Нет договора — нет расхода?

Нет договора — нет расхода?

31.01.2008 распечатать

Пожалуй, каждому бухгалтеру известно, что при налогообложении прибыли в расходы можно включить только те выплаты сотрудникам, которые предусмотрены трудовым (коллективным договором). Вместе с тем не стоит писать «пропало», даже если инспекция обнаружит, что договоров как таковых на фирме нет.

О том, что при расчете налога на прибыль можно учесть лишь выплаты работникам, которые производятся на основании трудового (коллективного) договора, в Налоговом кодексе говорится сразу в двух нормах: статья 255 указывает, что в расходы на оплату труда включаются начисления работникам, предусмотренные трудовыми и (или) коллективными договорами; а статья 270 запрещает уменьшать налоговую базу на вознаграждения, выплачиваемые не на основании трудового договора.

Казалось бы, если с сотрудником по тем или иным причинам не оформлен трудовой договор, то выдаваемую ему заработную плату учесть в расходах не получится. Но на самом деле это не совсем так. Дело в том, что Конституционный Суд в своих решениях неоднократно указывал, что нормы права, содержащиеся в различных отраслях законодательства, должны соотноситься между собой (постановление КС от 14 июля 2003 г. № 12-П, определение КС от 4 апреля 2006 г. № 98-О). Применяя этот вывод к налогам, получаем следующее: если какое-либо действие допустимо с точки зрения одной отрасли права (например, гражданского или трудового), то это действие не должно ограничивать права налогоплательщика.

В нашем случае это означает, что при решении вопроса о судьбе выплат сотрудникам, с которыми не оформлены трудовые договоры, нельзя ограничиваться только нормами Налогового кодекса. Ведь он не регулирует порядок заключения и оформления трудовых договоров. Следовательно, нужно обратиться к Трудовому кодексу.

Форма договора

Трудовой кодекс, в свою очередь, гораздо лояльнее относится к форме трудового договора. Так, с одной стороны, статья 67 ТК требует, чтобы трудовой договор оформлялся в виде единого письменного документа, в двух экземплярах, подписанных обеими сторонами. В то же время, защищая работника, Трудовой кодекс вводит правило: если сотрудник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя, то трудовой договор считается заключенным, даже если он не оформлен письменно (ч. 2 ст. 67 ТК). При этом заключение трудового договора влечет обязанность работодателя оплатить труд работника. Об этом сказано в статье 56 ТК.

Выходит, что любое лицо, допущенное организацией к работе, имеет право на получение заработной платы. Причем вознаграждение в данном случае выплачивается на основании именно трудового договора, который в силу прямого указания в Трудовом кодексе считается заключенным.

Таким образом, трудовое законодательство допускает заключение трудового договора как в письменной форме, так и путем совершения конклюдентных действий — допуска сотрудника к работе с ведома или по поручению работодателя.

Применяя к этой ситуации вывод, сделанный Конституционным Судом о том, что действия, дозволенные той или иной отраслью права, не могут приводить к ущемлению прав налогоплательщика, получаем, что зарплату, выданную сотрудникам, не оформившим трудовой договор, но допущенным к работе, можно учитывать при налогообложении прибыли.

Этот вывод верен еще и потому, что нигде в Налоговом кодексе не говорится о том, что трудовой договор должен быть заключен именно в письменной форме. На ту же чашу весов ложится и формулировка пункта 21 статьи 270 НК: запрещается учитывать в расходах вознаграждения помимо тех, которые выплачиваются «на основании трудовых договоров». А ведь, как мы уже выяснили, заработная плата сотрудникам, допущенным к работе без оформления письменного трудового договора, выплачивается именно на основании трудового договора. Выходит, что ни статья 255, ни статья 270 НК не запрещает учесть в расходах оплату труда сотрудникам, даже если письменные трудовые договоры не оформлены.

Документальное подтверждение

А как же быть с требованием статьи 252 Налогового кодекса о документальном подтверждении каждого расхода? Можно ли считать, что они выполнены в отношении выплат, которые произведены на основании одного лишь факта допуска работника к выполнению должностных обязанностей?

На наш взгляд, в данном случае выплату можно считать документально подтвержденной и без письменного трудового договора, но при условии, что в организации есть иные документы, свидетельствующие о факте допуска сотрудника к работе. Таковыми могут быть, например, приказ о приеме на работу или служебная записка в бухгалтерию об оплате труда сотрудника, платежная ведомость, подписанная руководителем организации, и т. п.

От теории к практике

Вывод о том, что в расходы на оплату труда можно включить в том числе и выплаты сотрудникам, с которыми письменный трудовой договор не оформлен, поддерживают и арбитражные суды.

Так, ФАС Северо-Западного округа отметил, что отсутствие трудового договора не свидетельствует о том, что трудовых отношений не было. При этом в качестве документов, подтверждающих факт выполнения трудовых обязанностей сотрудником, суд принял штатное расписание, заявления работника о приеме на работу и об увольнении, приказы о приеме на работу и об увольнении, лицевой счет работника, расчетные листки по заработной плате (постановление от 11 октября 2007 г. № А42-5270/2006).

ФАС Восточно-Сибирского округа указал инспекторам на то, что непредставление организацией трудовых договоров с сотрудниками никак не влияет на ее право учесть фактические расходы на оплату труда. При этом суд отдельно отметил, что данные расходы полностью соответствуют критериям ст. 252 НК, поскольку они подтверждены справкой о выплаченной заработной плате, расходными кассовыми ордерами и платежными ведомостями (постановление от 10 октября 2007 г. № А33-15270/06-Ф02-6504/07).

А. Смирнов, юрист, — для «Федерального агентства финансовой информации»

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...