Сверка расчетов с налоговой инспекцией

Сверка расчетов с налоговой инспекцией

27.05.2011 распечатать

Сверку с налоговой инспекцией лучше производить один раз в год. Это поможет избежать некоторых проблем, например, приостановление операций по расчетному счету без акцептного снятия денежных средств по недоплатам или пеням. Кроме того, сверка необходима для получения справки об отсутствии задолженности при участии организации в тендере, получении какой-либо лицензии, получении кредитов или субсидий и пр.

В результате внесения поправки Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ права налогоплательщиков дополнились правом на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам (подп. 5.1 ст. 21 НК РФ).

Правда, такая сверка проводилась и ранее. И если до сих пор право на нее не было закреплено в соответствующей статье кодекса, то фактически другими нормами сверка все же предполагалась. Например, для выверки уплаченных сумм (п. 7 ст. 45 НК РФ), при проведении зачета или возврата суммы переплаты (п. 3, 8 ст. 78 НК РФ) и пр.

Основные нормы, которыми руководствуются налоговые органы при проведении совместных сверок, это пункт 3 Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов и налоговыми агентами (утв. приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444). В обязательном порядке сверка расчетов проводится в следующих случаях:

  • с крупнейшими налогоплательщиками – ежеквартально;
  • при процедуре снятия налогоплательщика с учета при переходе из одной налоговой инспекции в другую;
  • при процедуре снятия налогоплательщика с учета при ликвидации (реорганизации) организации.

Разумеется, налоговики не смогут отказать в сверке, если она инициирована по желанию налогоплательщика.

По результатам сверки должностное лицо отдела работы с налогоплательщиками сформирует акт сверки расчетов налогоплательщика либо справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам.

Прочитаем акт

Форма акта совместной сверки утверждена приказом ФНС России от 20 августа 2007 г. № ММ-3-25/494 (код налогового документа КНД 1160070). Поможем разобраться в этом документе.

Акт состоит из двух разделов и имеет титульный лист. Первый раздел аналогичен ранее действующей краткой форме акта сверки. В нем отражаются итоговые данные по налогу, пеням, штрафам и процентам за пользование бюджетными средствами на дату сверки. Если плательщик не согласен с данными налогового органа, он должен указать в этом разделе, по какой позиции у него возникли разногласия. Для этого в графе «Отметка налогоплательщика о расхождениях» надо указать «свою» сумму.

Второй раздел более развернутый, он похож на ранее действующую полную форму акта сверки. Информация во втором разделе детализирована по показателям. Она отражается в таком виде:

  • сальдо на начало сверяемого периода;
  • расчеты за сверяемый период;
  • сальдо на конец сверяемого периода.

Расчеты за период включают в себя начисленные/уменьшенные суммы налогов (сборов, пеней, санкций и процентов), уплаченные/возвращенные средства, списанные задолженности, а также принятые/переданные суммы реорганизованного юридического лица.

Во втором разделе выделены графы, в которых раздельно отражаются данные налогоплательщика (сверяемого лица) и данные налогового органа. Кроме того, предусмотрена графа для сведений о расхождениях и для указания результатов совместной сверки.

В конце второго раздела предусмотрено место для объяснения причин разногласий, а также предложений по устранению их. Предложения может дать как налоговый орган, так и налогоплательщик. Если разногласия не устранены, необходимо указать причину.

Оба раздела формируются отдельно по каждому виду налога и КБК. К примеру, если сверка будет проводиться только по одному налогу на прибыль организаций, то фактически разделов 1 и 2 будет по две штуки, так как данный налог зачисляется в два уровня бюджета – федеральный (КБК 18210101011020000110) и региональный (КБК 18210101012010000110).

электронная отчетностьАлгоритм сверки «на бумаге»

Запрос или заявление на проведение сверки поступает от компании или физического лица в отдел работы с налогоплательщиками. Срок проведения сверки (включая формирование и оформление акта) при отсутствии расхождений между данными налогового органа и налогоплательщика не должен превышать 10 рабочих дней. Акт с выявленными расхождениями должен быть составлен не позднее 15 рабочих дней. Дни доставки по почте не учитываются. Срок проведения сверки с крупнейшими налогоплательщиками можно продлить.

Если сверка осуществляется по инициативе плательщика, то сроки сокращаются. Первый раздел акта подготавливается в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления налоговым органом.

Обратите внимание: в соответствии с Регламентом работы с налогоплательщиками для непосредственной передачи акта заявителю предусматривается три рабочих дня. Налоговый кодекс не содержал каких-либо сроков подготовки или передачи акта плательщику. Однако с 2011 года с введением обязанности формирования акта в электронном виде установлено, что акт должен передаваться плательщику в течение следующего дня после дня его составления.

Первоначально формируется первый раздел акта – его краткая часть. Если налогоплательщик полностью согласен с данными, предоставленными ему налоговым органом, то акт подписывается обеими сторонами, и сверка считается законченной. При личном посещении инспекции на втором экземпляре документа нужно будет поставить свою подпись и дату получения. Если вы не придете за актом, он будет направлен вам по почте.

А вот если расхождения выявлены, то окончание сверки может затянуться. Налоговики начнут выверку своего информационного ресурса, содержащего данные по налогоплательщику, и попытаются найти собственные ошибки. Для этого формируется второй раздел акта сверки – полная форма акта. Данные информационных ресурсов налоговой будут сверяться с первичными документами плательщика. К примеру, организация посчитала, что в акте сверки отражена уплата по налогу на доходы физических лиц в меньшей сумме. Неучтенная разница складывается из двух платежных поручений фирмы. Поэтому инспектор, удостоверившись в правильности заполнения первичных документов об уплате, должен будет принять меры для устранения ошибок.

В идеале выявленную ошибку надо сразу исправить, но работа в налоговых органах структуризирована по функциональным обязанностям отделов. Поэтому проверить и исправить ошибку должен соответствующий отдел инспекции. Как рекомендовано в письме ФНС России от 8 мая 2007 г. № СК-6-25/375, при поступлении в отдел работы с налогоплательщиками от налогоплательщика акта сверки с отметкой «согласовано с разногласиями» должностное лицо этого отдела не позднее следующего рабочего дня направляет служебные записки в те отделы инспекции, к компетенции которых относятся вопросы ввода и обработки данных, урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства, учета налоговых поступлений, начислений по камеральным или выездным проверкам. В служебной записке указывается вид налога и КБК, по которым налогоплательщиком заявлены разногласия.

Если расхождение явное (в лицевом счете налогоплательщика не отражен какой-либо платеж, сумма по какой-либо декларации разнесена в другом размере и пр.), то служебную записку направят в соответствующий отдел. Если же установить причину расхождения невозможно, запросы направляются во все перечисленные выше отделы инспекции. В этих подразделениях инспекции в срок не более пяти рабочих дней проверяют данные, и по результатам проверки подготавливают служебные записки об отсутствии либо устранении ошибок и возвращают их в отдел работы с налогоплательщиками.

После этого отдел работы с налогоплательщиками формирует обновленный раздел 1 акта сверки с учетом исправленных ошибок. Как правило, акт передается налогоплательщику в двух экземплярах. Второй надо будет вернуть в инспекцию со своей подписью. Налоговики рекомендуют сделать это в течение пяти рабочих дней.

Итак, результаты сверки должны быть задокументированы. Этой цели и служит акт совместной сверки расчетов налогоплательщика.

Сверка с электронной скоростью

Как отмечено ранее, совместную сверку проводили всегда, а вот такую обязанность для налоговых органов в нормативно-правовом акте закрепили только что. Она введена Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ. Теперь если сверка осуществляется по заявлению плательщика, то результаты совместной сверки, оформленные актом, вручаются (направляются по почте заказным письмом) или передаются в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи в течение следующего дня после дня составления такого акта.

Для проведения совместной сверки в электронном виде налоговая служба разработала соответствующий порядок (приказ ФНС России от 29 декабря 2010 г. № ММВ-7-8/781). Разумеется, электронную сверку могут проводить только те организации и физические лица, которые «подключены» к специализированным операторам связи, наделенным полномочиями посредников между налоговиками и налогоплательщиками.

Предполагается, что участники информационного обмена в процессе электронного документооборота по телекоммуникационным каналам связи обмениваются актом совместной сверки расчетов и извещением о получении электронного документа по форме и утвержденному формату. Все отправленные документы обязательно должны быть защищены электронной цифровой подписью.

Обратите внимание: извещение о получении документа является важным документом. Акт считается принятым налогоплательщиком, если в налоговый орган поступило извещение о его получении. При этом датой принятия акта совместной сверки в электронном виде будет дата, указанная в этом извещении.

Электронные документы аналогичны их бумажным вариантам, но их применение сокращает сроки документооборота и позволяет осуществлять взаимодействие между налоговиками и налогоплательщиками более оперативно.

А. Тульская, налоговый консультант

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...