Налоговая сторона договорной неустойки

Налоговая сторона договорной неустойки

08.05.2009 распечатать

Любая предпринимательская деятельность сама по себе подразумевает наличие определенного риска, ведь случаи, когда контрагенты нарушают свои обязательства, нередки. Своеобразной «подушкой безопасности» при этом могут послужить предусмотренные договором штрафные санкции за нарушение условий сделки. Вместе с тем при наступлении «страхового» случая бухгалтеру придется разобраться с налогообложением полученной за причиненные неудобства компенсации.

Как известно, неустойка — это определенная договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности при просрочке исполнения. Данное определение содержится в пункте 1 статьи 330 Гражданского кодекса.

Разновидностью неустойки является штраф, который устанавливается в виде процентов от цены договора либо в виде фиксированной суммы, определяемой по соглашению сторон. «Вторым лицом» по праву считаются пени, начисляемые за каждый день просрочки в процентах к сумме обязательства.

Необходимо помнить о том, что положения о неустойке придется зафиксировать в тексте контракта либо в допсоглашении к нему. Если этого не сделать, то взыскать с контрагента денежные средства не удастся (ст. 331 ГК).

Впрочем, иногда потребовать уплаты санкции можно и не предусмотрев ее в контракте. Дело в том, что в некоторых случаях неустойка выплачивается в силу закона. Так, перевозчик, задержавший доставку багажа, за каждые сутки просрочки уплачивает пассажиру (получателю) пени в размере 3 процентов платы за перевозку, но не более чем сумма всей платы за перевозку. Об этом говорится в статье 108 Закона от 10 января 2003 года № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».

Однако в подавляющем большинстве случаев предусмотреть «негативный» сценарий сотрудничества с бизнес-партнером лучше заранее.

Копейка рубль бережет

В целях налогообложения прибыли в составе внереализационных доходов учитываются доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате по вступившему в законную силу решению суда штрафов, пеней и иных санкций за нарушение договорных обязательств. Также к ним относятся суммы возмещения убытков или ущерба (п. 3 ст. 250 НК).

Фирма, применяющая метод начисления, отражает в учете денежные поступления в виде неустойки в соответствии с условиями договора. Таково требование статьи 317 Налогового кодекса. Если в контракте отсутствует пункт о размере штрафа или пени, то у «обиженной» организации не возникает обязанности для начисления внереализационных доходов по этому виду выплат.

Начислять «штрафной» доход нужно на дату признания санкций должником либо вступления в законную силу решения суда (в случае взыскания в судебном порядке). Это прямо предусмотрено подпунктом 4 пункта 4 статьи 271 Кодекса.

Вполне логично, что должник может признать предъявленные суммы различными способами, например, в форме согласия с предъявленными требованиями либо оплатив неустойку. Минфин акцентирует внимание на том, что само по себе нарушение контракта либо отправка претензии, равно как и обращение с иском в суд, еще не приводит к образованию внереализационного дохода (письмо от 6 октября 2008 г. № 03-03-06/2/133).

В этом плане кассовый метод гораздо проще. Дата получения дохода в таком случае — это день поступления средств на счета в банках или в кассу, передачи иного имущества (работ, услуг, имущественных прав), а также погашение задолженности перед юрлицом иным способом. Следовательно, до момента фактической выплаты должником неустойки какие-либо «учетные» обязанности в целях налогообложения прибыли попросту отсутствуют (п. 2 ст. 273 НК).

Дилемма с НДС

Итак, с учетом дохода в виде перечисленного должником штрафа более-менее определились. Осталось только разобраться с обложением налогом на добавленную стоимость данного поступления денежных средств.

Напомним, что объект обложения «косвенным» налогом — это реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав. Кроме того, в налоговую базу включаются полученные юрлицом денежные средства, связанные с оплатой реализованной им продукции (подп. 2 п. 1 ст. 162 НК).

Что касается штрафных санкций, полученных покупателем от поставщика, то здесь спорных моментов не возникает. Дело в том, что в такой ситуации неустойка никак не связана с оплатой реализованных товаров, а значит, и НДС она не облагается. Вполне логично, что такого мнения придерживаются сами контролеры (письма Минфина от 10 октября 2007 г. № 03-07-11/475; УФНС по г. Москве от 7 февраля 2008 г. № 19-11/11309; МНС от 27 апреля 2004 г. № 03-1-08/1087/14). Поддерживают данную точку зрения и судьи, которые наставляют на путь истинный налоговиков «на местах» (постановление ФАС Уральского округа от 7 ноября 2007 г. № Ф09-9025/07-С2 по делу № А07-26534/06).

Однако с суммами неустойки, полученными продавцом от покупателя, все несколько сложнее. Особенно если дело касается нарушения порядка расчетов. Минфин считает, что штрафные санкции в данном случае связаны непосредственно с оплатой продукции. Поэтому указанные суммы следует включать в налоговую базу по НДС. К сожалению, финансисты придерживаются подобной точки зрения на протяжении длительного времени (письма от 24 октября 2008 г. № 03-07-11/344; от 5 июня 2008 г. № 03-07-11/218; от 29 июня 2007 г. № 03-07-11/214 и др.). Как нетрудно догадаться, столь однозначные «рекомендации» порождают соответствующие действия фискальных органов.

Стоит подчеркнуть, что позиция Минфина в данном вопросе не совсем логичная. Ведь сумма неустойки учитывается получателем именно как внереализационный доход, а плательщиком — как внереализационный расход. Обращают внимание на данное противоречие и судьи, которые занимают сторону налогоплательщиков. Служители Фемиды отмечают, что неустойка платится сверх цены товара и компенсирует возможные или реальные убытки стороны по договору. Статья 162 Кодекса не содержит положений об увеличении налоговой базы на сумму таких штрафов и пени. Именно такой вывод содержится в постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 11 декабря 2006 года по делу № А05-7544/2006-34 и ФАС Уральского округа от 29 января 2007 года № Ф09-12266/06-С3 по делу № А30-11385/06.

Более того, один из таких споров даже дошел до Президиума ВАС. В постановлении от 5 февраля 2008 года № 11144/07 высшие арбитры указали, что суммы неустойки как ответственности за просрочку исполнения обязательств, полученные фирмой от контрагента по договору, не связаны с оплатой товара в смысле статьи 162 Кодекса. А посему обложению налогом на добавленную стоимость не подлежат. Казалось бы, проблема исчерпана и в подобных спорах поставлена жирная точка.

Правда, Минфин в письме от 6 марта 2009 года № 03-07-11/54 продолжил «гнуть свою линию» и вновь указал на то, что штрафы за просрочку по уплате предусмотренных договором сумм подлежат включению в налоговую базу по НДС. Несмотря на то что в данном письме речь шла о санкциях за задержку арендной платы, общего положения вещей это не меняет.

Обширная арбитражная практика красноречиво свидетельствует о том, что ревизоры по-прежнему настроены «негативным» образом (постановления ФАС Московского округа от 13 ноября 2008 г. № КА-А40/10586-08 по делу № А41-3502/08, ФАС Северо-Кавказского округа от 5 декабря 2008 г. № Ф08-7246/2008 по делу № А32-21716/2007-26/425). Арбитры, в свою очередь, продолжают занимать в «штрафных» спорах сторону коммерсантов, что, безусловно, радует. Омрачает ситуацию лишь то, что если организация не станет следовать разъяснениям Минфина, то ей практически со стопроцентной вероятностью придется столкнуться со всеми прелестями судебных разбирательств.

Р. Тимохин,
эксперт «Федерального агентства финансовой информации»

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.