Необходимо ликвидировать противоречия

Необходимо ликвидировать противоречия

02.03.2007 распечатать

Несмотря на то что виды налогов можно пересчитать по пальцам, у бюджета любой компании они «отнимают» существенные суммы финансовых средств. Количество обязательных отчислений не идет ни в какое сравнение с массивом фискальных проблем, которые возникают у предприятий. Вероятно, чтобы изменить сложившуюся ситуацию, прежде всего необходимо разобраться в природе таких проблем и ликвидировать причины их возникновения.

Как показывает практика, в основе всех спорных вопросов, связанных с налогами, лежат многочисленные противоречия в законодательстве. К примеру, поскольку компания «ФЕЛИКС» является как производственной, так и торговой организацией, она должна ориентироваться в своей работе на два документа, регламентирующие правила распределения затрат. Однако эти нормативные акты содержат несовместимые требования, в первую очередь в отношении формирования незавершенного производства. Согласно первому документу, в целях управленческого учета компания должна применять один метод, а в соответствии со вторым — другой. При этом между собой эти методы практически несовместимы. Наблюдается явная недоработка в законодательстве. Более того, до недавнего времени головной болью всех организаций была ситуация, когда приходилось выбирать между нередко противоречащими разъяснениями по вопросам применения нормативной базы по налогам двух ведомств — Минфина и ФНС. С 1 января 2007 года вступила в силу поправка, внесенная в Налоговый кодекс, которая призвана исправить сложившееся положение. Но, к сожалению, порой сотрудники даже одного ведомства на одинаковые вопросы дают противоположные ответы. Так, несколько лет назад компания «ФЕЛИКС», направив в госорган запрос и не удовлетворившись неполным и нелогичным разъяснением, перефразировала свой вопрос и получила от чиновников совершенно противоположный ответ. Очевидно, что при таком раскладе у инспекторов всегда будет возможность привлечь компанию к ответственности за нарушение налогового законодательства.

Есть надежда, что налоговые нововведения, вступающие в силу с 1 января 2007 года, позволят ликвидировать отдельные противоречия, существующие на сегодняшний день в законодательстве. Но лишь 2007 год сможет наглядно продемонстрировать, насколько все внесенные коррективы облегчат работу организаций. Налоги

Новый «подарок» налогоплательщикам — введение заявительного порядка возмещения НДС. Улучшится ли ситуации с возвратом этого налога, который сейчас практически в 100 процентах случаев возмещается через суд? Попробуем разобраться на примере экспортного НДС. Внесенные в Налоговый кодекс коррективы ликвидировали противоречивые моменты и значительно упростили процесс возмещения налога. Правда, возникают сомнения в легкости возврата НДС из бюджета. И эти опасения небезосновательны. После того как в 2006 году ФНС столкнулась с проблемой сбора этого налога в бюджет, всерьез рассчитывать на то, что в 2007 году она охотно и без проволочек начнет возмещать НДС организациям, не приходится. Тем не менее эта проблема незначительно отразится на работе, к примеру, компании «ФЕЛИКС», у которой объемы реализации собственной продукции на зарубежных рынках невелики, чего не скажешь об экспортно-ориентированных организациях. Напомним, в составе холдинга «ФЕЛИКС» действуют два иностранных представительства — в Германии и ОАЭ, основная функция которых — продвижение товара на зарубежных рынках. Поэтому расходные статьи связаны лишь с содержанием данных представительств, а вся полученная ими выручка перечисляется головной компании. При достижении представительствами определенных объемов реализации, вероятно, будет целесообразно ставить вопрос о необходимости их обособления, но в настоящее время речь идет именно об обычном экспорте. Если все нововведения в отношении возмещения НДС будут действовать, по крайней мере, в соответствии с прописанными «задумками» законодателей, то это может способствовать существенному росту объема экспортной продукции. В ином случае экспортеры вынуждены будут включать в стоимость реализуемого товара суммы налога, которые «зависают» в бюджете.

Между тем имеются и положительные примеры реализации законодательных инициатив. Например, отмена в 2006 году налога на имущество с запасов. Имея высокие продажи, компания «ФЕЛИКС» вынуждена держать на складе большие объемы продукции. А поскольку товар является дорогостоящим, то предприятию до 2006 года приходилось уплачивать в бюджет значительные суммы налога на имущество. Поэтому можно надеяться, что новые правила, касающиеся уплаты данного налога в 2007 году, также позволят улучшить положение предприятий. Но, как показывает практика, нередко компаниям выгоднее отказываться от «помощи» законодателей. Льготы и скидки

Еще в 2006 году отечественные предприятия получили возможность не платить НДС при передаче рекламных товаров, стоимость единицы которых меньше 100 рублей. Но чтобы правомерно пользоваться этой льготой, компании обязаны вести раздельный учет операций, облагаемых и не облагаемых НДС. Для крупных организаций, у которых спектр таких товароопераций достаточно широк, ведение раздельного учета не составляет большого труда. Но вот для среднего и малого бизнеса выполнение данного условия потребует увеличения издержек. Более того, если рекламные расходы компании не превышают 5 процентов от ее совокупных затрат по товарооперациям, предприятию целесообразнее отказаться от налоговой льготы, поскольку издержки на ведение раздельного учета в данном случае будут превышать даже сумму расходов на рекламу.

Также интересна ситуация, связанная с учетом скидок, которые в целях налогообложения можно разделить на две группы. На сегодняшний день широкое распространение получили скидки, предоставляемые клиенту непосредственно в момент покупки товара. Но если размер дисконта превысит 20 процентов от стоимости продукции, то у компании-продавца могут возникнуть проблемы с инспекторами. Ведь, согласно Налоговому кодексу, контролеры имеют возможность проверить правомерность такой скидки и соответствие стоимости товара рыночным ценам. Хотя доказать, что предприятие реализовало продукцию по цене ниже рыночной, достаточно сложно, но, имея такое право, налоговая инспекция может доначислить налог на прибыль и НДС. Организации придется отстаивать свою правоту в суде, что также потребует дополнительных затрат.

Наибольшие противоречия в законодательстве связаны с так называемой бонусной скидкой, которая предоставляется покупателю уже после приобретения товара при выполнении определенного ряда условий (например, осуществлении закупки на установленную сумму, оплате раньше оговоренного срока). Но стоит помнить, что данные условия в обязательном порядке должны быть прописаны в контракте, иначе их предоставление будет неправомерным. В законодательстве не в полной мере прописаны правила учета и налогообложения данного вида скидок. НК РФ дает компаниям право включать такой дисконт в состав внереализационных расходов и, следовательно, уменьшать на эту сумму базу по налогу на прибыль. Однако предприятию, скорее всего, не удастся избежать проблем, связанных с расчетом и уплатой НДС. Ведь, в соответствии с Налоговым кодексом, компании должны начислять НДС к оплате по мере отгрузки продукции. Поскольку в данном случае факт отгрузки состоялся до предоставления скидки и, соответственно, налог уже начислен, основания по уменьшению НДС у организации отсутствуют.

На сегодняшний день бонусные скидки применяют лишь отдельные отечественные компании. Но, учитывая, что это достаточно перспективный способ привлечения клиентов, с уверенностью можно говорить о скором буме вокруг него. Поэтому уже сейчас необходимо привлечь внимание законодателей к этому нормативному пробелу. Предприятия, конечно, могут рисковать и при использовании таких скидок уменьшать сумму НДС, начисленную к уплате в бюджет, но вполне возможно, что обоснованность таких действий им придется отстаивать в суде. Отчетность и проверки

Если компания работает успешно и достаточно долгое время, она, скорее всего, уже вывела для себя формулу для выхода из спорных ситуаций. Однако у добросовестных налогоплательщиков все чаще возникают проблемы организационного характера. К примеру, компания «ФЕЛИКС» еженедельно получает шквал запросов от инспекторов по встречным налоговым проверкам. Как следствие, сотрудники бухгалтерии вынуждены заниматься копированием большого объема информации, а не своими прямыми обязанностями. Естественно, что все это приводит к снижению эффективности их работы, и, как следствие, предприятие вынуждено нанимать дополнительных специалистов.

Кроме того, компания «ФЕЛИКС» имеет холдинговую структуру, поэтому практически ежемесячно проходит камеральную проверку, что также отвлекает сотрудников от основной работы.

В свою очередь, сроки проведения выездных проверок порой необоснованно затягиваются, поскольку инспекторы часто пользуются правом на их приостановку. Возможно, конечно, это связано с тем, что контролеры для обоснования определенных операций компании направляют запросы ее контрагентам. При этом проверяющие могут не принимать к зачету НДС по определенным операциям в том случае, если партнер на направленный в его адрес запрос не отвечает. В результате компании приходится помогать инспекторам и искать своих контрагентов.

Порядок проведения камеральных, выездных и встречных проверок существенно подкорректировали. Новые правила вступили в силу в начале года. Изменится ли что-то к лучшему, покажут первые прецеденты. «Электронка»

Количество предприятий растет, поэтому введение электронной отчетности значительно облегчит работу инспекторов. В свою очередь, предприятиям также более выгодно отчитываться в электронном формате, поскольку это позволит исключить человеческий фактор при вводе информации в базы данных. Компания «ФЕЛИКС» с 2002 года сдает отчетность на дискетах, а в 2006 году апробирован способ передачи деклараций через Интернет. Но в период сдачи отчетности на бумажных носителях организация неоднократно сталкивалась с ситуацией, когда сотрудники налоговых инспекций заносили информацию из деклараций неверно. Представление электронной отчетности позволит избежать подобных казусов. Кроме того, у компаний появилась возможность через Интернет оперативно отслеживать состояние своих налоговых счетов. Ведь сейчас их приходится постоянно «мониторить» на наличие ошибок, а обнаружив их, представлять инспекторам дополнительные документы по обоснованию своей позиции.

Единственный негативный момент, с которым столкнутся при сдаче электронных деклараций крупные компании, — двойная отчетность. Но он связан с сутью обособленных подразделений, а не со спецификой сдачи электронных отчетных документов. Каждый филиал или дочернее общество холдинга должны отчитываться в налоговые инспекции по месту своей регистрации. Избежать ситуации с двойной отчетностью позволит введение правила по сдаче отчетности группы компаний в центральную налоговую инспекцию, из которой информация будет распределяться по региональным отделениям.

Структура холдинга «ФЕЛИКС»:

  • две фабрики по выпуску офисной и гостиничной мебели;
  • ДОК «Жарковский»;
  • складской комплекс;
  • 14 фирменных салонов в Москве, два — в Санкт-Петербурге, 32 — в регионах;
  • 2 иностранных представительства.

Ирина Фомичева, финансовый директор компании «ФЕЛИКС»

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.