Ответственность налоговиков за незаконную блокировку счетов

Ответственность налоговиков за незаконную блокировку счетов

13.04.2011 распечатать

С 1 января текущего года в первой части Налогового кодекса появилась новая норма, которая установлмвает ответственность за неправомерное вынесение налоговиками решения о приостановлении операций по счетам. Однако возникает вопрос: как доказать, что налоговики ошиблись вынося решение о блокировки счета?

Данное новшество, безусловно, радует всех налогоплательщиков, тем более тех, кто хотя бы раз сталкивался с подобной несправедливостью со стороны инспекторов.

Статьей 76 Налогового кодекса установлена процедура приостановления операций по счетам в банках организаций и индивидуальных предпринимателей. Так ИФНС вправе заблокировать счет налогоплательщика в следующих случаях:

1) за невыполнение в срок требования об уплате налога, пеней, штрафа.

Решение о приостановлении операций по счетам принимается руководителем (заместителем руководителя) инспекции. Данное решение принимается в случае неисполнения организацией требования об уплате налога, пеней или штрафа.

При этом решение о блокировки счета может быть принято не ранее вынесения решения о взыскании налога.

Приостановление операций по счетам в данном случае означает прекращение банком расходных операций по этому счету в пределах суммы, указанной в решении о блокировки.

Приостановление операций по счетам отменяется решением налогового органа не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения налоговым органом документов (их копий), подтверждающих факт взыскания налога.

2) в случае непредставления организацией налоговой декларации в инспекцию в течение 10 дней по истечении установленного срока ее сдачи.

Решение о блокировки счета в банке может также приниматься руководителем (заместителем руководителя) налогового органа. В этом случае приостановление операций отменяется решением налоговой не позднее одного дня, следующего за днем представления отчетности.

Ответственность налоговиков

С 1 января 2010 года налоговые органы несут ответственность перед налогоплательщиками за несвоевременную разблокировку счета (п. 9.2 ст. 76 НК РФ). Проценты начисляются на сумму, в отношении которой применялся режим приостановления, по ставке рефинансирования Центробанка РФ (действовавшей в период приостановления операций или вручения решения об отмене приостановления).

Таким образом, ИФНС, которая нарушила срок отмены решения о приостановлении либо срок вручения банку такого решения, должна уплачивать компании проценты за каждый календарный день просрочки.

Начиная с 2011 года ответственность налоговиков, связанная с процедурой блокировки счетов налогоплательщиков усилилась. Так, Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ в статью 76 Налогового кодекса введено следующее новшество. За незаконное приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке инспекция должна заплатить ему проценты. Которые уплачиваются за каждый календарный день, начиная со дня получения банком решения о блокировки счетов налогоплательщика до дня получения банком решения об отмене такого решения.

При этом сумма процентов будет определяться исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в дни незаконной блокировки счета.

Как доказать незаконность блокировки счета

Право на получение процентов за незаконную блокировку счета является, безусловно, положительным новшеством. Однако в данном случае важно знать, когда организации смогут воспользоваться данным правом.

Итак, компания может рассчитывать на материальную компенсацию за незаконное «замораживание» денежных средств если:

  • нарушена процедура блокировки счета;
  • отсутствуют основания для приостановления расчетных операций по счетам.

К процедурным недочетам можно отнести, например, подписание решение о блокировки счета неуполномоченным на то лицом. Ведь право подписи решения о приостановлении операций налогоплательщика по счетам в банке предоставлено только руководителю и заместителю руководителя налогового органа.

Несвоевременная уплата налога, пеней, штрафа

Что касается отсутствия законных оснований для блокировки, то тут все зависит от ее причин: недоимки либо непредставлении отчетности. Причем каждая из причин имеет ряд особенностей. Укажем на оплошности налоговиков, которые могут пополнить карманы организации в случае недоимки.

1. ИФНС заблокировала счет, в то время как у налогоплательщика имелось необходимое имущество и его стоимость превышала размер задолженности по уплате налогов, пеней и штрафов.

Приостановление операций по счетам в банке может применяться только после:

  • наложения запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества;
  • если совокупная стоимость такого имущества по данным бухгалтерского учета меньше общей суммы задолженности перед бюджетом.

Суд в Постановлении ФАС Центрального округа от 28 января 2010 г. № А35-6133/2009 признал обжалуемое решение налогового органа недействительным, указав на нарушение процедуры вынесения решения о приостановлении операций по счетам. В силу пункта 10 статьи 101 Налогового кодекса приоритетной обеспечительной мерой по отношению к приостановлению операций по счетам налогоплательщика в банке является наложение запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика. Соответственно, ИФНС имела возможность применить указанную обеспечительную меру.

2. Решение о приостановлении операций по счетам в банке принято ранее вынесения решения о взыскании налога.

Инспекция заблокировала счет налогоплательщика раньше, чем вынесла решение о взыскании налога. Суд признал такие действия неправомерными (постановление ФАС Поволжского округа от 19 января 2010 г. № А12-10402/2009). По мнению арбитров, налоговым органом было допущено нарушение порядка применения обеспечительной меры в виде приостановления операций по счетам, поскольку до вынесения обжалуемого решения налоговым органом не были выставлены соответствующие требования об уплате налогов. Из положений статьи 76 Налогового кодекса следует, что решение о приостановлении операций организации по его счетам может быть принято не ранее вынесения решения о взыскании налога.

3. Копия решения о приостановлении операций по счетам не была своевременно передана налогоплательщику.

Налоговым кодексом установлено, что решение о блокировке счета компании передается налоговым органом в банк на бумажном носителе или в электронном виде (п. 4 ст. 76 НК РФ). Копию такого решения налоговики должны передать организации под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате получения документа в срок не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения.

В большинстве своем судьи считают, налогоплательщики обязательно должны быть уведомлены о принятии решения о приостановлении операций по счету. В противном счете такая блокировка считается неправомерной (постановления ФАС Московского округа от 2 июля 2009 г. № КА-А40/5984-09, от 23 мая 2008 г. № КА-А40/4404-08, от 27 мая 2005 г. № КА-А40/4362-05).

Однако есть судебные решения, в которых арбитры приходят к выводу, что не направление налоговым органом компании уведомления о вынесении решения о блокировки счета не является достаточным основанием для признания недействительным принятого в установленном порядке решения (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 10 июня 2010 г. № А45-23256/2009).

4. Арестованы все счета компании, даже те к которым не были предъявлены инкассовые поручения.

У компаний есть возможность истребовать проценты за незаконную блокировку, если, например, налоговики приостановили расчетные операции по всем счетам налогоплательщика, но инкассо на списание денег было предъявлено только к одному из них.

Решение о приостановлении принимается для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней и (или) штрафа. При этом решение о взыскании исполняется посредством направления в банк поручения на перечисление сумм налога в бюджет (п. 4 ст. 46 НК РФ).

Возникает вопрос: обязательно ли для приостановления операций на счете в банке выставлять к этому счету инкассовое поручение, ведь предусмотрено, что операции по счетам налогоплательщика приостанавливаются только после вынесения решения о взыскании.

Однако Налоговый кодекс не дает пояснений. Минфин РФ также не высказывался по данному вопросу. В свою очередь, по мнению налоговых органов, такая блокировка правомерна.

Как ни странно суды встают на сторону налоговиков. Так, в постановлении ФАС Дальневосточного округа от 19 августа 2010 г. № Ф03-3911/2010 арбитры отметили, что на расчетном счету компании, к которому было предъявлено инкассо, отсутствовала необходимая сумма денег для покрытия задолженности перед бюджетом. Суд указал на то, что выставление инкассовых поручений к одному счету в одном банке и принятие инспекцией соответствующих решений о приостановлении операций по другим счетам, не противоречит предусмотренному статьями 46, 47 Налогового кодекса порядку внесудебного взыскания задолженности по налогам, пеням и штрафам. Аналогичную позицию высказали судьи в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 24 февраля 2009 г. № А56-27827/2008. Арбитры отметили, что операции по счетам организации приостанавливаются в целях исполнения решения о взыскании налога, а не инкассового поручения.

Опоздание с декларацией

Опоздание или непредставление отчетности в назначенные сроки также карается приостановлением операций по счетам. Но и тут не все так просто, и инспекторы частенько блокируют счета, не разобравшись в сути проблемы. Ведь случается, что декларация теряется уже в самой налоговой, а страдают из-за этого налогоплательщики. Разберемся, за какую отчетность налоговики не вправе замораживать счет.

счет в банке1. Непредставления налогоплательщиком расчетов по авансовым платежам, бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов.

В Налоговом кодексе четко прописано, что решение о блокировки счета организации может приниматься в случае непредставления им налоговой декларации в инспекцию в течение 10 дней по истечении установленного срока ее представления.

Таким образом, не предусмотрено приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке в случае непредставления им:

  • расчетов по авансовым платежам,
  • бухгалтерской отчетности
  • иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов.

Такого мнения придерживаются в Минфине РФ (письмо от 12 июля 2007 г. № 03-02-07/1-324). Данный вывод подтверждается постановлением ФАС Московского округа от 25 июля 2008 г. № А40-1160/08-75-5.

2. Непредставление аудиторского заключения

Аудиторское заключение не является налоговой декларацией. Данный документ включается в состав бухгалтерской отчетности.

Следовательно, за непредставление данного документа налоговики не смогут заблокировать счет фирмы (постановление ФАС Московского округа от 26 сентября 2006 г. № КА-А40/9158-06).

3. Непредставление налогоплательщиком сведений о среднесписочной численности работников

По мнению налоговиков в случае непредставления указанных сведений расчетный счет компании может быть заблокирован. Однако судьи считают такую позицию неправомерной. Возможность приостановления операций по счетам в банках налогоплательщика за непредставление сведений, представляемых помимо налоговой декларации, не предусмотрена (постановления ФАС Московского округа от 12 марта 2009 г. № КА-А40/1265-09, от 29 января 2009 г. № КА-А40/13357-08).

4. Представление налоговой декларации, подписанной руководителем организации, сведения о котором не внесены в ЕГРЮЛ.

Данные действия не является основанием для приостановления налоговым органом операций по счетам в банке (подп. 5 п. 1 ст. 31, п. 3 ст. 76 НК РФ). Так, в постановлении ФАС Поволжского округа от 23 марта 2010 г. № А65-21742/2009 судьи не приняли довод налогового органа о подписании налоговых деклараций руководителем, сведения о котором отсутствуют в ЕГРЮЛ. Это связано с тем, что пункт 2 статьи 33 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ не связывает возникновение либо прекращение полномочий единоличного исполнительного органа с фактом внесения в государственный реестр таких сведений.

Таким образом, ИФНС не доказала, что государственная регистрация налогоплательщика недействительная. Это означает, что компания выполнила обязанность налогоплательщика, установленную подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса. Представление налоговой декларации налогоплательщиком с установленными недостатками не является основанием для приостановления налоговым органом операций по счетам в банке.

5. Представление декларации с неполным количеством листов.

Налогоплательщик представил декларацию по почте. Согласно Приказу, которым утверждена форма декларация, должна состоять из трех листов. Однако представленная заявителем опись вложения содержит указание на документ «декларация», состоящая из 2 листов. В связи с этим направленный по описи вложения документ, по мнению ИФНС не является налоговой декларацией в понимании действующего налогового законодательства.

Суд отклонил доводы налоговиков. Арбитры приняли пояснения компании о том, что три страницы декларации, отпечатанные типографским способом, размещены на двух листах, и соответственно в описи вложения было указано два листа документа.

Таким образом, суд постановил, что налогоплательщиком была исполнена обязанность по предоставлению налоговой отчетности. Это означает, что блокировка его счета неправомерна (постановление ФАС Московского округа от 10 декабря 2008 г. № КА-А40/10409-08).

6. Решение о блокировке счета вынесено до истечения десятидневного срока с даты окончания срока представления налоговой декларации.

Десятидневный срок, является сроком, ранее которого налоговым органом не может быть принято решение о приостановлении операции по счетам (письмо Минфина России от 5 мая 2009 г. № 03-02-07/1-227 и УФНС России по г. Москве от 24 декабря 2008 г. № 09-14/120416).

При этом судьи в постановлении ФАС Московского округа от 20 февраля 2009 г. № КА-А41/433-09 добавили, что ИФНС должна вынести решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в течение 10 дней по окончании срока, установленного для представления декларации.

7. Представление декларации по старой форме.

Законодательством не предусмотрено право налогового органа вынести решение о приостановлении операций по счетам в банке в случае представления налоговой декларации, составленной по старой форме. Причем налоговая не вправе отказать в принятии поданной налогоплательщиком налоговой декларации составленной на бланке старой формы (п. 2 ст. 80 НК РФ). Таким образом, представление декларации по устаревшей форме не грозит блокировкой счета (постановление ФАС Северо-Западного округа от 28 октября 2008 г. № А05-4850/2008).

8. Непредставление декларации обособленным подразделением компании.

Непредставление деклараций обособленными подразделениями не влечет за собой блокировку счета головной компании (письмо УФНС России по г. Москве от 9 июня 2007 г. № 16-10/054964@). Органы имеют право вынести решение о приостановлении операций по счетам организаций только в случае, если она обязана подавать соответствующие декларации.

Обособленное подразделение не является самостоятельным налогоплательщиком (ст. 11 НК РФ). Следовательно, приостановление операций будет осуществляться по счетам организации-налогоплательщика (п. 2 ст. 76 НК РФ).

Важно

Непредставление деклараций по налогу на имущество за прошлые периоды.

С 2010 года организации, не имеющие на балансе имущества, признаваемого объектом налогообложения, не являются плательщиками налога на имущество организаций. Поэтому у них отсутствует обязанность по представлению в налоговые органы деклараций и расчетов по авансовым платежам по данному налогу. Однако до 2009 года обязанность по представлению деклараций была предусмотрена для всех налогоплательщиков независимо от наличия объектов налогообложения.

Таким образом, решение о блокировке счета налогоплательщика может быть вынесено, в том числе, в случае выявления в текущем налоговом периоде факта непредставления организацией налоговых деклараций по тем налогам, которые он был обязан уплачивать в предыдущих налоговых периодах (письмо ФНС России от 9 февраля 2011 г.).

Проценты в налоговом учете

При определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются только те доходы, которые поименованы в статье 251 Налогового кодекса. Однако в целях налогообложения прибыли суммы процентов за незаконную блокировку счета не отнесены к необлагаемым. При определении базы по прибыли не учитываются доходы в виде сумм процентов, полученных в соответствии с требованиями статей 78, 79, 176, 176.1 и 203 кодекса из бюджета (внебюджетного фонда). Это, в частности, проценты, начисляемые на сумму налогов и акцизов, которые не были своевременно возвращены или зачтены налоговым органом.

В связи с этим возникают следующие вопросы: облагаются ли налогом на прибыль суммы процентов, начисленных и уплаченных налогоплательщику в связи с незаконной блокировкой его расчетного счета; если вышеуказанные суммы подлежат налогообложению, то в состав каких доходов их следует включить; если вышеуказанные суммы подлежат налогообложению, то в каком периоде их необходимо учесть налогоплательщику?

Минфин России в письме от 12 марта 2010 г. № 03-03-06/1/128 разъяснил: данные проценты включаются в доходы налогоплательщика. Ввиду того что подпунктом 12 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса не предусмотрено освобождение от налогообложения указанных процентов, они подлежат включению в состав внереализационных доходов. Финансисты добавили, что эти суммы должны учитываться в налоговой базе по налогу на прибыль на момент их фактического получения.

Логика финансового ведомства не совсем понятна. Ведь проценты, уплачиваемые налоговыми органами в связи с задержкой возврата излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, по своей экономической природе мало чем отличаются от процентов за незаконную блокировку счета.

Однако пока не будут внесены изменения в НК РФ, несмотря на всю несправедливость, налогоплательщикам придется платить налог на прибыль с суммы возмещения, выплачиваемого налоговиками за неправомерное приостановление операций по счетам в банке.

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете сумма процентов за незаконную блокировку счета признается прочим доходом организации (п. 7, 10.6, 16 ПБУ 9/99). То есть данные суммы отражаются на счете 91-1 «Прочие доходы». Доходы признаются на день получения указанных процентов.

Данный счет корреспондирует со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Пример.

10 февраля 2011 года решением ИФНС была неправомерно заблокирована сумма 2 млн рублей. Решение об отмене приостановления по счету налоговая инспекция прислала в банк 17 февраля 2011 года.

Таким образом, налоговики неправомерно заблокировали счет налогоплательщика в течение 13 дней.

С 1 июня 2010 года ставка рефинансирования ЦБ РФ составляет 7,75 процента (указание ЦБ РФ от 31 мая 2010 г. № 2450-У).

Сумма процентов составит:

2 000 000 руб. х 7,75% : 365 дн х 13 дн =5520,55 руб.

Бухгалтер организации сделает следующие проводки.

Дебет 51 Кредит 76

- 5520,55 руб. – получена сумма процентов.

Дебет 76 Кредит 91-1

- 5520,55 руб. – проценты включены в прочие доходы.

В. Ким, налоговый консультант

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...