Наличный контроль: как изменилось законодательство!

25.02.2021 распечатать

С начала года в России начали действовать новые правила контроля за операциями с наличными. В течение 2020 года в «антиотмывочный» закон было внесено сразу несколько поправок. Редакция журнала «Расчет» узнала, как изменилось законодательство.

В Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» за минувший год было внесено несколько изменений. Первые поправки летние, от 13 июля 2020 года, но вступить в силу они должны были только через 180 дней после официального опубликования. Кроме этого, Федеральным законом от 29 декабря 2020 года № 479-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» были добавлены другие ключевые новации в «антиотмывочный» закон.

С начала этого года операции с наличными на сумму от 600 000 рублей будут передаваться в Росфинмониторинг. Кроме этого, вводится обязательный контроль почтовых переводов на сумму от 100 000 рублей.

Ирина Филиппова, юрист, руководитель «Бюро по защите прав предпринимателей и инвесторов ЗабРО Опора России», объясняет:

До сих пор банки обязаны были сообщать об операциях компаний с наличными, когда сумма превышала 600 000 рублей и при условии, что такие операции не оправданы особенностями хозяйственной деятельности предприятия. Теперь же банки обязаны контролировать и сообщать о любых операциях юридических лиц с наличностью на сумму более 600 000 рублей.

Природа изменений

Вступившие в силу поправки направлены на снижение нагрузки по обязательному контролю, отмечает эксперт.

Ирина Филиппова говорит:

Эти послабления незначительные, а вот лишний повод для беспокойства появился, особенно у бизнеса, по­скольку теперь, по сути, все такие операции независимо от основания будут контролироваться. Это относится и к операциям, проводимым при зачислении или списании со счета (вклада) иностранной структуры без образования юридического лица и при осуществлении лизинговых платежей, а также к выплатам организации страхового возмещения или получению от юридических лица страховой премии. Важно понимать, что почтовые переводы от 100 000 рублей и возврат неиспользованного аванса за услуги связи на эту же сумму вошли в список контролируемых операций. Второй и последующие переводы по гособоронзаказам будут контролируемыми при сумме от 10 миллионов рублей (ранее этот показатель составлял 50 миллионов рублей).

Одновременно с этим перестали подлежать контролю: обмен банкнот одного номинала на другой; переводы с участием заграничного счета, открытого на анонимного владельца; получение имущества в лизинг (при этом обязательному контролю будут подлежать платежи по лизингу на суммы от 600 000 рублей); переводы некредитными организациями по поручению клиента. Не будут контролируемыми и сделки с недвижимостью от трех миллионов рублей, проверяться будут операции с деньгами в связи с таким сделками.

Ирина Филиппова комментирует:

Обязанность по идентификации клиента дополняется необходимостью проводить таковую в отношении иностранной структуры без образования юридического лица. Не нужна будет проверка физлица при оплате ювелирных изделий безналичным способом на сумму до 200 000 рублей (сейчас до 100 000 рублей – прим. ред.). При этом останется возможной идентификация при условии, что у сотрудников организации, проводящей операцию, возникают подозрения в отмывании доходов. У кредитных организаций появилось право идентифицировать клиента – физическое лицо, представителя клиента – компании, имеющего право без доверенности действовать от имени предприятия без личного присутствия путем установления и подтверждения сведений о лицах с использованием единой системы идентификации.

Подпишитесь на журнал «Расчёт» или «Расчёт. Премиум» на 1-е полугодие 2021 года! Скачать счет на подписку

Порядок проверки

Что происходит при появлении подозрений у банков? Кредитные организации могут заблокировать счет компании и внести ее в черный список. Напомним, подобные действия со стороны банка опасны для любой компании, которая фактически теряет доступ к средствам, что в свою очередь приводит к приостановке деятельности предприятия.

Ирина Филиппова напоминает:

Закон до сих пор не предусматривает ответственности для банков за неправомерные блокировки. На текущий момент не создан механизм взыскания компенсации за убытки, сделать это практически невозможно. Отмечу, что сами кредитные организации зачастую злоупотребляли полномочиями, блокируя средства по формальным признакам.

После отказа в проведении операций или открытии счета компания попадает в так называемый черный список ЦБ РФ, из которого предприятие можно исключить только через определенную процедуру реабилитации, применение которой не совсем понятно и прозрачно для компаний. Ситуацию не спасают и попытки расторгнуть договор обслуживания и перевести деньги в другой банк: чтобы помешать переводу средств, кредитные организации могут уставить завышенную комиссию за такую операцию, в среднем она может составлять 10–20% от суммы перевода.

Ирина Филиппова говорит:

Надеемся, что в будущем банки не смогут безосновательно блокировать счета клиентов из-за поправок. Теперь кредитная структура может отказать в обслуживании или заблокировать счет, только если появилось обоснованное подозрение в отмывании преступных доходов или финансировании терроризма. Решение в этом случае будет принимать руководитель банка. Стоит также уточнить, что предоставить необходимую информацию клиенту о времени и причинах принятия такого решения нужно будет в течение пяти рабочих дней.

Официальные разъяснения

Спустя несколько дней после начала рабочего года Центральный банк РФ дал комментарии относительно вступивших в силу изменений.

В регуляторе заметили, что поправки не несут в себе кардинальных изменений по контролю операций с наличными деньгами.

В пресс-службе ЦБ РФ «РИА Новости» сообщили (цитата по сайту «РИА Новости»):

Считаем важным подчеркнуть, что никаких революционных изменений указанные поправки не привносят. Так, не изменилась ни сама обязанность финансовых организаций – субъектов исполнения "противолегализационных" требований представлять в финансовую разведку (Росфинмониторинг) сведения об исчерпывающем перечне операций, не изменились также и пороговые суммы самих операций, которые подлежат такому контролю, – это, как и прежде, 600 тысяч рублей и выше (или расчетная операция по сделке с недвижимым имуществом на сумму от 3 миллионов рублей).

Ожидаемый эффект от вступивших в действие поправок – упростить отчетность для самих банков.

В регуляторе сообщили (цитата по сайту «РИА Новости»):

Цель изменений – снизить нагрузку на финансовые институты при информировании финансовой разведки об операциях, подлежащих обязательному контролю. Все операции, подлежащие обязательному контролю, теперь распределены между ними с учетом характера и специфики их деятельности.

В Росфинмониторинге также прокомментировали вступившие в силу изменения. В ведомстве отметили, что поправки не ужесточают контроль с наличными деньгами.

В ведомстве отметили (цитата по сайту Росфинмониторинга):

<…> вступление в силу указанных поправок не повлечет изменения модели отношений юридических и физических лиц с банками и иными уполномоченными организациями. Ранее установленные пороговые суммы информирования банками Росфинмониторинга, в том числе 3 млн рублей по операциям, связанным со сделками с недвижимым имуществом, и 600 000 рублей по иным отдельным операциям также не изменяются. При этом поправки не направлены на усиление банками контроля за операциями физических лиц, связанными с переводами денежных средств между ними и зачислением и (или) снятием денежных средств с банковских счетов.

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.