Нежданные гости из ФССП?
05.06.2008 распечатать1 февраля 2008 года вступил в силу Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон). Какие изменения законодатель счел нужным привнести в новый Закон? Как и на основании каких актов Федеральная служба судебных приставов России (ФССП) будет осуществлять проверки? Что должно предшествовать грядущей проверке? Ответим на эти вопросы в нашей статье.
Вступивший в силу Закон заменил ранее действовавший Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон 1997 г.). Он содержал множество пробелов, из которых вытекали трудности его применения и создавалась масса проблем для участников исполнительного производства.
Однако вновь принятый Закон не содержит «революционных новелл» процессуального законодательства. В основе своей он лишь упорядочил процесс исполнения судебных актов и иных исполнительных документов. Хотя при этом законодатель и учел судебную практику по вопросам, связанным с исполнительным производством.
Постановление по форме
Каждое действие судебных приставов-исполнителей совершается на основании вынесенного постановления должностного лица службы судебных приставов. Таким образом, о проведении проверки должно быть вынесено постановление, по форме и содержанию отвечающее требованиям, содержащимся в законодательных актах, которые регулируют отношения в сфере исполнительного производства.
Ранее статья 7 Закона 1997 г. не содержала четких требований к форме постановления, выносимого должностным лицом службы судебных приставов. В новом же Законе законодатель четко определил, что должно быть указано в постановлении судебного пристава-исполнителя. Так, пункт 2 статьи 14 Закона предусматривает, что постановление должно включать в себя:
- наименование подразделения судебных приставов и его адрес;
- дату вынесения постановления;
- должность, фамилию и инициалы лица, вынесшего постановление;
- наименование и номер исполнительного производства, по которому выносится постановление;
- вопрос, по которому выносится постановление;
- основания принимаемого решения со ссылкой на федеральные законы и иные нормативные правовые акты;
- решение, принятое по рассматриваемому вопросу;
- порядок обжалования постановления.
Постановление, вынесенное с нарушениями к требованиям, которые предусмотрены к данному акту, может быть обжаловано в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов или оспорено в суде. Поэтому требования, предъявляемые к форме постановления, носят весьма значимый характер.
Новая глава Закона
В Закон вошла совершенно новая глава «Извещения и вызовы в исполнительном производстве» (глава 4 Закона).
Так, лица, участвующие в исполнительном производстве, извещаются об исполнительных действиях и о мерах принудительного исполнения или вызываются к судебному приставу-исполнителю либо на место совершения исполнительных действий повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой, телеграммой, с использованием электронной, иных видов связи и доставки или лицом, которому с его согласия судебный пристав-исполнитель поручает их доставить (п. 1 ст. 24 Закона).
Однако пункт 2 статьи 24 Закона предусматривает возможность для судебного пристава-исполнителя совершать исполнительные действия и применять меры принудительного исполнения без предварительного уведомления об этом лиц, участвующих в исполнительном производстве. Это возможно в случаях, когда исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, а также при наложении ареста на имущество и принятии иных обеспечительных мер.
Кроме того, глава 4 Закона определяет содержание, порядок доставки и вручения повестки, иного извещения и регламентирует последствия отказа от принятия повестки, иного извещения или неявки за их получением.
это важно
В новом Законе расширен перечень случаев, когда возможно совершение исполнительных действий и применение мер принудительного исполнения в нерабочие дни, а также в рабочие дни с 22 до 6 часов.
Время встречи изменить нельзя...
В новом Законе, как и в Законе 1997 г., предусмотрено, что исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются в рабочие дни с 6 до 22 часов. Однако относительно совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения в нерабочие дни, а также в рабочие дни с 22 до 6 часов появился ряд нововведений.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 12 Закона 1997 г., применение мер принудительного исполнения в нерабочие дни, установленные федеральным законом или иными нормативными правовыми актами, допускалось только в случаях, не терпящих отлагательства, или в случаях, когда по вине должника их совершение в другие дни невозможно. При этом совершение исполнительных действий в рабочие дни с 22 до 6 часов допускалось лишь в случаях, создающих угрозу жизни и здоровью граждан.
В новом Законе эти два основания объединены в пункте 3 статьи 35. Расширен перечень случаев, когда возможно совершение исполнительных действий и применение мер принудительного исполнения в нерабочие дни, установленные федеральным законом или иными нормативными правовыми актами, а также в рабочие дни с 22 до 6 часов.
Так, помимо случая, содержащегося в Законе 1997 г., подпункты 2, 3 и 4 пункта 3 статьи 35 нового Закона предусматривают проведение исполнительных действий и применение мер принудительного исполнения, когда исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе:
- связано с проведением выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления;
- состоит в исполнении определения суда об обеспечении иска, обращения взыскания на имущество должника, подверженное быстрой порче.
Исполнительные действия
В отличие от главы 3 Закона 1997 г. «Основание применения мер принудительного исполнения» глава 7 Закона помимо оснований применения мер принудительного исполнения регламентирует процесс совершения исполнительных действий. Так, пункт 1 статьи 64 Закона содержит перечень исполнительных действий судебного пристава-исполнителя в процессе исполнения требований исполнительных документов. Следует отметить, что этот перечень не является исчерпывающим.
Наибольший интерес в ходе рассматриваемого вопроса для нас представляют подпункты 2, 3, 5 и 6 пункта 1 статьи 64 Закона, в соответствии с которыми судебный пристав-исполнитель вправе:
- запрашивать необходимые сведения у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки;
- проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов;
- входить в нежилые помещения и хранилища, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов;
- с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника — без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником.
Расширяются и права судебного пристава-исполнителя в порядке обращения взыскания на имущество должника (п. 1 ст. 64 Закона). Так, согласно пункту 7 статьи 69 главы 8 Закона, по требованию судебного пристава-исполнителя должник обязан представить сведения о принадлежащих ему правах на имущество, в том числе исключительных и иных правах на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, правах требования по договорам об отчуждении или использовании указанных прав, в размере задолженности.
Ранее в Законе 1997 г. эта норма закреплена не была, что в значительной мере затрудняло исполнение судебным приставом-исполнителем исполнительного документа, хотя и не освобождало должника от обязанности представления такого рода документации в службу судебных приставов в ходе осуществления исполнительного производства.
Таким образом, в новом Законе более подробно регламентированы вопросы, касающиеся проверок в процессе совершения судебным приставом-исполнителем исполнительных действий.
Другие новинки Закона
Содержание новых глав, введенных в Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ, показано в таблице.
Таблица. Содержание новых глав Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»
Номер главы | Название главы | Содержание |
---|---|---|
3 | «Сроки в исполнительном производстве» |
|
4 | «Извещения и вызовы в исполнительном производстве» |
|
12 | «Взыскание штрафа, назначенного в качестве наказания за совершение преступления. Порядок исполнения исполнительного документа о конфискации имущества» |
|
18 | «Сроки и порядок обжалования постановлений и действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов» |
|
Кроме того, в новом Законе предусмотрено обязательное привлечение профессионального оценщика в большинстве спорных случаев (ст. 85 Закона), содержится ряд новшеств в вопросах, связанных с арестом ценных бумаг, обращением на них взыскания, а также деятельностью профессиональных участников фондового рынка (ст. 82 Закона) и т. д.
Несмотря на то что вышеперечисленные положения Закона не относятся к предмету рассмотрения и не могут быть освещены в рамках данной статьи, хотелось бы отметить их актуальность и значимость в сфере регулирования отношений, складывающихся в процессе совершения исполнительного производства.
На сегодня Федеральный закон № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» нельзя охарактеризовать отрицательно или положительно. Так как он введен в действие сравнительно недавно, то необходимо время, чтобы он показал свою работоспособность.
Подписка на новости и полезные материалы
В статье использованы фото с сайта freepik.com или shutterstock.com