Налоговая консолидация: российский вариант

Налоговая консолидация: российский вариант

30.04.2008 распечатать

Переход к составлению консолидированной отчетности вскоре перестанет быть несбыточной мечтой для российских компаний. Министерство финансов представило на публичное обсуждение законопроект, предусматривающий внесение революционных поправок в Налоговый кодекс. Правда, даруя одной рукой «пряник», в другой чиновники держат «кнут» — в виде усиления контроля за трансфертным ценообразованием.

Что касается «кнута», то, по заверениям самих представителей Минфина, нанесенные им «удары» в случае обнаружения нарушений налогового законодательства не покажутся фирмам слабыми. До конкретики, впрочем, дело пока не дошло. Вести же консолидированную отчетность позволят далеко не каждому предпринимателю. Предполагается, в частности, утвердить специальные ограничения для желающих воспользоваться новыми налоговыми возможностями: по размерам организаций, входящих в холдинги, виду их деятельности и даже срокам образования взаимозависимых коммерческих структур. Чтобы успокоить сотрудников корпораций, участники организованного журналом «Консультант» круглого стола добавили: насильно принуждать предприятия к переходу на использование консолидированной отчетности никто из представителей власти не намерен. В подготовленном Министерством финансов документе четко сказано, что решение об изменении принципа подсчета налогов каждый субъект предпринимательства примет самостоятельно и добровольно.

Во спасение бюджетов

По мнению выступавшего первым консультанта Департамента бюджетной политики Минфина Юрия Лермонтова, необходимость в принятии рассматриваемого законопроекта давно назрела. Проблема в настоящее время заключается в том, что холдинги имеют возможность переносить центр формирования прибыли в целях налогообложения в одну из входящих в финансовую группу организаций. В результате страдают региональные и местные бюджеты, которые подчас недополучают доходы от расположенных на их территории фирм-составляющих холдинга.

Есть, по словам докладчика, и еще одна веская причина для внесения поправок в НК. Объединение налоговых обязательств организаций, которые входят в ту или иную группу компаний, заставит отказаться «уклонистов» от применения трансфертных цен для перераспределения финансовых потоков. Лермонтов не преминул заметить, что механизм консолидации широко используется за рубежом для исчисления обязательств компаний по налогу на прибыль.

В чем же заключается смысл нововведения? Как пояснил Лермонтов, оно даст возможность суммировать финансовые показатели для целей налогообложения всех юридических лиц холдинга. При этом налоги между бюджетами разных уровней и регионов будут распределяться аналогично тем правилам, в соответствии с которыми сейчас «раскидываются» налоговые доходы, исчисленные в отношении обособленных подразделений, не являющихся юрлицами. Если объяснять на пальцах, продолжил консультант, то налог рассчитают пропорционально средней арифметической доле компании — участника консолидированной группы в совокупной стоимости основных фондов и общего фонда оплаты труда. Такая схема обеспечит равномерное наполнение казны каждого из субъектов Федерации, где функционируют предприятия корпорации-гиганта.

Контролерам полегчает

Своя точка зрения на очередную налоговую реформу есть и у эксперта по налогам юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Вадима Зарипова. Он убежден, что, разрабатывая «консолидационный» законопроект, государство не ставило перед собой цели усилить контроль за деятельностью крупнейших налогоплательщиков. «По крайней мере, нынешний вариант документа не предоставляет налоговикам никаких дополнительных полномочий», — подчеркнул известный юрист. Задача, которую поставили перед собой авторы поправок, на взгляд Зарипова, иная, а именно: смягчить надзор за трансфертным ценообразованием путем введения консолидированной отчетности. Как отметил в предыдущем выступлении Юрий Лермонтов, с принятием закона окажутся просто бессмысленными всяческие манипуляции дочерних компаний с ценами сделок, которые совершаются ради переноса доходов или расходов на фирму, декларирующую наилучший налоговый результат. Представитель юридической компании добавил к этому еще один веский аргумент. Контроль за ценами, которые устанавливаются внутри группы компаний, для казны дело весьма дорогостоящее. Применять его в принципе можно, но лучше это делать не для контроля за внутрироссийскими финансовыми операциями, а для проверки возможной утечки сведений из налоговой базы за пределы страны, высказал свое мнение эксперт по налоговым вопросам.

Свою выгоду от реализации реформы, по словам Зарипова, обретут и сотрудники ФНС. В настоящее время выпадающая на них «трансфертно-ценовая» нагрузка близка к предельной, данный вид контроля отнимает огромное количество ресурсов и времени, поскольку проверяющим для объективной оценки ситуации необходимо учитывать массу важнейших экономических параметров. Анализ финансовых показателей компании только «на выходе» из группы, а не внутри нее, даст шанс вздохнуть инспекторам свободнее.

Однако консолидированная отчетность — это не сплошная бочка меда. Имеются в ней и ложки, наполненные дегтем, например, усложненный учет внутри холдинга, концентрация ответственности на одном лице, которое будет отвечать за уплату налогов всей корпорации. В связи с предполагаемыми проблемами юрист предложил не распространять на первом этапе новшество на небольшие фирмы, которые по каким-либо причинам пожелают объединиться в группу. Вместе с тем, настаивает он, требования к величине организаций, претендующих на составление консолидированной отчетности, должны иметь под собой экономическое обоснование, как того требует пункт 3 статьи 3 НК.

Вадим Зарипов, кстати, напомнил, что попытка введения института консолидированной отчетности в России уже предпринималась в минувшем десятилетии. Тогда, в середине 90-х, нынешний заместитель руководителя Минфина Сергей Шаталов подготовил соответствующий законопроект, который, однако, был признан депутатами нижней палаты парламента несвоевременным, а предложенная система — громоздкой и неудобной в использовании. Надо думать, что уж теперь-то один из влиятельнейших чиновников финансового ведомства доведет начатое дело до логического конца.

Налоговый расчет

Сомнения в неотвратимости реформы вряд ли у кого-то еще остаются, однако до воплощения идеи в жизнь экспертному сообществу предстоит решить немало принципиальных вопросов. Одним из них является механизм осуществления консолидации. Как сообщил заместитель руководителя Комитета по бюджетной и налоговой политике Российского союза промышленников и предпринимателей Сергей Беляков, пока обсуждаются два варианта. Согласно первому, внутри группы будет назначен ответственный налогоплательщик, которому и поручат готовить декларацию, а также уплачивать «общий» налог на прибыль. С остальных компаний, входящих в холдинг, эта обязанность снимается.

Второй путь предусматривает сохранение за каждым из участников корпорации обязанности исчислять и платить налог, однако после проведения всех положенных расчетов фирмы должны подать налоговые регистры в головную компанию. Именно там ответственные лица скорректируют налоговую базу, исключив внутригрупповые операции. Пока обе позиции прорабатываются как на уровне бизнес-сообщества, так и на встречах предпринимателей с представителями Минфина. Также не решен окончательно вопрос о том, какие требования предъявлять к группе компаний, желающих финансово консолидироваться. По словам Белякова, чиновники настаивают на том, чтобы все организации принадлежали к числу крупнейших налогоплательщиков, в то время как ряд коммерсантов убежден — достаточно и одного гиганта, который бы «потянул» обязанность по уплате налогов либо их корректировке. Оптимальное решение всех этих проблем, как надеются и госслужащие, и бизнесмены, скоро будет найдено.

А. Конев, обозреватель «Федерального агентства финансовой информации»

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.