На страже интересов инвестора

На страже интересов инвестора

21.12.2006 распечатать

В организациях все чаще возникает необходимость защищать интересы акционеров и инвесторов, в том числе и от произвола собственных менеджеров. Нередко последние искажают данные финансовой отчетности, стремясь повысить инвестиционную привлекательность компании. Некоторые зарубежные страны приняли серьезные меры, для того чтобы избежать подобных проявлений. Наиболее показательным примером борьбы с недобросовестным поведением участников фондового рынка стал опыт США. В стране был принят специальный закон, без соблюдения норм которого публичным компаниям вряд ли удастся котироваться на американских биржах.

В последнее время все больше отечественных предприятий выходит на фондовый рынок, в том числе и на зарубежные площадки. Это объясняется тем, что продажа ценных бумаг – один из кратчайших путей для привлечения инвестиций в развивающийся бизнес. Для того чтобы заинтересовать внешних инвесторов, необходимо предоставить им гарантии стабильности. Акционеры должны быть уверены в том, что предприятие обладает активами, достаточными для обеспечения нормальной производственной деятельности фирмы. К тому же инвестор, как правило, готов вложить деньги в бизнес, который приносит дивиденды не в неопределенной перспективе, а уже сейчас. Свой выбор он может сделать только на основании достоверной финансовой отчетности публичной компании. Документы, составленные в соответствии с РСБУ, обычно не вызывают доверия у инвесторов, поскольку их показатели легко «дорисовать» до нужных руководителю предприятия значений. Инвесторы, как правило, больше ориентируются на данные отчетности, сформированной по западным стандартам. Однако и эти документы недобросовестный менеджмент может немного «подкорректировать» в свою пользу.

Благие намерения

Следует заметить, что отчетность, составленная по МСФО и US GAAP, не имеет смысла, если при ее формировании допущены искажения или мошенничество. Ведь для привлечения инвесторов компании не уходят от налогообложения, а, напротив, умышленно завышают выручку, приписывают несуществующую прибыль и активы компании. При этом фирмы стараются скрыть часть расходов, например путем их капитализации в те же необоротные активы. Руководители готовы платить завышенные налоги, поскольку приток новых инвестиций с лихвой компенсирует такие расходы. Получается, что только внешнее изуче-ние незаинтересованными контро- лерами финансово-хозяйственной деятельности предприятия и его отчетности может остановить недобросовестный менеджмент компании. Однако, как оказывается на практике, даже выраженное внешними аудиторами мнение о состоянии финансовой отчетности вовсе не гарантирует ее пользователям полную достоверность информации. Проверочные процедуры часто оценивают правильность ее составления лишь в определенной степени. К тому же не исключено, что внешние аудиторы могут зависеть от влияния некоторых членов совета директоров такой компании. Ведь именно последние выбирают, кто будет проверять их фирму, и определяют цену оплаты таких услуг. Не является гарантией достоверности финансовой отчетности и громкое имя аудиторской компании, которое подразумевает наличие в числе проверяющих специалистов высокой квалификации. Приписки не выявленных, а то и просто сокрытых аудиторами активов на суммы более 12 миллиардов долларов обанкротившихся компаний Enron и WorldCom подорвали доверие к ним акционеров и собственников американских предприятий. Крах итальянского гиганта Parmalat в декабре 2003 года после обнаружения в активах предприятия несуществующего банковского счета на сумму 3,9 миллиарда долларов показал акционерам, что Европа также не застрахована от подобных потрясений. Таким образом, в настоящее время вопрос о качестве финансовой отчетности остро стоит для всего финансового мира.

Защитные маневры государства

Наиболее действенные меры для борьбы с недобросовестным поведением участников фондового рынка предприняли власти США. После череды корпоративных скандалов американские законодатели сделали соответствующие выводы и разработали Закон Сарбэйнса-Оксли (Sarbanes-Oxley Act). Появление этого документа стало одним из самых значительных событий по изменению федерального законодательства США. В соответствии с законом, для публичных компаний был создан новый режим контроля и регулирования финансовой деятельности. Документ внес существенные изменения в область управления и требований к раскрытию информации. Кроме того, Закон Сарбэйнса-Оксли регулирует вопросы независимости аудиторов, корпоративной ответственности, полной финансовой прозрачности, конфликта интересов менеджмента и собственников бизнеса, корпоративной финансовой отчетности и т. д. Главным требованием документа является учреждение в каждой публичной ком- пании Комитета по аудиту.

В законе сформулированы требования к численности и к кадровому составу членов данной структуры. Так, их должно быть не менее трех человек. При этом каждый из членов комитета должен иметь финансовое образование. И по меньшей мере один из них непременно обязан обладать бухгалтерским опытом или навыками работы в финансовом менеджменте. И самое главное требование – все члены Комитета по аудиту должны быть независимыми. Они не могут иметь какие-либо вещественные отношения с предприятием напрямую. Члены комитета также не должны быть партнерами, акционерами или сотрудниками организаций, которые как-то связаны с компанией. Таким образом, необходимо полностью исключить все коммерческие, банковские, бухгалтерские, юридические, консалтинговые, благотворительные или родственные отношения с подкон- трольным предприятием.

Заметим, если руководство компании не учреждает Комитет по аудиту, то его полномочия и обязанности автоматически возлагаются на действующий совет директоров. Это очень неблагоприятно для его участников, ведь, в соответствии с положениями закона, им придется покинуть состав совета директоров. Собственники также могут разорвать все вещественные связи с компанией в соответствии с Законом Сарбэйнса-Оксли. Кроме того, документ вводит множество новых требований к корпоративному поведению менеджеров публичных компаний. Например, статья 402 запрещает предоставлять ссуды директорам и должностным лицам компании.

Если из-за существенного искажения в финансовом отчете об истинном состоянии эмитента представляется уточненный отчет о деятельности компании, то по закону предприятие лишается права премирования собственных директоров. Статьей 402 также запрещаются любые методы воздействия на аудиторов, выражающих мнение о работе подконтрольной организации. Главным принципом закона является требование к CEOs (генеральным директорам) и CFOs (финансовым директорам) компаний лично подтвердить тот факт, что они провели анализ финансовой отчетности своего предприятия и уверены в ее достоверности. Подтверждение необходимо производить не реже одного раза в год. Компаниям, которые находятся в США, придется проводить такую процедуру каждый квартал. Если будут выявлены несоответствия данному требованию, то ответственным лицам компаний может грозить административная и даже уголовная ответственность.

Статьей 906 Закона Сарбэйнса-Оксли предусматривается авторизация (заверение) всех периодических докладов в Комиссию по ценным бумагам и биржам США* (SEC), которые включают и финансовые отчеты. Генеральные и финансовые директора должны подтвердить, что их отчеты «полнос- тью соответствуют» требованиям SEC, а представленная в них информация «справедливо отражает во всех материальных аспектах финансовое состояние и результаты работы эмитента». Статья 906 предусматривает уголовную ответственность за нарушение данного порядка подтверждения – штраф от 1 до 5 миллионов долларов и тюремное заключение от 10 до 20 лет.

Таким образом, Закон Сарбэйнса-Оксли вводит двойной контроль за корректностью составления финансовой отчетности как со стороны независимых аудиторов, так и с позиции менеджмента компаний-эмитентов. Положения данного нормативного акта применяются для всех эмитентов, ценные бумаги которых зарегистрированы SEC вне зависимости от места регистрации и деятельности предприятия. Законодательство США предъявляет требования и к иностранным эмитентам, акции которых обращаются на NYSE, NASDAQ или на любой другой американской бирже. За-кон Сарбэйнса-Оксли за последние 60 лет стал самым значительным актом в сфере регулирования правил обращения ценных бумаг на рынке. Он призван защищать американских акционеров и одновременно показывать последним, что именно законодательными мерами государство обеспечивает интересы инвесторов и свои собственные.

Перенимаем опыт

Российские чиновники не пожелали оставаться в стороне, и в 2002 году распоряжением ФКЦБ России от 4 апреля № 421/р был принят Кодекс корпоративного поведения (далее – Кодекс). В подпункте 3.3 Кодекса совету директоров рекомендовано создать Комитет по аудиту, который призван обеспечить ему контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества. Аналогично положениям Закона Сарбэйнса-Оксли данный коми-тет оценивает кандидатов в аудиторы общества и рассматривает результаты аудита до представления их общему собранию акционеров. В главе 8 Кодекса определены требования к кадровому составу Комитета по аудиту. В целом они схожи с положениями американского закона. Члены Комитета должны быть независимыми директорами с соответствующим профессиональным опытом. Пока у российского Кодекса есть один крупный недостаток – его положения носят всего лишь рекомендательный характер. В настоящее время для разработки новой редакции Кодекса корпоративного поведения ФСФР России уже давно создан и действует экспертный совет по корпоративному управлению. Кроме сотрудников ФСФР в него вошли эмитенты, представители судебной и законодательной власти. Учитывая стремительное увеличение количества компаний, планирующих IPO, можно предположить, что новая редакция Кодекса не за горами. Таким образом, государственным деятелям осталось лишь законодательно закрепить ответственность за несоблюдение компаниями его требований. С другой стороны, в один момент вводить Кодекс в действие нежелательно, поскольку это может привести к конфликту в среде акционеров эмитента. Ведь в силу требований документа прежде всего необходимо будет внести изменения в совет директоров эмитента. Поэтому в данном случае необходимо не революционное, а эволюционное законодательное введение новых требований к профучастникам рынка ценных бумаг. При этом контролерам следует предусмотреть переходный период. К тому же законодателям стоит не слепо копировать положения американского нормативного акта, а привести его в соответствие с российскими экономическими реалиями и возможностями отечественных компаний.

Функции Комитета по аудиту

Основные обязанности:

  • следить за соблюдением правил приема на работу аудиторов в соответствии с Законом Сарбэйнса-Оксли;
  • по меньшей мере один раз в год рассматривать заключения внешнего аудитора;
  • обсуждать с внешним аудитором и руководством компании годовые и квартальные финансовые отчеты;
  • обсуждать на отдельных встречах с внешним, внутренним аудиторами и руководством фирмы финансовое состояние предприятия;
  • определять с внутренним и внешним аудиторами политику компании по отношению к основным финансовым рискам, а также предпринимаемые шаги по их преодолению;
  • регулярно обсуждать с внешним аудитором ход проверок и решать все возникающие вопросы, в особенности те, которые, по мнению руководства компании, являются несущественными.

* Комиссия по ценным бумагам и биржам США (U.S. Securities and Exchange Commission, SEC) для защиты прав инвесторов и поддержания прозрачности и единства рынка ценных бумаг.

Дмитрий Васильев, главный бухгалтер с функциями финансового директора Фонда «Институт Фондового Рынка и управления»

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.