Налоговые проверки: В ожидании чуда. Часть 1

Налоговые проверки: В ожидании чуда. Часть 1

25.01.2011 распечатать

Уже мало кто из бухгалтеров и руководителей компаний всерьез верит, что когда-либо их взаимоотношения с налоговыми инспекторами могут кардинально измениться в лучшую сторону. В то, что ревизоры в одночасье станут корректнее, профессиональнее и толерантнее. Разве что благодаря волшебству... Тем более неожиданным показалось корреспонденту «Мосбуха», посетившему налоговый семинар, организованный газетой The Moscow Times, выступление одного из высокопоставленных чиновников ФНС, который, оказывается, вовсе ну утратил веру в чудеса.

Если в двух словах, то присутствовавшие на семинаре налоговые юристы, как водится, сетовали на излишнее свободомыслие инспекторов в трактовке законодательства и многочисленные «огрехи» при проверках, попутно рассказывая о том, как правильно «отбиваться» от доначислений и отстаивать свою позицию в судах, обращая ошибки налоговиков против них самих. Мол, несмотря на все потуги по улучшению налогового администрирования, взаимоотношения предпринимателей и инспекторов по большей части так и не вышли за рамки пресловутого «как кошка с собакой» и надо «бить врага его же оружием». От «гостя из ФНС», разумеется, ждали суровой отповеди, однако этого не случилось. Чиновник, вместо того, чтобы, в соответствии с устоявшейся в налоговом ведомстве практикой, всеми силами опровергать обвинения и отстаивать честь мундира, обвиняя во всем коммерсантов, неожиданно согласился со всеми упреками, пожалел налогоплательщиков, частенько безвинно попадающих под горячую руку проверяющих, счел предлагаемые адвокатами меры борьбы со своими подчиненными вполне адекватными, а также рассказал о том, как в налоговом ведомстве в следующем году планируют проводить «работу над ошибками».

Из боя в бой

Но обо всем по порядку...

Доклад руководителя практики налоговых споров компании ФБК Право Алексея Яковлева был посвящен тому, как можно противостоять действиям налоговиков, используя их формальные ошибки в свою пользу. Он напомнил, что согласно изменениям, внесенным в Налоговый Кодекс законом от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ (большинство положений вступили в силу 2 сентября), фирма или индивидуальный предприниматель, в отношении которых проводилась налоговая проверка, вправе знакомиться со всеми материалами дела, включая и материалы дополнительных мероприятий налогового контроля до вынесения решения. К акту налоговой проверки теперь должны прилагаться документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, кроме тех, что предоставляются самим налогоплательщиком. При этом документы, содержащие сведения, не подлежащие разглашению налоговым органом и составляющие банковскую, налоговую и иную охраняемую законом тайну, а также персональные данные физических лиц, прилагаются в виде заверенных налоговым органом копий.

Установлено также, что налоговые проверки и иные мероприятия налогового контроля, не завершенные до 2 сентября 2010 г., а также оформление их результатов осуществляются в порядке, предусмотренном прежней редакцией.

Что имеем на деле? Имеем следующее: налоговики по устоявшейся традиции частенько игнорируют «формальные» требования законодательства и нарушают правила привлечения к ответственности (негатив), за что сами же и расплачиваются (позитив), поскольку суды сплошь и рядом встают на сторону «униженных и оскорбленных» коммерсантов, и «снимают» доначисления, даже если недоимка вполне реальна. Далее лектор привел ряд арбитражных постановлений, номера которых коммерсантам всегда целесообразно держать в памяти (компьютерном файле или в записной книжке), чтобы сослаться, случись что, на них. Причем многие из этих дел были рассмотрены в положительном для налогоплательщиков ключе еще до принятия Закона № 229-ФЗ. Это свидетельствует о том, что отечественные законотворцы, продвигая какой-либо документ, ориентируются именно на судебную практику. Таким образом, поправкой в законодательство частенько становится именно арбитражное решение. Словом, «утром — в газете, вечером — в куплете».

Записная книжка

Определение Конституционного Суда от 8 апреля 2010 г. № 441-О-О, в котором камеральная проверка трактуется по смыслу пункта1 статьи 88 Налогового Кодекса как более мягкая по сравнению с выездной проверкой. Она нацелена на своевременное выявление ошибок в налоговой отчетности и оперативное реагирование инспекции на обнаруженные нарушения, что позволяет смягчить для налогоплательщиков последствия от неправильного применения ими норм закона. То есть цель ее — помочь, а не покарать.

Суть определения ВАС от 4 октября 2010 г. № ВАС-10356/10 — обеспечение возможности ознакомления налогоплательщика со всеми материалами налоговой проверки является необходимым условием обеспечения его права на защиту.

Постановление ВАС от 29 сентября 2010 г. № 4903/10 гласит, что решение инспекции, подписанное не тем должностным лицом, которое непосредственно общалось с налогоплательщиком в ходе рассмотрения материалов проверки, лишает это решение законной силы.

В определении ВАС от 21 мая 2010 г. № ВАС-6072/10 высшие арбитры напоминают, что вышестоящий налоговый орган при рассмотрении апелляционной жалобы налогоплательщика не может поручать нижестоящей инспекции повторную налоговую проверку.

Суть определения ВАС от 18 июня 2010 г. № ВАС-7826/10 заключается в том, квалифицирующим признаком правонарушения по статье 122 Налогового кодекса являются занижение налоговой базы, неправильное исчисление налога или другие неправомерные действия (бездействие), повлекшие неуплату либо неполную уплату налога. Ошибочное непредставление подраздела налоговой декларации при наличии в иных разделах сведений, необходимых для исчисления суммы налога, подлежащего уплате, не может быть расценено как неуплата налога на прибыль.

Определение ВАС от 26 апреля 2010 г. № ВАС-4128/10: Повторное совершение действий по исчислению налоговой базы, которые в ходе проверки за предыдущий период были расценены инспекцией как неправомерные, само по себе не свидетельствует об умышленном характере совершенного правонарушения, то есть обстоятельством, отягчающим ответственность.

Пусть проигравший плачет

Продолжил тему управляющий партнер адвокатского бюро NSN Alliance (компания, выросшая из недр небезызвестной Ernst&Young) Сергей Носов. Он констатировал, что в текущем году статистика по налоговым спорам осталась примерно на прежнем уровне и количество побед и поражений предпринимателей соотносится примерно как 30 к 70. То есть налоговики выигрывают лишь порядка 30 процентов дел, а в остальных случаях побеждают налогоплательщики, и это не может не радовать.

В частности, адвокат очень доволен тем, что в 2010 году ВАС предпринял несколько попыток обуздать инспекторов, направо и налево размахивающих «дубиной» в виде обвинений в неосмотрительности в выборе контрагента и попытке получения необоснованной налоговой выгоды. Угораздило связаться с проблемным контрагентом, счет-фактура подписан «неустановленным лицом» — забудь о вычете. Теперь «радиус действия» такого «оружия массового уничтожения» вроде бы заметно сужен. Сразу в трех постановлениях, вынесенных в текущем году, высшие арбитры сделали упор на то, что главное — это реальность приобретения товаров: «При отсутствии доказательств нереальности хозяйственных операций, вывод о том, что налогоплательщик знал или должен был знать о недостоверности подписей на счетах-фактурах неправомерен. Это обстоятельство не признается безусловным и достаточным основанием для отказа в учете расходов для целей налогообложения».

А вот механизм обязательного досудебного апелляционного обжалования решения инспекции в вышестоящем налоговом органе докладчик считает всего лишь дополнительным процессуальным обременением, поскольку, по его словам, львиная часть решений инспекций, по которым поданы жалобы, все равно доходит до суда. К тому же Высший Арбитражный Суд в своем постановлении от 21 сентября 2010 г. № 4292/10 признал, что вышестоящий налоговый орган вовсе не обязан приглашать налогоплательщика на рассмотрение апелляционной жалобы, что резко снижает возможности добиться положительного результата.

Закончил адвокат на совсем уж тревожной ноте, отметив, что, по его «прикидкам» в следующем году стоит ожидать активизации действий в отношении налогоплательщиков со стороны сотрудников МВД.

Виноваты. Исправимся...

Никто сначала не обратил особого внимания на то, что за стол, где размещались докладчики, сел человек, до этого скромно присутсвующий в зале как рядовой слушатель, инкогнито. И совершенно напрасно, поскольку «таинственным гостем» оказался заместитель начальника правового управления ФНС Олег Овчар. Слушатели затаили дыхание в ожидании бурной полемики, однако выступление чиновника проходило по совершенно иному сценарию. Во избежание «двойного толкования» и упреков в «передергивании» и «вырывании из контекста», целесообразно воспроизвести недлинную речь представителя налогового ведомства максимально близко к тексту, путем прямого цитирования.

Для начала он признал, что сотрудники ИФНС в регионах наломали немало дров в течение текущего года, и в их решениях «было очень много формализма». Потому и арбитражная практика складывается не в их пользу, что совершенно логично и справедливо. «Если взять споры о неосторожности в выборе контрагента, о необоснованной налоговой выгоде, то принятые в этом году постановления президиума ВАС нас очень «взбодрили». Нам правильно напомнили, что недопустимо перекладывать вину на человека, добросовестно исполняющего свои налоговые обязанности. Инспекторам надо прилагать больше усилий к сбору доказательств», — заявил Овчар.

Совершенно справедливой «карой» он считает и отмену судами решений ИФНС по чисто формальным основаниям, когда правонарушение налогоплательщика вроде бы налицо, однако инспекторы нарушили процедуру его привлечения к ответственности. Цитируем: «Формирование практики по необоснованной выгоде носит тернистый характер. Но мы сильная сторона в процессе, и мы должны пользоваться своими правами добросовестно. В этом смысле ВАС — прав». В связи с этим, сообщил Овчар, руководство ФНС в следующем году будет делать упор на то, чтобы инспекторы как можно активнее мониторили арбитражную практику и не судились до непобедного конца. «В 2011 году году изменятся критерии оценки работы инспекторов с точки зрения нацеленности на конкретный финансовый результат. И для вас, присутствующих в этом зале, это даст положительный резонанс. Зарплата инспектора будет зависеть не от того, сколько он доначислил, сколько выиграл судебных процессов, а сколько взыскал. По поступлениям. Инспектор должен оценить, насколько его доводы могут устоять в судах, как это отразится на его заработке, прежде чем что-то доначислить. Будем останавливать споры на определенной стадии, если увидим, что идет наслоение — несколько одинаковых судебных актов с неблагоприятным результатам», — пояснил заместитель начальника правового управления. При этом он подчеркнул, что в структурах УФНС, как и в головном ведомстве, сейчас происходят масштабные корректировки, и это тоже очень хорошо.

(Правда, при этом заместитель начальника правового управления предпочел не напоминать, что руководство ФНС призывало инспекции в целях исключения принятия судебных решений не в пользу налоговых органов при доначислениях руководствоваться сложившейся судебной практикой еще три года назад (Письма ФНС РФ от 11.05.2007 г. № ШС-6-14/389@ и от 14.09.2007 г. № ШС-6- 18/716@). Однако руководствоваться этой практикой налоговикам все как-то недосуг. Проще доначислить, а потом посмотреть, что из этого выйдет).

Что касается того, что налогоплательщик в данное время лишен возможности присутствовать при рассмотрении своей апелляционной жалобы в вышестоящем налоговом органе, то скоро, обрадовал присутствующих г-н Овчар, эта ситуация изменится — депутаты Госдумы уже приняли в первом чтении поправки в Налоговый Кодекс, обязывающие УФНС приглашать «жалобщиков» на эту процедуру. «Это правильно. По сути, это будет такой мини-процесс, аналогичный судебному. Хотя, конечно, это потребует дополнительного финансирования, могут возникнуть сложности с оповещением, может затянуться рассмотрение. Но думаем, что этот закон может заработать уже в первом квартале 2011 года. По крайней мере, такая задача поставлена», — отметил он.

(Примечательно, что это заявление прозвучало из уст человека, который еще несколько месяцев назад на заседании Президиума ВАС убеждал судей в правильности прямо противоположного подхода. Но такой метаморфозе, разумеется, можно только порадоваться).

Затем г-н Овчар сообщил, что в целях облегчения жизни налогоплательщиков на официальном сайте ФНС скоро появится ряд новых электронных сервисов: будут размещены программные продукты, облегчающие формирование и заполнение различных отчетности. Скачиваешь, заполняешь в порядке прилагаемой рекомендации, и все в порядке. «А то вот даже лично для меня заполнить, скажем, форму 3-НДФЛ — это целая наука», — признался высокопоставленный налоговик.

Общая же направленность действий ФНС в следующем году — убедить большинство компаний сдавать отчетность в электронном виде, курс на улучшение информобмена, ликвидацию очередей в налоговых инспекциях, политика открытости в отношении налогоплательщиков. «Нам (бизнесменам и представителям ФНС) надо чаще встречаться. Разговаривать со стеной — толку не будет. Наша цель — облегчить жизнь налогоплательщику», — таким жизнеутверждающим тезисом чиновник покончил с «официальной» частью своего выступления. Однако сразу покинуть зал ему не удалось. Обнадеженные заявлением о том, чтобы «больше общаться и чаще встречаться», участники семинара, главбухи и финдиректоры коммерческих компаний, обступили редкого гостя плотным кольцом. Как нетрудно догадаться — с жалобами на действия инспекторов на местах и прочими рассуждениями о наболевшем.

Владимир Хвориков

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.