На предприятия найдут Управу

На предприятия найдут Управу

23.11.2006 распечатать

Контролирующих служб в Москве огромное количество, и большая часть бухгалтеру даже не знакома. Оказывается, в гости могут нагрянуть не только налоговики и пожарные инспекторы, но и представители районной Управы. «Московский бухгалтер» выяснил, что ждать фирмам от подобной проверки.

Контроль по территориальному признаку

Сегодня в столице насчитывается 125 Управ по количеству городских районов. На территории своего участка они проверяют фирмы и индивидуальных предпринимателей (постановление правительства Москвы от 3 декабря 2002 г. № 981-ПП). Ее представители следят за благоустройством района, строительством, торговлей и охраной порядка. В организацию могут прийти проверить, как она обслуживает клиентов, по правилам ли использует нежилые помещения.

Местные власти в основном приходят на предприятия совместно с другими контроле-рами в составе специальной комиссии. В нее обычно входят налоговики, пожарные, представители Госторгинспекции, Роспотребнадзора, милиции или других ведомств. Именно их и сопровождает инспектор от Управы. Впрочем, наведаться в гости к бухгалтеру с вопросами он может и самостоятельно, а порядок проведения мероприятия установлен статьями 7-9 закона от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ.

Глава Управы утверждает ежеквартальные планы проведения проверок фирм и инди-видуальных предпринимателей. Правда, чаще одного раза в два года приходить контролер в организацию не может. Продолжительность визита по времени не должна превышать месяца. В компаниях, которые работают менее трех лет, проводить ревизию Управа вообще не имеет права.

Проверка может быть плановая или по обращению граждан. Внеплановые визиты допускаются только на основании конкретной информации о нарушениях (распоряжение мэра Москвы от 15 марта 2000 г. № 271-РМ). Анонимные заявления не могут служить основанием для проведения проверки. Контролеры также могут зайти, если фирме ранее были вынесены предписания об устранении нарушений. Подобный визит может закончиться как предупреждением, так и штрафом. Правда, как сообщили «Московскому бухгалтеру» в Управе района Бирюлево-Западное, сегодня нака-зывать рублем местные власти могут лишь в сфере мелкорозничной торговли.

Проверки в деталях

Торговля — основная сфера, которую наиболее жестко контролирует Управа. На каждый район приходится несколько сотен торговых точек, не говоря уже про крупные сетевые магазины и мелкооптовые рынки. Нарушений там может быть немало. Рассмотрим, что именно грозит фирме со стороны местных властей, если она не чтит букву закона. Например, если дирекция рынка предоставляет торговое место организациям и предпринимателям без регистрации или фирма допускает к работе иностранного гражданина, который не имеет на то разрешения, придется заплатить в казну от 5,5 до 10 тысяч рублей. Оштрафуют на эти деньги и в случае, когда продавец использует незарегистрированную ККМ (закон г. Москвы от 16 июля 2003 г. № 51). Если магазин или палатка не имеют разрешения на торговлю, то сумма штрафа составит уже от 30 до 50 тысяч рублей. Такую же сумму организация заплатит, если у нее нет документов, подтверждающих право размещения объектов мелкорозничной сети.

Если ассортимент реализуемой продукции в магазине, кафе или химчистке не соответствует установленным нормативным правовым актам города Москвы, инспекторы наложат штраф в размере от 10 до 20 тысяч рублей. Впрочем, можно отделаться и предупреждением. Когда организация или индивидуальный предприниматель осуществляет коммерческую деятельность на территории кладбища или крематория без письменного согласия администрации, штраф составит от 30 до 50 тысяч рублей.

Управы также контролируют автозаправочные станции и магазины, торгующие моторным топливом. Если инспекторы найдут сведения о продукции несвоевременными или недостаточными, придется уплатить городу от 30 до 50 тысяч рублей (закон г. Москвы от 16 июля 2003 г. № 51).

Если при проверке магазина инспекторы обнаружили, что товар опасен для здоровья и жизни людей, Управа обязана довести информацию до покупателей. Сообщить им о способах предотвращения возможного вреда и не допустить его. Если при экспертизе продукции были выявлены нарушения, то Управа может обратиться в суд и потребовать от фирмы возместить средства, затраченные на исследования. Если организация не согласна с результатами проверки, то она имеет право опротестовать их в суде.

Взгляд изнутри

Сотрудник торгового отдела Управы района Даниловский рассказал «Московскому бухгалтеру» о своей деятельности:

— Как таковых проверок мы не проводим, потому что не имеем права налагать штрафные санкции. Правда, следим за мелкооптовой торговлей. Ларьки, магазины, аптеки, парикмахерские, кафе находятся в нашей компетенции. Например, мы обязаны следить за ассортиментом организаций. Если находим в нем несоответствия, то выдаем предписание руководителю, чтобы были внесены исправления, или сообщаем в службу СЭС. Далее меры принимает санэпидемстанция. В полномочия Управы входит контроль над магазинами, работающими по социальной программе. Они аккредитованы по ценам. То есть стоимость товаров для льготных категорий граждан должна быть ниже, чем для остальных покупателей. Наши инспекторы проверяют соответствие стоимости продукции аккредитованной ценовой политике. Плановых проверок не проводим, работаем по обращениям граждан.

Но не все местные власти работают по такому принципу. Например, в Управе района Вешняки план составляется. Ее сотрудники в течение года должны проверить приблизительно 72 объекта. Как сообщили «Московскому бухгалтеру» в отделе потребительского рынка, выискивать практически все нарушения в фирмах Управы могут лишь при участии представителей других контролирующих ведомств.

Что можно, что нельзя и как нужно

Придя в организацию, представитель Управы должен предъявить служебное удостоверение и бланк распоряжения на проведение проверки. Это документ строгой отчетности, единый для всех видов проверок (постановление правительства Москвы от 11 сентября 2001 г. № 829-ПП). Его подписывает руководитель Управы.

Представители фирмы должны присутствовать на проверке и задавать интересующие вопросы, а инспектор обязан разъяснить все моменты. Если у компании найдены нарушения, то контролер составляет протокол и выдает предписание об устранении выявленных недочетов. В нем указывают, как исправить нарушение, и дату, не позднее которой фирма должна известить об исполнении пред-писания.

Контролеры не вправе проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции Управы, и осуществлять плановые проверки, если отсутствуют должностные лица или работники организации (ст. 8 закона от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ). Инспекторы не могут требовать документы или образцы продукции, если они не являются объектами ревизии. Также им нельзя изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки. Если же контролер решил провести экспертизу товара, не оформив акт об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме, ему можно смело дать отпор.

По окончании проверки отрывной талон бланка сдается инспектором в Центр по координации контрольной деятельности на территории Москвы Департамента поддержки и развития малого предпринимательства. Реквизиты талона оператор центра вносит в единую базу данных по проверкам.

Результаты ревизии записываются в книгу учета инспекторских проверок на предприятии. Ее должна получить каждая фирма в Московской регистрационной палате. Как сообщает Управа района Раменки, в книгу инспектор заносит сведения о наименовании контролирующего ведомства, дате, времени проверки, номере распоряжения на ее проведение и целях. Указывает фамилию, имя, отчество и должность контролеров. Под этими сведениями должны поставить подпись все проверяющие.

Как часто районные управы проводят проверки на вашем предприятии?

  • Ни разу их в глаза не видели, но от соседей про них слышали — 11,25%
  • Постоянно приходят, как на работу — 12,5%
  • Заходят изредка, но не буйствуют — 18,12%
  • А кто это? — 58,13%

Елена Маляренко

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...