Налоговая полиция. Что скрыто под грифом «секретно»?

Налоговая полиция. Что скрыто под грифом «секретно»?

10.07.2002 распечатать

Зачастую сотрудники налоговой полиции говорят о жестких ограничениях своих полномочий. Мол, это очень мешает находиться на страже государственного бюджета. Действительно, проведение проверок – дело непростое, причем именно в силу ограничений. Однако закон об оперативно-розыскной деятельности настолько развязал полицейским руки, что проверки как таковые им не нужны.

Долой проверки! Да здравствует ОРД!

Основным документом, который регулирует задачи, права и обязанности налоговой полиции, является закон РФ от 24 июня 1993 г. № 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции" (далее — закон о налоговой полиции).
Согласно этому документу сотрудники налоговой полиции обязаны проводить оперативно-розыскные мероприятия, регламентируемые федеральным законом от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (закон об ОРД).
К тому же летом прошлого года приказом № 285* ФСНП России утвердила Инструкцию о порядке назначения и проведения проверок налогоплательщиков федеральными органами налоговой полиции (далее — Инструкция). Согласно этому документу проверку можно проводить только после того, как по налогу истек налоговый период (п. 3 Инструкции). Следовательно, полицейские вправе запросить документы только за истекший период. Однако, как отмечает Дмитрий Анисимов, заместитель начальника службы документальных проверок УФСНП РФ по г. Москве, такое положение дел не устраивает столичных полицейских.

Дмитрий Анисимов:
— Разработчиком данной инструкции является Федеральная служба налоговой полиции. С некоторыми положениями документа мы, как московское управление, не совсем согласны. Мы принимаем их к выполнению, но рассматриваем возможность улучшения инструкции.


Теперь обратимся к официальной статистике. В 2000 году московская налоговая полиция провела 3 022 проверки (хотя в городе зафиксировано более 800 тысяч налогоплательщиков, из них 250 тысяч отчитываются в налоговых инспекциях). Очевидно, что проверки не пользуются популярностью у полицейских. Почему же бухгалтеры жалуются на частые визиты налоговых полицейских? Этот феномен объясняется очень просто.
Все дело в оперативно-розыскных мероприятиях (далее — ОРМ). Вы нигде не найдете статистики по проведенным ОРМ. Все, что касается оперативно-розыскной деятельности налоговой полиции (кроме самого закона об ОРД), покрыто тайной и мраком.
Этот закон заслуживает особого внимания. Бухгалтерам столичных организаций важно понять, что проверки полицейских и оперативно-розыскные мероприятия — это, как говорят в Одессе, две большие разницы.
В принципе и проверка, и ОРМ проводятся на основании постановления. Но постановление на проверку выписывается начальником федерального органа налоговой полиции (или его замом) только при наличии достаточных данных, указывающих на признаки налогового преступления* (п. 2 Инструкции). Постановление же о проведении ОРМ подписывает начальник территориального отдела на основании оперативной информации, полученной полицейским. Это могут быть сведения как о налоговом преступлении * (свершившемся или только готовящимся), так и о преступлениях не налогового характера.

* Под налоговым преступлением понимается уклонение от уплаты налогов путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах и расходах либо иным способом, совершенное в крупном (200 МРОТ для ПБОЮЛ, 1000 МРОТ для юрлиц) и особо крупном (500 МРОТ для ПБОЮЛ, 5000 МРОТ для юрлиц) размере (ст. 198,199 УК РФ)


Статья 126 УПК РСФСР предоставляет налоговой полиции право расследовать преступления по 27 статьям УК РФ (полный их перечень см. в таблице 1). Только две из них (ст. 198 и 199 УК РФ) посвящены налоговым преступлениям. Как видите, оснований для проведения оперативно-розыскного мероприятия у налоговой полиции в тринадцать с половиной раз больше, чем для проведения проверки.

Таблица 1
К подследственности ФСНП России относятся следующие статьи Уголовного кодекса РФ:

  • Статья 198. Уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды
  • Статья 199. Уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации
  • Статья 170. Регистрация незаконных сделок с землей
  • Статья 171 (часть вторая). Незаконное предпринимательство
  • Статья 171.1. Производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт немаркированных товаров и продукции
  • Статья 172. Незаконная банковская деятельность
  • Статья 173. Лжепредпринимательство
  • Статья 174. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем
  • Статья 176. Незаконное получение кредита
  • Статья 187. Изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов
  • Статья 191. Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга
  • Статья 192. Нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней
  • Статья 193. Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте
  • Статья 195. Неправомерные действия при банкротстве
  • Статья 196. Преднамеренное банкротство
  • Статья 197. Фиктивное банкротство
  • Статья 201. Злоупотребление полномочиями
  • Статья 202. Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами
  • Статья 204. Коммерческий подкуп
  • Статья 210. Организация преступного сообщества (преступной организации)
  • Статья 222 (вторая и третья части). Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств
  • Статья 290. Получение взятки
  • Статья 291. Дача взятки
  • Статья 292. Служебный подлог
  • Статья 293. Халатность
  • Статья 304. Провокация взятки либо коммерческого подкупа
  • Статья 327.1. Изготовление, сбыт поддельных марок акцизного сбора, специальных марок или знаков соответствия либо их использование

Способов получения оперативной информации много. Сведения поставляют налоговые инспекции и любые другие контролирующие организации, конкуренты, "доброжелатели", публикации в СМИ.

Бывший сотрудник налоговой полиции (по вполне понятным причинам, его имя не указано):
— Самой "продуктивной" является информация, предоставляемая налоговой инспекцией. Ее можно использовать в качестве доказательной базы. Информация же, поступающая от граждан, зачастую является… как бы это помягче сказать… плодом их воображения. Оперативная проверка по таким заявлениям обычно заканчивается рапортом о том, что информация не подтвердилась. Бывают и вовсе анекдотичные ситуации. Однажды полицейский зашел в парикмахерскую. Пока его стригли, он слушал беседу мастеров о методах уклонения от налогообложения этой фирмы.


При самостоятельном сборе информации полиция работает по принципу "подозревай и выясняй" в отличие от налоговиков, которые скорее "доверяют, но проверяют". Методы подобного "выяснения" носят как гласный, так и негласный характер (вплоть до слежки, прослушивания телефонов и т.д.).
Более того, сотрудников налоговой полиции обязывают вербовать агентов. Агенты — это граждане, добровольно согласившиеся негласно сотрудничать с налоговой полицией. Они поставляют оперативную информацию, на основе которой проводятся оперативно-розыскные мероприятия.
Почему люди соглашаются сотрудничать с полицией? По идее полицейские должны выплачивать агентам вознаграждение за предоставление информации. Однако, по заявлению бывшего сотрудника налоговой полиции, на данный момент средств на содержание агентов нет. Поэтому полицейские работают с агентами на "взаимовыгодных" условиях. Например, полицейский вербует директора ресторана. Впредь директор "будет спать спокойно" — налоговая полиция к нему неожиданно не нагрянет. В ответ на эту услугу по охране безопасности труда полиция будет получать от директора сведения о подозрительной деятельности (например, продаже контраффактной алкогольной продукции) известных ему организаций. Стоит ли говорить о том, что заодно полицейский станет и завсегдатаем этого ресторана, причем обслуживать его будут на очень "льготных" условиях.
Дальше схема работы проста. Агент предоставляет оперативнику информацию. Полицейский составляет соответствующий рапорт на имя начальника отдела. В нем говорится о возможном преступлении (Например, в случае, приведенном выше, о предполагаемой торговле контрафактной алкогольной продукцией. Это нарушение подпадает под статью 171.1, подследственную налоговой полиции.). Начальник отдела подписывает постановление на проведение оперативно-розыскного мероприятия. Оперативники выезжают в организацию.

Бывший сотрудник налоговой полиции:
— Если оперативник не может указать источник информации, то зачастую он ссылается на своих агентов, которые об этом даже не подозревают.

Сотрудники, выезжающие на проведение оперативно-розыскного мероприятия, обладают практически неограниченными полномочиями. Они могут все осмотреть, изъять, проверить, выяснить, узнать. Проверки как таковые становятся не нужны, а проводятся лишь в ходе следствия по уже возбужденному уголовному делу.
Другими словами, если, придя в организацию, полицейские предъявляют постановление об оперативно-розыскном мероприятии (обследовании помещения, исследовании документов или проверочной закупке), это говорит о том, что у них есть только подозрения и они пришли "накопать" компромат на месте. Если же налоговая полиция пришла с проверкой, значит, у нее уже есть серьезные данные о преступлении и осталось только подтвердить их с помощью документов, изъятых в установленном порядке. В дальнейшем эти документы могут послужить доказательствами вины налогоплательщика в суде.

Бывший сотрудник налоговой полиции:
— Справедливости ради замечу, что "просто так", без оснований, полицейские никуда не ездят, у них и так работы слишком много, а времени мало. Поэтому любая полученная информация предварительно проверяется, и лишь затем оперативники выезжают на место.

Сопротивление не только бесполезно, но и вредно

В законе об ОРД указано 14 оперативно-розыскных мероприятий. Как правило, в постановлении на проведение ОРМ указываются следующие: проверочная закупка, исследование предметов и документов или обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.
На практике под оперативно-розыскным мероприятием подразумевается поиск фактических данных, которые свидетельствуют о подготовке или совершении преступления.
Самым распространенным видом ОРМ является обследование помещения. Цель — не только осмотреть все помещения фирмы, но и обнаружить, изъять и исследовать документы и предметы, связанные с преступлением.
В ходе проверочной закупки полиция устанавливает факты несоблюдения правил торговли, искажения бухгалтерских документов, уклонения от уплаты налогов, завышения цен, наличия неучтенного товара и т.д.
Исследование предметов и документов проводится отделами документальных проверок полиции. Как правило, в ходе этого исследования проверяются документы, полученные во время обследования помещения или проверочной закупки. Как отмечает Дмитрий Анисимов, согласно Инструкции в данное время исследование документов проводится исключительно для выявления признаков неналоговых преступлений.
Проблема заключается в том, что в законе об ОРД не только не раскрывается общее понятие "оперативно-розыскное мероприятие", но и не дается определение каждого конкретного ОРМ. Поэтому не стоит наивно полагать, что обследование помещения не предполагает изъятия документов.
Обследуя помещение, сотрудники налоговой полиции смотрят любую документацию, если нужно, проверяют ККМ, снимают отчеты, сверяют сумму наличных в кассе и указанную в отчетах, исследуют помещение на наличие неучтенного товара и т.д. Благодаря тому что понятие "оперативно-розыскное мероприятие" нигде не истолковано, полицейские действуют по принципу "что не запрещено, то разрешено".

Бывший сотрудник налоговой полиции:
— Вспоминается курьезный случай. Начинающий оперативник потерял постановление о проведении обследования и заставил персонал магазина искать его, угрожая пересажать всех, если документ не найдется.


Любые возражения со стороны сотрудников фирмы могут быть расценены как "воспрепятствование" деятельности налоговой полиции. А это, уж извините, статья 294 УК РФ — минимум 10 000 рублей штрафа, максимум — два года тюрьмы.
Для наглядности рассмотрим конкретное оперативно-розыскное мероприятие. В октябре прошлого года сотрудники оперативного отдела управления по Центральному административному округу УФСНП России по г. Москве проводили оперативно-розыскное мероприятие в столичной организации. Основанием для проведения ОРМ послужила оперативная информация о возможном нахождении в офисе организации других фирм, незаконно арендовавших помещения. При обследовании помещения в сейфе бухгалтерии была обнаружена неучтенная валюта. Никаких посторонних фирм в помещении организации так и не нашли, зато по факту найденных денег поставили вопрос о проведении документальной проверки фирмы.
Словом, не важно, с чем приходит полиция, важно, что она найдет и чем все это закончится.

Не виноватая я…

Итак, для получения любой необходимой информации полицейские имеют почти неограниченные полномочия, но вместе с тем доказать вину подозреваемого непросто.
Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов в крупном (особо крупном) размере установлена в статье 199 УК РФ (см. сноску выше). Применение этой статьи судами разъяснено в Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 4 июля 1997 г. № 8. Из пункта 1 постановления следует, что для обвинения налогоплательщика в уклонении от уплаты налогов полицейские должны доказать "умышленное невыполнение конституционной обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы". Да и об искажении бухгалтерских данных о доходах и расходах (обязательной составляющей налогового преступления) можно говорить в суде только тогда, когда будет доказано, что налогоплательщик действовал предумышленно (п. 3 постановления).
Таким образом, перед налоговой полицией, которая изымет документы налогоплательщика в ходе ОРМ и найдет в них что-либо компрометирующее, стоит непростая задача. Полицейские должны доказать, что налогоплательщик не только нарушил законодательство, но сделал это умышленно, то есть заранее планируя обмануть государство.
Часто ли удается доказать умысел? В 2000 году (тогда полицейские провели чуть более 3000 проверок) уголовных дел было возбуждено всего 1 757. При этом не известно, сколько из них дошло до суда и по скольким был вынесен обвинительный приговор.
Следует помнить и о презумпции невиновности налогоплательщика, установленной статьей 49 Конституции РФ*. Вину налогоплательщика обязаны доказывать органы налоговой полиции. Сам же он вправе не помогать в этом, то есть не давать письменных показаний, которые могут послужить доказательствами его вины.
Итак, для судебного рассмотрения уголовного дела недостаточно только фактов, свидетельствующих об искажении данных бухгалтерской отчетности, о неуплате налогов и т.д. Необходимы еще доказательства предумышленного совершения преступления. В связи с этим важно то, что говорят и подписывают руководитель организации и главный бухгалтер, подозреваемые в совершении налогового (или иного) преступления и приглашенные на "свидание" с полицейскими. На таких "встречах" создается "специальная" обстановка, психологически давящая на приглашенных.
Кроме того, любые доказательства (документы, сведения, предметы и т.д.), полученные с нарушением требований закона (например, не верно составленный акт изъятия) не имеют юридической силы и не будут фигурировать в суде.
Какие последствия повлечет за собой визит полицейских?

Предсказуемые последствия

Полицейские, выявившие налоговое правонарушение в ходе оперативно-розыскного мероприятия или проверки, передают эту информацию в налоговую инспекцию. В случае обнаружения признаков преступления заводится уголовное дело. В процессе расследования проводятся обыски, допросы, экспертизы (судебно-экономическая, почерковедческая и т.д.).
Здесь, кстати, важно напомнить о "деятельном раскаянии". Пункт 2 статьи 198 УК РФ освобождает от уголовной ответственности лицо, впервые свершившее преступление и полностью возместившее ущерб государству. При этом возмещается только доказанный полицией ущерб.

Бывший сотрудник налоговой полиции:
— Руководство налоговой полиции не стремится к тому, чтобы "пересажать" всех нарушителей законодательства, а просто старается возместить как можно больше средств в государственный бюджет.


Самым распространенным последствием оперативно-розыскной деятельности полицейских является взыскание административного штрафа. Сейчас полицейские вправе взыскивать штраф до 10 000 рублей, если граждане ущемляют их в каком-либо из нижеприведенных прав (ст. 11 закона о налоговой полиции):
А. беспрепятственно входить в любые производственные, складские, торговые и иные помещения и обследовать их;
Б. выносить предостережения с требованием устранить нарушения законодательства, своевременно и в полной мере уплатить налоги, предоставить отчетную и иную документацию в установленные сроки, вести бухучет в соответствии с законодательством; контролировать выполнение этих требований;
В. проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения;
Г. вызывать граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства для получения объяснений, справок и сведений по вопросам, относящимся к компетенции налоговой полиции;
Д. получать безвозмездно от министерств, ведомств, а также организаций и физических лиц всю необходимую информацию;
Е. для предотвращения налоговых преступлений, преследования и задержания лиц, совершивших налоговые преступления или подозреваемых в их совершении, использовать средства связи и транспортные средства, принадлежащие предприятиям, учреждениям и организациям или общественным объединениям.

Бывший сотрудник налоговой полиции:
— Самым распространенным нарушением, за которое полиция накладывает административное взыскание, является отказ от предоставления информации (пункт Д — прим. ред.). Формулировка, записанная в законе, настолько туманна, что позволяет сотрудникам полиции трактовать ее как угодно. Например, недавно одну предпринимательницу оштрафовали за то, что она не предоставила полицейским документы на офисное кресло. Санкции за отказ в предоставлении средств связи или транспортных средств, насколько я помню, вообще не налагались.


В связи со вступлением в силу 1 июля нового КоАП РФ порядок взыскания административных штрафов изменится. В статье 23.6 этого документа перечислены статьи кодекса, в соответствии, с которыми налоговая полиция имеет право налагать штрафы (см. таблицу 2). Полномочий у полицейских явно прибавится. Ранее они не штрафовали за работу с кассами и денежной наличностью, теперь же правонарушения в этой области будут находиться в их ведении. А федеральный закон № 196-ФЗ, которым новый КоАП РФ введен в действие, отменяет с 1 июля действие второй и третьей части статьи 11 закона о налоговой полиции, по которой сейчас налагаются административные штрафы. Таким образом, с июля в этом вопросе полицейские должны будут руководствоваться только КоАП РФ.
Таблица 2

Федеральные органы налоговой полиции рассматривают дела по следующим статьям КоАП РФ:
Статья
Штрафы
Статья 14.5 Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин

Физлица — 15-20 МРОТ
Должностные лица — 30-40 МРОТ
Юридические лица — 300-400 МРОТ


Статья 14.16 (часть 3). Нарушение правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции

Должностные лица — 30-40 МРОТ (с конфискацией продукции или без таковой)
Юридические лица — 300-400 МРОТ (с конфискацией продукции или без таковой)

Статья 15.1. Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций

Должностные лица — 40-50 МРОТ
Юридические лица — 400-500 МРОТ

Статья 15.2. Невыполнение обязанностей по контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций

Должностное лицо банка — 20-30 МРОТ

Материал подготовлен
при участии Юрия Воробьева,
главного юрисконсульта ООО "ФБК"
и предоставлен журналом "Московский бухгалтер"

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.