На всякого мудреца довольно простоты

На всякого мудреца довольно простоты

19.04.2010 распечатать

Странно, но у многих людей до сих пор существует стереотип: если прикинуться ничего не понимающим простаком, который «не ведал, что творил», то тебе многое может сойти с рук. Еще большее недоумение вызывает то, что многие нарушители закона искренне полагают, мол, раз ты «жил в неведении», преступив закон, можно избежать справедливого возмездия. Однако разочарование не заставит себя долго ждать…

Старый знакомый

Вадим Колосов и Олег Лямин дружили еще со школьной скамьи. Когда же пришло время выбирать, Олег уехал из родного города поступать на экономический. Вадим же остался дома, поступил в филиал одного из московских университетов и вскоре получил диплом инженера. Обучаясь на последнем курсе, Колосов постепенно начал строить планы о собственном бизнесе, советоваться с людьми, уже имеющими свое дело и предпринимательский опыт за плечами. К окончанию института мысль о собственной торговой фирме уже прочно укоренилась в голове Вадима. Олег, также окончивший институт, вернулся в родной город и получил заманчивое и в то же время авантюрное предложение от друга детства – стать главным бухгалтером в компании Вадима. Не теряя времени, молодые люди составили бизнес-план, план развития предприятия, прикинули доходность дела, рост зарплат. Надо сказать, что прогноз вышел не сказочный, но вполне приемлемый, и они решили: фирме – быть.

«Фруктовый» бизнес

Так появилась на свет компания «Сотис», основной деятельностью которой была оптово-розничная торговля фруктами. Некоторое время новоиспеченная фирма топталась на месте, не принося единственному владельцу и директору в одном лице особого дохода. Однако Колосов время даром не терял – разбирался в хитросплетениях выбранной сферы бизнеса, искал поставщиков, налаживал связи с покупателями и понемногу «обрастал» нужными связями, даже не подозревая, что одно из его полезных знакомств окажется для бизнеса роковым.

Так получилось, что один из его партнеров однажды не смог лично приехать на встречу и предупредил, что вместо него на переговорах будет его друг, бизнесмен Владимир Старицкий. После того как все рабочие моменты были улажены, помощники убирали документы, а секретарь принесла кофе, Старицкий поинтересовался у Колосова насчет прибыльности его «фруктового» бизнеса. Вадим честно ответил, что пока похвастаться нечем: доходы, увы, совсем невелики, хотя он и прикладывает массу усилий. Такой ответ вызвал у бизнесмена со стажем снисходительную улыбку, после чего он предложил Колосову попробовать «слегка оптимизировать» одну из сфер его дела, а именно – ту, которая связана с уплатой налогов.

Искуситель

На самом деле никакую Америку Старицкий Вадиму не открыл. О том, что многие отражают в документах налоговой отчетности суммы и цифры, которые на деле намного меньше реальных, Колосов прекрасно знал, но сам так поступать опасался. Он видел – подпись директора компании присутствует на каждой бумаге, соответственно, если махинации станут достоянием соответствующих структур, он имеет все шансы не только лишиться права занимать руководящие посты, но и расстаться со свободой.

«Так тут надо быть похитрее, – поучал Вадима опытный Старицкий. – Главное, что тебе нужно, это заранее раздобыть четкие доказательства того, что в бухгалтерии и налогах ты – “полный ноль”». А узнав, что у Колосова не экономическое образование, сказал, что это – как раз то, что нужно. «В случае чего можно показать свой диплом и посетовать, что в налоговых и бухгалтерских документах ничего не смыслишь, а во всем виноват кто? Правильно – главный бухгалтер», – поучал новый знакомый. Старицкий добавил, что если Вадим вдруг надумает воспользоваться его «ценным советом», то за определенное вознаграждение перед каждой подачей документов он, Владимир, может делать так, чтобы у налоговой не возникало никаких вопросов к столь странным перепадам в ведении бизнеса.

Такая идея Вадиму решительно не понравилась. Опасно, да и Олега так подставлять нельзя, рассудил он. Старые знакомые все-таки…

Налоговая «оптимизация»

Однако не зря считается, что добрая половина всех несчастий происходит по вине человеческого фактора. Буквально через несколько дней после общения со Старицким у Олега и Вадима состоялся не очень приятный разговор. Суть его была в том, что Олег уже в который раз интересовался повышением собственной зарплаты. Вадим снова объяснил ему, что прибыль у компании меньше, чем они изначально закладывали, поэтому с прибавкой придется повременить. «Так что ж ты, директор, не работаешь над повышением прибыли? – спросил Олег. – Ведь это твоя задача». Вадиму почудились в словах Олега ехидство и насмешка. «Что же ты за директор?!» – как бы слышалось за брошенными Олегом словами. И тут Колосов вспомнил о «деловом» совете Старицкого. «Ну что ж, хочешь повышения прибыли – давай попробуем кое-что “провернуть”!» – залихватски подумал Вадим и пригласил Лямина в кабинет.

Предложение Вадима сводилось, собственно, к тому, чтобы начать сдавать нулевые декларации. Затем он рассказал про разговор с Владимиром и объяснил: со стороны налоговой вопросов, если что, не возникнет. Мол, несколько раз подадим «нулевки», а потом снова «возобновим деятельность», чтобы все не выглядело уж слишком подозрительно. И если игра будет стоить свеч, то через какое-то время «нулевки» можно будет повторить. Олег внимательно выслушал своего шефа и спросил, а знает ли он, что им грозит при худшем раскладе. Вадим был готов к такой отповеди и бодро ответил вопросом на вопрос: «Ну если попадешься ты, то и я… верно? А раз так, то неужели ты, Олег, думаешь, что, предлагая тебе все это, я не продумал пути к отступлению?» Олега это несколько успокоило, а Колосов, еще раз вспомнив ехидные замечания главбуха, про себя отметил, что, по сути, никого не обманул – ведь он не конкретизировал, для кого именно эти пути будут приемлемы…

В конце отчетного периода Лямин принес Вадиму на подпись первые декларации. Беззаботность, с которой Колосов подписывал откровенно уголовные документы, поразила Олега и еще больше уверила, что у начальника «все под контролем». Не вызвали вопросов декларации и в налоговой инспекции, так как формально все было заполнено правильно. И если раньше у Олега и Вадима еще оставались какие-то сомнения по поводу такой «оптимизации», то после подсчета реального дохода они окончательно улетучились.

Сколько веревочке ни виться…

Лямин и Колосов не учли одного: остановиться и отказаться от шальных денег будет ох как непросто. Каждый раз, подписывая очередные документы, они решали, что этот раз – последний. Но как любил повторять один жадный раджа из детской сказки (в конце концов поплатившийся за этот порок), «денег не может быть слишком много». Да и Старицкий постоянно звонил как раз за несколько дней до очередного посещения инспекции, интересовался, как дела, и тут же, между прочим, предлагал (называя это дружеским советом бывалого бизнесмена начинающему предпринимателю), как с наибольшей пользой для дела оприходовать «сэкономленные» деньги.

Разоблачение грянуло неожиданно – как гром среди ясного неба. От партнера по бизнесу, когда-то не явившегося на переговоры, Вадим узнал, что их общий знакомый – весьма предприимчивый и имеющий кучу полезных знакомств бизнесмен Владимир Старицкий попался при попытке дачи взятки какому-то чиновнику. Оказывается, он давно уже был «под колпаком». И когда на допросе Владимир начал выкладывать свои связи, дело дошло до… «человека из налоговой». Ну а далее… подозрение пало на несколько фирм, занимавшихся «обнулением». Попал в этот список и «Сотис».

Вскоре Колосову пришлось убедиться, как он был прав, не захотев поначалу следовать советам Старицкого, и как был опрометчив и самонадеян, когда, повинуясь минутному порыву, переменил свое решение…

В ходе судебного заседания Колосов очень красноречиво объяснял, что в силу своего технического образования он абсолютно не разбирается в налоговых и бухгалтерских документах, соответствующего опыта работы не имеет, поэтому доверчиво подписывал все бумаги, в том числе документы налоговой отчетности, отражающие нулевые показатели деятельности компании, а их приносил ему главбух. И он как директор «не был осведомлен о преступном характере действий Лямина». Олег же сознался во всем и сказал, что вся эта афера целиком была идеей Колосова.

Районный судья признал Вадима и Олега виновными в совершении преступления, предусмотренного статьей 199 части 2 Уголовного кодекса. От лишения свободы их обоих – в прошлом друзей, а ныне врагов и подельников – спасло только то, что трения с законом произошли у них впервые. Оба получили условный срок, а вот права заниматься любимым делом молодые предприниматели лишились на несколько лет.

Анна Мишина

Комментарий специалиста

«Статья 199 УК РФ не предусматривает никаких ограничений, когда речь идет об ответственности, от образовательного ценза организатора или пособника преступлению, – поясняет налоговый адвокат Сергей Воронин. – Директор и главбух – это два основных субъекта преступления, вне зависимости от того, понимали ли они, что делают, или нет (потому что это уже, по большому счету, вопрос вменяемости или дееспособности гражданина). Более того, призваны к ответу за уклонение от уплаты налогов могут быть даже те, кто фактически исполнял на предприятии обязанности руководителя и главного бухгалтера (И. О. и пр.)».

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.