Непотопляемый «Бухгалтер»

Непотопляемый «Бухгалтер»

30.12.2008 распечатать

В 1989 году песня о «милом бухгалтере» в исполнении зажигательных солисток первой в Советском Союзе девичьей поп-группы «Комбинация» гремела буквально из каждого окна. Давно канул в Лету СССР, распалась группа, сменилось поколение за теми самыми окнами, а «Бухгалтер» до сих пор живет.

В чем же секрет этой песни с ее незамысловатым текстом и незатейливым мотивом? Благодаря чему она завоевала столь огромную популярность? Об этом мы решили спросить автора и исполнительницу «Бухгалтера», Заслуженную артистку России Алену Апину.

– Я не могу дать однозначный ответ на этот вопрос. Тем более что автором текста песни была я сама — ну разве можно сказать о своем детище что-нибудь, кроме самых теплых слов? Не хотелось бы уподобиться родителям, у которых эмоции перехлестывают здравый смысл. Бесспорно, песня получилась хорошая, раз уж она не растворилась под гнетом самого главного критика — Времени. Но, думаю, дело в данном случае не только и не столько в стихах, сколько в судьбоносном стечении обстоятельств. Да, слова были мои, но что бы из них вышло без музыки Виталия Окорокова, еще не известно. И кто знает, стала бы эта песня непотопляемым хитом без клипа, который создал Сережа Костич? Я уже не говорю о нашем с Таней Ивановой исполнении.
– Но клип уже давно не крутят на ТВ, а вот песня продолжает звучать в эфире. Почему?
– Песня до сих пор входит в мой постоянный репертуар. Думаю, потому, что в какой-то степени благодаря и ей в России сформировался класс современной бизнес-элиты. И это не пустые слова. Знаете, нас вместе с Таней Ивановой время от времени просят о совместных выступлениях только для того, чтобы услышать «Бухгалтера» в исполнении обеих солисток группы «Комбинация»! И такое выступление дорогого стоит. Кстати, для многих первым толчком к сегодняшнему финансовому благополучию стала именно песня «Бухгалтер». Отчасти благодаря ей профессия бухгалтера обрела популярность, стало не стыдно работать обычным работником учета, не стыдно считать и любить деньги. Для начала 90-х это стало дерзким откровением, хоть и выраженным несколько наивным языком.
– А будущее, по Вашему мнению, у этой песни есть?
– Знаете, мы как-то вместе со своими музыкантами решили подсчитать, сколько раз исполняли ту или иную песню, начиная с момента ее появления. За точность расчетов я отвечать не могу, но одна закономерность стала очевидна: все песни в тот или иной момент выпадали из репертуара на какое-то время. Многие из них со свежими аранжировками вновь возрождались к жизни — например, песня «Узелки». Но о «Бухгалтере» этого сказать нельзя — уже более 18 лет эта песня не выходит из репертуара. Ну ни разу не было такого, чтобы Апина вышла на сцену и не исполнила «Бухгалтера»! Даже во время непродолжительных выступлений — получасовых, сорокаминутных — она становится обязательной частью программы. Потому что люди хотят ее слышать снова и снова. Уверена: пока я буду петь, будет существовать и мой «Бухгалтер». Ему от меня никуда не деться и мне от него тоже.
– А на Вашей жизни популярность этой песни как-то отразилась?
– Отразилась, скорее, не возникшая в одночасье популярность, а сама композиция — она стала неким переломным моментом в моем творчестве, после которого я смогла начать свою сольную карьеру. Так случилось, что именно после просмотра клипа на эту песню на меня обратил внимание продюсер Александр Борисович Иратов. До этого момента он не только не воспринимал «Комбинацию» всерьез, а вообще считал, что эту группу следует убрать со сцены. И лишь увидев наш клип, Александр Борисович изменил свою точку зрения — оказалось, что и петь-то мы умеем, и репертуар-то у нас замечательный, и сами-то мы очень даже ничего! После этого во время одной из наших встреч он и предложил мне свою поддержку в организации сольной карьеры. Так что вся моя карьера сложилась благодаря песне «Бухгалтер».
– Герой вашей песни — мужчина. Как Вы думаете, бухгалтерия — это мужская или, скорее, женская профессия?
– Честно говоря, понятия не имею. И я в принципе не представляю себе, чем занимаются эти люди — для меня все ассоциации с бухгалтерией заканчиваются на тех самых дебите и кредите, которые почему-то не сводятся. Сама по себе я очень эмоциональный и активный человек, и мне лично такая работа представляется очень не простой — целыми днями, месяцами, годами сидеть на одном месте и, склонившись над цифрами, выстраивать их в соответствии с какой-то логикой... Мне эти люди всегда представлялись какими-то героическими инопланетянами.
– Как же Вы представляете себе современного бухгалтера?
– В первую очередь он у меня ассоциируется со словом «олигарх». По-моему, умный бухгалтер в настоящее время сможет добиться абсолютно всего, и эта профессия мне представляется очень полезной и влиятельной. Знаете, когда я выступаю на корпоративных вечеринках, то перед тем, как исполнить «Бухгалтера», обязательно говорю: тому, кто громче всех будет мне подпевать, главный бухгалтер в скором времени обязательно повысит зарплату. Вы и представить себе не можете, что начинает твориться в зале — все начинают громко петь, не сводя при этом восторженных взглядов с главбуха. Поэтому, если раньше образ бухгалтера ассоциировался с кротом из сказки «Дюймовочка» в толстенных очках и нарукавниках, то сейчас все изменилось — бухгалтерия превратилась в престижную, со значительной долей гламура профессию. По крайней мере, по моим ощущениям.
– А кто в Вашей семье отвечает за финансы?
– Начнем с того, что какой-то глобальной бухгалтерии, о которой пишут в умных книжках, в нашей семье нет. Вообще, каждый раз перед предстоящими крупными тратами — ремонт, покупка недвижимости — мы заводим так называемый гроссбух, куда старательно записываем свои расходы. Энтузиазма хватает буквально на полторы страницы — так уж сложилось, что ни я, ни мой муж, ни дети не делаем культа из денег и этой науки — бухгалтерии. Возможно, кто-то скажет: мол, это плохо, но, по-моему, для того мы и работаем, чтобы не чувствовать своей зависимости от денег. А как только берешь за правило подсчитывать, сколько и на какие нужды потратил, то начинается паника: оказывается, на всякую ерунду — сумочки, косметику — расходуются баснословные суммы! А я не могу не тратиться на эту «мелочевку». Потому что я — артистка. И потому что я — женщина. В общем, для себя я уже давно вывела некую формулу: либо ты считаешь и бережешь деньги, либо живешь ярко и красиво. Конечно, хочется порой иметь огромные счета, средневековые замки, эксклюзивные машины и белоснежные яхты, но я понимаю, что при моем отношении к искусству распоряжения деньгами достичь всего этого очень трудно.
– Значит, умение руководить денежными потоками — это искусство?
– Конечно! У меня, к примеру, деньги не то, что сквозь пальцы, сквозь каблуки протекают. Где ни пройду — там и остаются, как в зыбучие пески проваливаются. Но я знаю множество людей, которые совсем иначе относятся к своим капиталам, и те отвечают им взаимностью: копятся, реализуются в какие-либо глобальные проекты. При этом нельзя сказать, что эти люди «над златом чахнут», просто у них как-то иначе складываются отношения с деньгами. А в нашей семье так не получается, но менять близкий нам уклад жизни только ради того, «чтобы все было, как у других», мне кажется, не стоит.
– Но, наверное, на заре своей карьеры, еще выступая в составе «Комбинации», Вы вряд ли могли себе позволить столь вольное отношение к деньгам...
– Тогда и денег-то как таковых не было, а раз их нет, то что считать? Секрет группы «Комбинация» заключался в очень простой вещи: в том, что каждая слушательница, зрительница, поклонница, а таких был весь Советский Союз, могла бы представить себя на нашем месте. Тогда у нас не было ни специализированных журналов, ни стилистов, ни продюсеров, то есть всего того, что и составляет настоящий шоу-бизнес. Был энтузиазм, везение и непрестанная работа. Что называется, не до жиру, быть бы живу. Как только у нас появлялись хоть какие-то деньги, мы тут же бежали в распространенные тогда комиссионки и к спекулянтам, чтобы приобрести что-нибудь для выступления. В общем, экономить тогда было попросту нечего. Первый год мы стремились только к одному — доказать, что в столицу мы «понаехали» не зря. На исходе второго года в кошельке уже начали мелькать кое-какие деньги, но опять же тогда существовало множество важных обязательств, как то помощь далеко не богатым родителям. Только по прошествии трех лет у меня появились средства, которыми я могла более-менее свободно распоряжаться. Тогда же у меня появилась и первая валюта (то ли 10, то ли 15 долларов), чем я очень гордилась. Что интересно, тогда, в 91-м году, мужчин настораживало то, что у девушки есть собственные средства.
– Как Вы думаете, почему?
– Потому что свобода в деньгах — это, в первую очередь, свобода в мыслях и поступках. Раньше ведь нас учили, что деньги — зло, а быть богатым — плохо. И, если кто-то богат, значит, именно он стал тем, из-за кого бедствует весь народ. А то обстоятельство, что при желании и упорстве деньги можно заработать собственным умом или трудом, как-то не учитывалось. Мне кажется, что в нашей стране люди из-за этого привыкли бояться денег, а с ними надо уметь подружиться.
– А работник учета, по Вашему мнению, умеет дружить с деньгами?
– Мне кажется, что любой современный бухгалтер, особенно если он не начинающий, а уже опытный и состоявшийся, должен быть с деньгами «на ты». По крайней мере, именно это качество, как я уверена, свойственно профессионалу, тому самому специалисту, за которого держится работодатель. Я знаю немало людей, которые относятся к своим бухгалтерам как к компаньонам. Да, никогда не стоит стесняться того, что работаешь простым среднестатистическим работником учета, но при этом всегда нужно стремиться к тому, чтобы через какое-то время стать незаменимым специалистом. Стать тем, кого ищут. А умных, хороших, хватких бухгалтеров ищут всегда — это просто такая профессия, что и артисту нужна, и для комбайнера важна.

Марина Никитина

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.