Не обожгитесь «заморским» контрактом

Не обожгитесь «заморским» контрактом

26.02.2009 распечатать

Сегодня работа с иностранными контрагентами — это повседневная реальность российского бизнеса. Из-за границы по внешнеторговым контрактам в Россию поступают импортные товары, машины, оборудование. Далее отечественным компаниям необходимо расплатиться по своим обязательствам и легализовать товар на территории РФ, но если документарное сопровождение сделки будет с изъяном, то у фирмы возникнет немало проблем как с оплатой, так и с оформлением груза.

Письмо-300 и Инкотермс-2000

Очевидно, что руководство Банка России хочет знать, на каких основаниях российские предприятия переводят деньги своим иностранным контрагентам. Поэтому агенты валютного контроля — они же уполномоченные банки, через которые производятся платежи за рубеж, требуют от российской стороны договора следующие документы:

  • внешнеторговый контракт;
  • паспорт сделки по контракту.

Если же вы планируете перечислять деньги за границу по внешнеторговому контракту, то необходимо предоставить еще несколько документов:

  • заявку на покупку валюты, если ее необходимо приобрести;
  • заявление на перевод валюты;
  • справку о валютной операции.

Если правила заполнения паспортов сделок, распоряжений на продажу валюты и справок о валютных операциях регламентированы законодательно, и там невозможно указать неправильные данные, то для договоров поставок не существует никаких шаблонов вроде Инструкции № 117-И от 17 июля 2004 г. Особенно это касается соглашений, связанных с импортной продукцией.

Так есть ли возможность узнать, насколько заключаемый с иностранным контрагентом договор соответствует требованиям российского законодательства? И вправе ли чиновники вообще ограничивать свободу договора с зарубежной организацией? Оказывается, необходимый документ действительно существует и активно применяется на практике. Это Письмо Центрального Банка РФ от 15 июля 1996 г. № 300 «О Рекомендациях по минимальным требованиям к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактов». Основное назначение указанных рекомендаций — обеспечивать государственные интересы при осуществлении предприятиями внешнеэкономической деятельности. Вдобавок они призваны защитить и интересы российских организаций, торгующих с заграницей.

Надо сказать, что приведенные в документе требования весьма разумны. Так что не стоит торопиться, забивая реквизиты своей организации и компании-контрагента в первый попавшийся под горячую руку шаблон с самыми общими условиями поставки-оплаты за поставляемую продукцию. Такая «рыба» вряд ли придется по вкусу валютному контролю уполномоченного банка.

Рассмотрим, на какие существенные моменты следует обратить внимание, чтобы избежать претензий со стороны кредитного учреждения. Помните: указанные рекомендации предназначены в первую очередь для него. Следовательно, если Вы будете при подготовке документа руководствоваться данными инструкциями, то Вам без особого труда удастся осуществить и открытие паспорта сделки, и последующую растаможку.

При оформлении соглашения рекомендуем также руководствоваться терминами внешнеторговых контрактов, которые даны в стандартах «Инкотермс-2000». Там четко записано, как и кого указывать в разделе «стороны договора» и как называть тот или иной режим поставки. И если в контракте Вы укажете, что работаете по режиму DDP, то сразу становится ясно, какие обязательства должны взять на себя стороны.

Однако Центральный Банк Российской Федерации интересуют совсем иные нюансы договоров поставки, нежели терминология. Не случайно указанное выше письмо Центробанка датировано четырьмя годами ранее, и его содержание, в отличие от тех же Международных стандартов, до сих пор не претерпело изменений.

Для беспрепятственного оформления на таможне импортного груза его необходимо подробно описать в импортной накладной-инвойсе.

В зоне особого внимания

Итак, на что же следует обратить особое внимание при составлении договора поставки?

Цена и сумма договора. Необходимо обосновать правила формирования цены контракта, и если нельзя однозначно определить, как она складывается, то следует привести максимально подробную формулу ее формирования. Помните: нельзя поставить товара на сумму, большую, нежели указанная в соглашении, и если такая необходимость все-таки возникла, то придется открывать новый паспорт сделки. Впрочем, переплата тоже невозможна, поэтому имеет смысл указывать в контракте сроки и суммы, которые не обременят Вас в том случае, если планы вдруг придется скорректировать.

Приведем два примера. Неправильной следует считать формулировку такого рода: «Стоимость настоящего контракта составляет 1 936 602.80 Евро. Срок действия договора до 31 декабря 2009 года». Из нее нельзя понять ни то, когда будут поставки, ни то, какими партиями они будут поставляться — возможно, поставка окажется однократной или ее не будет вообще?

Поэтому правильная формулировка должна выглядеть так: «Стоимость настоящего контракта составляет 1 936 602.80 Евро. Срок действия договора до 31 декабря 2009 года. Получение партий товаров от Продавца планируется в течение всего срока действия контракта на основании выставляемых Покупателем заявок на отгрузку, акцептованных Продавцом».

Приведем еще один пример правильного и неправильного вариантов оформления того раздела контракта, который касается сроков поставки и условий платежа поставщику за поставляемый товар. Конечно, понятия «правильность» и «неправильность» следует рассматривать в разрезе позиции органов валютного контроля. Согласно указаниям, приведенным в рассматриваемом нами Письме Центробанка, рекомендуется использовать аккредитивную форму платежа за границу — то есть деньги переводятся только тогда, когда товар поставили, растаможили и ГТД в банк отнесли. Также можно предусмотреть в договоре предоставление поставщиком гарантий возврата платежа, ранее переведенного в оплату импортируемых товаров, в случае их непоступления.

Неправильная формулировка: «Оплата должна быть произведена в течение 10 банковских дней, с момента получения подтверждения об отгрузке». Согласитесь, как отсюда банк может понять, платит ли организация за товар или просто переводит валюту за пределы РФ? Неясно и то, за счет чего организация намерена снизить свои риски при авансировании поставок, которые предполагают длительный срок транспортировки товара или вероятность того, что его могут не доставить вообще — например, в случае морских грузоперевозок?

Правильная формулировка будет такой: «Оплата каждой поставки должна быть произведена путем перечисления авансового платежа за отгруженный товар в течение 10 банковских дней с момента получения подтверждения об отгрузке товара и выставления Продавцом счета на оплату. В случае непоставки товаров в срок 40 банковских дней авансовый платеж, переведенный Покупателем, подлежит возврату на его счет по следующим реквизитам». Далее должны быть приведены максимально подробные реквизиты контрагента-получателя товаров.

Приведенные нами примеры фактически иллюстрируют вполне обоснованные претензии к внешнеторговым контрактам со стороны органов валютного контроля. Если же учесть все эти нюансы, то паспорт следки удастся оформить без проблем — но, как оказывается, этого недостаточно для того, чтобы успокоиться и ждать поступления товаров.

Документы для Верещагиных

Оказывается, правильный договор — это только полдела. Для беспрепятственного таможенного оформления импортного груза его необходимо подробно описать в импортной накладной-инвойсе.

Итак, первый документ, который получают российские Верещагины и на основании которого рассчитываются пошлина и таможенный НДС — это инвойс поставщика. Не будем углубляться в порядок этих вычислений, а упомянем лишь те бумаги, которые необходимо представить для регистрации предприятия на российском таможенном посту. Это:

  • ОГРН;
  • ИНН;
  • справка с кодами статистики;
  • паспорт сделки, зарегистрированный в уполномоченном банке;
  • договор купли-продажи/поставки с иностранным контрагентом;
  • договор аренды помещения, в которое намечается завоз поставляемых ТМЦ;
  • копии последних балансов организации с отметками ИФНС о принятии их к обработке;
  • приказы на генерального директора и главного бухгалтера организации. Если руководитель организации — иностранный гражданин, то необходимо приложить документ, подтверждающий его право заниматься трудовой деятельностью на территории РФ;
  • учредительные документы — Устав и Учредительный договор (если таковой имеется) со всеми изменениями и дополнениями, если их нет в последней их редакции;
  • актуальная выписка из реестра юридических лиц;
  • справка из банка, в котором зарегистрирован паспорт сделки об открытых в нем валютных и рублевых счетах.
Инвойс по правилам ТК

Теперь перейдем собственно к инвойсу. Оказывается, заполнять его по аналогии с отечественным шаблоном ТОРГ-12 нельзя — в бумаге должна быть указана дополнительная информация. Вот пример из практики: товар доставлялся из Малайзии в Санкт-Петербург морем, так что его доставка заняла 20 календарных дней. Он представлял собой свежесобранную малазийскую кукурузу, а также все, что необходимо для ее реализации в России: от киосков «под ключ» до пластиковых стаканчиков и салфеток с атрибутикой бренда. К сожалению, продукция задержалась на таможенном складе лишних 10 дней и испортилась вследствие недопустимых условий хранения. Вдобавок компания дополнительно заплатила 20% от стоимости поставки за штрафное хранение.

О том, что товар может не пройти таможенное оформление, руководство российской компании узнало за 3 дня до прибытия товара в РФ, когда корабль из Малайзии был уже в Гамбурге. Информацию эту оно получило от таможенного брокера, который изучил перечисленные выше документы и инвойс поставщика.

Брокеры запросили дополнительную информацию о продукции. К уже имеющимся сведениям — наименованию товара, его количеству, стоимости за единицу и итоговой стоимости — надо было добавить:

  • классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности;
  • наименование страны происхождения;
  • наименование страны отправления (назначения);
  • описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера);
  • количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) или в других единицах измерения.

В отсутствие этих данных таможенный брокер не гарантировал своевременного растаможивания товаров. Откуда взялся этот перечень? Из статьи 124 Таможенного Кодекса РФ. Разумеется, оперативно получить такие данные, не подготовив их заранее, просто невозможно. Два пункта из указанного списка для нас особенно интересны, а именно наименование страны происхождения, поскольку товары были не только малазийскими, и описание упаковок, которое никто не догадался сделать. Если Ваш директор не знаком с особенностями российского импорта, то будет нелишним ознакомить его с требованиями ТК РФ. В дальнейшем это сослужит Вам хорошую службу.

Российские фирмы должны представлять в банк копию таможенной декларации поставки, которая либо оплачена заранее, или будет оплачена в сроки по договору.

Лучше знать

Как мы уже говорили, чиновники всегда стремятся выяснить, на каких основаниях уходит валюта за пределы РФ. И если по договору займа, например, отследить возврат денег иностранному займодавцу проще простого, то с оплатой импортных поставок ситуация сложнее. Одно дело — оплачивать товары по факту поставки и совсем другое — платить авансом. Здесь банки вынуждены выявлять взаимосвязанность поставки-оплаты и при необходимости принимать меры, дабы валюта не уходила за границу бесконтрольно. Поэтому российские компании обязаны представлять в кредитное учреждение копию таможенной декларации поставки, которая либо была оплачена заранее, либо будет оплачена в срок, оговоренный контрактом. Банк сверяет декларацию с базой данных ГТК, и после этого платеж иностранному контрагенту будет окончательно оформлен.

Таким образом, работа с иностранным контрагентом — это не только платежи с валютного счета контрагенту и с рублевого на таможню, а затем принятие импортных ТМЦ на баланс. Кроме всего этого, необходимо проделать очень большую предварительную и заключительную работу. Поэтому изучайте не только НК и ГК, но и другие нормативные документы, поскольку если Вы не займетесь рассмотренными выше вопросами оформления внешнеторговых контрактов, то Ваша компания может понести издержки. Да и знания лишними никогда не бывают.

Дмитрий Васильев

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...