Нематериальные активы: сложности учета

Нематериальные активы: сложности учета

20.12.2006 распечатать

Глубокое проникновение нематериальных активов в структуру капитала привело к тому, что проблема их учета стала очень актуальной. Во многих международных и российских компаниях именно нематериальные активы являются основой бизнеса, когда наряду с материальными средствами торговые марки и бренды, программное обеспечение вносят огромный вклад в развитие предприятия. В связи с этим руководители фирм столкнулись с проблемой: как правильно организовать управленческий учет таких активов в компании.

Многие финансисты и бухгалтеры не имеют четкого представления о том, по каким стандартам вести управленческий учет нематериальных активов. Однако специалисты придерживаются мнения, что лучше всего в данном случае применять МСФО. В основном это связано с тем, что в рамках международных стандартов накоплен достаточно обширный материал, который позволяет компаниям реально оценивать стоимость их активов и принимать управленческие решения по их использованию.

Предпочтение отдаем МСФО

На сегодняшний день стандарт МСФО 38 «Нематериальные активы» представляется самым разработанным. В результате каждая компания, которая начинает учет НМА по МСФО 38, с накоплением опыта может на его основе выработать свои методы.

Далеко не в каждой компании есть необходимость вести управленческий учет нематериальных активов. Это следует делать только в том случае, если НМА действительно оказывают существенное влияние на функционирование бизнеса и приносят компании прибыль. Чаще всего малым и средним фирмам нет нужды учитывать их отдельно. Но если компания обладает сильными брендами и товарными знаками или работает в высокотехнологичных сегментах (информационные технологии, биология и фармакология, инженерные разработки), в которых НМА определяют структуру бизнеса и являются основой развития компании, то их учет необходим.

Прежде всего нужно определить, что же относится к НМА. Согласно МСФО 38, нематериальный актив признается таковым, если:

  • есть уверенность в том, что в дальнейшем компания сможет получить экономические выгоды от его использования;
  • стоимость актива может быть точно и надежно оценена.

В первую очередь к нематериальным активам можно отнести: торговые марки; фирменные наименования; программное обеспечение; лицензии и франшизы; авторские права, патенты и другие права на промышленную собственность, обслуживание и эксплуатацию; рецепты, формулы, проекты и макеты.

Выявляем нематериальные активы

Если НМА тесно связан с материальным активом (основным средством), необходимо принять решение о том, какой элемент более важен: основное средство или нематериальный актив.

Примером может служить компьютер с программным обеспечением (ПО). Проблема обычно заключается в следующем: какое ПО можно отнести к нематериальным активам, а какое нет. Согласно правилам МСФО, если НМА может использоваться вне основного средства (в данном примере компьютера), то он признается таковым. В результате почти все программы считаются нематериальными активами. Но есть важное исключение. Если операционная система не может исполь- зоваться без компьютера, то она не будет являться НМА. Компании необходимо решить, что в этом случае более ценно: прибор или ПО – и можно ли его применять без компьютера. Если это возможно, тогда программное обеспечение относится к НМА, если нет, то к основным средствам.

В качестве еще одного примера можно привести бутылку сока. Так, сама она учитывается как материальное средство, но при этом выпускается с торговой маркой. В данном случае бутылка и бренд учитываются отдельно, так как они могут существовать независимо друг от друга.

Способы оценки

После того как объект признан НМА, встает вопрос о его оценке. В первоначальную стоимость нематериального актива включают:

  • покупную цену;
  • импортные пошлины;
  • невозмещаемые налоги, включенные в стоимость приобретения;
  • расходы на оплату юридических услуг;
  • затраты, напрямую связанные с подготовкой актива к использованию по назначению;
  • вычеты, такие как скидки и возврат переплаты.

Так, например, стоимость программного обеспечения включает в себя его цену и затраты на услуги по внедрению.

Кроме того, НМА может быть оценен по его рыночной стоимости, если таковая существует.

В российских компаниях программное обеспечение часто создают сами специалисты внутри фирмы. Вследствие этого возникает вопрос: как определить его стоимость? Актив создается в два этапа. Сначала проводят необходимые исследования, а затем приступают непосредственно к его разработке.

На стадии исследований расходы по созданию нематериального актива всегда признаются по мере их возникновения. Например, это может быть деятельность, направленная на получение новых знаний, поиск новых систем и услуг. На этапе разработки актив признается нематериальным только в том случае, если он удовлетворяет следующим параметрам:

  • компания может его использовать самостоятельно или продать;
  • есть возможность оценить затраты на создание актива;
  • руководство фирмы понимает, каким образом этот НМА будет приносить прибыль;
  • известны и посчитаны ресурсы, необходимые для завершения создания, использования или продажи актива.

Таким образом, стоимость НМА, образованного внутри компании, представляет собой общую сумму расходов, понесенных с даты, когда актив признан нематериальным. При этом в его цену должны быть включены все затраты на создание, включая накладные расходы и проценты по заемным средствам.

В качестве альтернативных способов оценки можно использовать рыночную стоимость при продаже актива, но это осложняется в целом малой ликвидностью. Также возможно применить метод аналогов, когда НМА компании оценивается, ориентируясь на стоимость схожих активов других организаций.

Третьим альтернативным методом является оценка НМА по будущим дисконтированным денежным потокам. Но этот способ применим только в том случае, если есть достоверный прогноз будущей прибыли от использования активов.

Нужно ли начислять амортизацию

Амортизация начисляется на весь срок эксплуатации НМА. Но если у актива не известен срок полезного использования, то на него амортизация не начисляется. Современное программное обеспечение быстро устаревает. Поэтому срок его эксплуатации чаще всего незначителен. Компания может установить его самостоятельно.

В основном организации применяют линейный метод амортизации. Также могут быть использованы и другие способы. Затраты, связанные с разработкой программного обеспечения, которое является нематериальным активом, переносятся на себестоимость продукции также с применением прямолинейного метода. Амортизация начисляется в течение всего срока полезной работы и эксплуатации НМА, который не превышает трех лет.

Списание нематериального актива происходит в тот момент, когда он перестает приносить прибыль. Финансовый результат, возникающий при списании, – это разница между чистыми поступлениями от выбытия и балансовой стоимостью актива.

Российские стандарты заменят международные

С внедрением IТ-технологий в отечественных компаниях будет постепенно вырабатываться практика учета нематериальных активов. Скорее всего, руководители компаний отдадут предпочтение именно ей, а не международным стандар-там. Это связано с тем, что в каж-

дой стране существует свой подход к учету нематериальных активов, основанный как на общеэкономической практике, так и на законодательных актах. В свою очередь, МСФО 38 основан на неких усредненных стандартах без учета особенностей национальных экономик.

По прогнозам специалистов, уже через несколько лет появятся общероссийские правила учета. Но пока эти рекомендации не выработаны, следует пользоваться МСФО как наиболее адекватным методом учета.

В Европе те же проблемы

На сегодняшний день в России еще не накоплена хорошая практическая база, ориентируясь на которую, можно было бы создать рамочные правила учета НМА. Это не только российская проблема. Например, Европейская комиссия лишь в 2003 году выпустила указания по управленческому учету НМА. При этом в самом исследовании отмечалось, что в дальнейшем практика учета НМА должна развиваться. В этой связи интересны разработки компании Intellectual Capital Services (ICS). Но они находятся в начальной стадии и не прошли достаточную практику в западных компаниях. Поэтому в России их широко применять не следует.

Обратите внимание

Актив признают нематериальным только в том случае, если его можно отделить от компании: продать, сдать в аренду или поменять. Также необходимо, чтобы сам предмет возникал из договорных или других юридических прав и в дальнейшем приносил фирме прибыль. Если все эти условия соблюдены, то актив можно признать нематериальным.

Александр Чачава, президент компании LETA IT-company

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...