Недоверчивое управление активами

Недоверчивое управление активами

20.09.2007 распечатать

Прошло уже порядка 20 лет, с тех пор как в стране наступило «новое время». Процесс шел медленно, постепенно, но как бы то ни было, в России появился средний класс, в том виде, как это понимают в других странах. Прослойка этих людей среди прочих тонкая, в процентном соотношении небольшая. Но с учетом количества населения на 1/6 части суши, набирается достаточно крупное «поголовье». За прошедшие годы эти люди успели тем или иным способом подсобрать деньжат, и в последнее время встал вопрос о том, как накопленное сохранить, то есть защитить запасы от инфляции, а по возможности и приумножить.

Азбука «юного инвестора»

Современный российский финансовый рынок предлагает несколько путей увеличения капитала. Наиболее простой и опробованный путь — депозит в банке. Но у него есть недостатки. Процентная ставка находится на уровне инфляции, а зачастую и меньше. Поэтому рассматривать банки как средство увеличения накоплений несерьезно. К тому же существует риск потерять все или часть из своих средств из-за банкротства кредитной организации. Инвестирование в ценные бумаги выглядит гораздо интереснее. Однако и здесь возникают определенные трудности. Одни связаны со сложностью понимания видов ценных бумаг, их статуса, ликвидности. Другие носят административный характер: для проведения операций нужна лицензия ФСФР (Федеральной службы по финансовым рынкам) на ведение профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. В последнее время все большую популярность набирает обращение к механизму доверительного управления, который регулируется главой 53 Гражданского кодекса, Законом о рынке ценных бумаг и другими нормативными актами.

Договор о доверительном управлении позволяет наиболее гибким образом построить взаимоотношения между инвестором и управляющей компанией. В договоре инвестор именуется учредителем управления, а управляющая компания — доверительным управляющим. Учредитель должен быть собственником передаваемого имущества. Доход, извлекаемый из управления, передается в общем случае некоему третьему лицу — выгодоприобретателю, коим на практике и является инвестор. Имуществом, передаваемым по договору, могут быть объекты недвижимости, предприятия, ценные бумаги, права, удостоверенные бездокументарными ценными бумагами, исключительные права и другое имущество. Гражданское законодательство не позволяет передавать деньги в ДУ, однако запрет не относится к средствам, направленным на приобретение ценных бумаг. Существенными условиями, без которых договор недействителен, являются перечень имущества, выгодоприобретатель, размер вознаграждения управляющему, срок действия (не более 5 лет), соблюдение письменной формы. Право клиента знать все о своих сбережениях, отданных в управление, регулируется законодательством и прописано в соглашении, которое заключается дополнительно к договору ДУ.

Коллективист или эгоист?

Доверительное управление может быть коллективным и индивидуальным. Индивидуальное управление предполагает, что инвестиционный портфель собирается под одного клиента с учетом его пожеланий и выбранной им стратегии поведения на рынке. В свою очередь коллективное доверительное управление заключается в том, что инвестор передает собственное имущество в паевой инвестиционный фонд (ПИФ), имеющий определенную, единую для всех его членов стратегию, которую инвестор поменять уже не может. Разница в стратегиях между двумя формами ДУ определяется тем, что ПИФы могут инвестировать в ценные бумаги только в соответствии с жесткими требованиями ФКЦБ (Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг). Поэтому потенциальная возможность зарабатывать на фондовом рынке для ПИФов меньше, чем для индивидуального доверительного управления. Преимущество ИДУ — активные стратегии вплоть до спекуляций и коротких продаж на падающем рынке, возможность использовать фьючерсы и опционы. А портфель ПИФов состоит только из акций или облигаций. И если на рынке изменится конъюнктура, например, начнется падение на рынке акций, то пайщику придется самому перекладывать деньги из одного фонда в другой, чтобы по возможности сохранить выросший капитал, поскольку фонд будет придерживаться выбранной стратегии. Этим самым он защищает себя от претензий, поскольку инвестор был согласен со стратегией ПИФа, когда приобретал пай.

Если же при индивидуальном ДУ эти преимущества от вложения средств не используются, то можно считать потенциальную эффективность управления соответствующей вложениям в ПИФы. При выборе управляющего имеет смысл сравнить историческую доходность его стандартных стратегий с доходностью ПИФов. В условиях, когда процентные ставки по депозитам и банковским векселям постоянно снижаются, для сохранения временно свободных средств компания может вложить их в ПИФы. Двумя основными преимуществами ПИФа перед банковским депозитом являются возможность получить больший доход, а также то, что при необходимости вполне реально «вытащить» из ПИФа нужную сумму, не теряя при этом полученный доход.

Наряду с явными плюсами этот инструмент обладает серьезным недостатком: инвестиции в ПИФы не гарантируют доходность, а стоимость пая может упасть. Делая выбор в пользу ПИФа, компании следует помнить, что она принимает задекларированную правилами ПИФа стратегию управления. Ее средства находятся в общей массе активов, и фирма никак не может влиять на процесс управления, давать советы или высказывать свои пожелания управляющему.

Другое дело — индивидуальное доверительное управление. Основные его плюсы — большая по сравнению с ПИФами потенциальная доходность и индивидуальный подход к клиенту. Возможность получения значительного дохода объясняется тем, что для доверительного управляющего отсутствуют некоторые ограничения, присущие управляющему ПИФом. Так, в случае падения котировок акций законодательство запрещает последнему распродать все активы и переждать сложное в финансовом плане время. Кроме того, в составе активов ПИФа не могут находиться инструменты срочного рынка — опционы и фьючерсы. При доверительном управлении таких ограничений нет, а, например, срочный рынок позволяет хеджировать риски, минимизируя вероятность убытков.

Обычно управляющие компании (УК) предлагают несколько базовых вариантов доверительного управления. Но когда клиент крупный, они могут разработать для него персональный вариант, подходящий ему по соотношению риска и возможной доходности. Эта логика понятна, если рассматривать ситуацию с точки зрения вознаграждения управляющей компании. Допустим, УК получает за свою работу 2 процента в год от средней стоимости активов, находящихся под ее управлением. Если речь идет о 100 миллионах рублей, то за 2 миллиона рублей в год компания будет готова разрабатывать для клиента персональные схемы. А вот в случае, когда в управление передается имущество стоимостью «всего лишь» 10 миллионов рублей, клиенту, скорее всего, предложат один из базовых вариантов или паи ПИФов. Вообще доверительное управление обходится для клиента дороже, чем вложения в ПИФы, но, как уже было отмечено, потенциально более доходно.

Никаких временных ограничений доверительный управляющий устанавливать не вправе, в этом его преимущество перед банковскими депозитами или векселями. Инвестиционные решения доверительный управляющий принимает сам, что отличает его от брокера, действующего строго по указанию клиента, хотя в некоторых случаях инвестор может повлиять на стратегию управления. В любом случае предполагается, что отношения между клиентом и управляющим — доверительные, и первый знает обо всех операциях, которые проводились с его имуществом: когда и что приобреталось, в каких количествах, как повлияло на общую стоимость портфеля.

Доверяй да проверяй

Закон обязывает управляющего за свой счет возместить убытки в том случае, если его действия в результате конфликта интересов между ним и клиентом, о котором все стороны не были уведомлены заранее, нанесли последнему ущерб. Однако доказать такой ущерб достаточно сложно, поскольку действенных методов контроля, помимо аудита, нет, а рассчитывать на его независимость в нынешних условиях просто несерьезно. Сегодня единственным рычагом воздействия на УК остается только реноме компании, которая в условиях большого предложения на рынке не захочет терять клиентов из-за минутной выгоды. Между тем среди инвесторов, имеющих самостоятельный опыт работы на рынке ценных бумаг, сложилось мнение, что эффективность многих управляющих компаний преувеличена. Это вызвано злоупотреблениями и низкой квалификацией сотрудников управляющих компаний. По результатам отчетного периода доходность портфеля в ИДУ зачастую сравнима с индексом рынка или ненамного его превышает. Чудес от управляющих ждать не приходится: они такие же люди и рынок спрогнозировать не в состоянии. Однако они имеют возможность воровать «проценты» клиентов, показывая им фиктивные сделки. Помимо того, они могут занимать пассивную позицию на растущем, как сейчас, рынке, и в таком случае возникает резонный вопрос: зачем платить за ИДУ дополнительные проценты с дохода, если результат аналогичен паевым фондам?

Как бы то ни было, доверительное управление является одним из способов для приумножения сбережений и вполне отвечает требованиям нынешнего времени. Потребуется некоторое время, пока на рынке услуг по доверительному управлению произойдет формирование большого числа действительно профессиональных компаний, способных предложить даже мелкому инвестору достойное обслуживание.

Г. Ярошенко, обозреватель «Федерального агентства финансовой информации»

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.