, может быть, не слишком честных коллег (что греха таить, такие имеются) стараются вникнуть в детали не абы как, а досконально все проанализировать. А это человеко‑часы, колоссальный труд: приехать в организацию (случается, что и за тридевять земель), провести все замеры, оценить все риски, разобраться со всеми нормативными документами, проанализировать все льготы, полагающиеся работникам. А ведь кроме общероссийских есть еще и ведомственные льготы, а там множество нюансов и подводных камней. Заключение аттестационной комиссии – это не один листочек, а комплект из 15–20 листов на одно место в зависимости от профессии. Сделать такую работу за малые деньги просто нереально.

Теперь о недобросовестных участниках рынка. Такие есть. Можно заплатить им баснословные деньги, попасть под проверку трудинспекции и ввиду некачественно проведенной аттестации уйти «на второй круг», снова тратя свои средства. Выход из ситуации есть. Во‑первых, нужно требовать гарантии: при заключении договора прописать в нем, что все ошибки, выявленные трудинспекцией, исправляются аттестующей организацией за свой счет. Второе: нужно проявлять осторожность в выборе аттестующей организации. Запросить о них информацию в Минздравсоцразвития – все добросовестные участники рынка включены в специальный реестр, пройдя уведомительную регистрацию. Сейчас в нем 860 организаций, так что выбор есть. Проводить соответствующие работы можно только после занесения в реестр – в противном случае аттестация будет признана недействительной. Потребуйте аттестат аккредитации у самой аттестующей компании. Если такового не окажется, отказывайтесь от услуг. Работодатель должен четко знать, кому он может доверять.

Что касается аттестации рабочих мест сотрудников, работающих на удаленном доступе, надомников, то ее нужно проводить в том случае, если у работодателя заключен с ними трудовой договор. Если гражданско‑правовой или договор подряда – то нет, это уже не рабочие места. Это касается и аутсорсинга, когда работники заключили трудовой договор с агентством по подбору персонала, а трудятся фактически в другой фирме по договору гражданско‑правового характера. Схема эта, конечно, рискованная, работники социально не защищены, но полностью запрещать «заемный труд», как предлагают депутаты, я считаю, нецелесообразно. Нужно все это правильно отрегулировать, установить должный контроль.

По поводу нового порядка аттестации. Действующий на самом деле недоработан, в нем есть нечеткие, расплывчатые формулировки. К примеру, «должны быть обучены». Что это значит? Хочешь – обучай, хочешь – нет? Новый порядок закрепляет более четкие определения, но и в нем есть сырые места. Например, я не совсем понимаю смысл включения в аттестационную комиссию представителей профячейки или другого выборного органа. Думаю, что от этого ничего не изменится.

Кроме того, меня смутило требование определять степень эффективности СИЗ. Ведь это воображаемый фактор, методов проведения его оценки пока нет. Ну вот, скажем, человек работает в цехе, где оборудование сильно шумит. Он надевает специальные наушники, а если в воздухе пыль – респиратор и защитные очки. Но если цех еще и горячий, в такой экипировке ему может стать хуже, чем без нее. Он сбережет органы слуха, зрения и дыхания, но «посадит» сердце. Так что применение СИЗ может как улучшить, так и ухудшить условия труда.

Юлия Кузьмина

Из‑под палки

По данным Координационного совета по охране труда и проблемам управления профессиональными рисками, только 10% предприятий проводят аттестацию рабочих мест в полном объеме, добровольно и на достаточном техническом и организационном уровне. Половина же предприятий подходит к аттестации формально и под давлением трудинспекций.

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...