Изменения НК, вступающие в силу 2 мая 2014

08.05.2014 распечатать

Комментируемый закон № 52-ФЗ, вступающий в силу (за некоторыми исключениями) с 2 мая текущего года, направлен на совершенствование налогового администрирования. Закон касается как физических, не являющихся предпринимателями, так и юридических лиц и предпринимателей.

Комментируемый закон, вступающий в силу (за некоторыми исключениями) с 2 мая текущего года, направлен на совершенствования налогового администрирования. Закон касается как физических лиц, не являющихся предпринимателями, так и юридических лиц и предпринимателей.

Новшества для субъектов предпринимательской деятельности

Законом отменяется обязанность налогоплательщиков сообщать в налоговый орган об открытии (закрытии) счетов, включая счета инвестиционного товарищества, и о возникновении (прекращении) права использовать корпоративные электронные средства платежа. С этой целью комментируемый закон признал утратившими силу подпункты 1 и 1.1 пункта 2 статьи 23 Налогового кодекса РФ. Действительно, данные нормы являются излишними, поскольку дублируют обязанность банков представлять указанные сведения в отношении налогоплательщиков-клиентов банка (ст. 86 НК РФ). Одновременно с этим отменяется ответственность налогоплательщиков за нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке (ст. 118 НК РФ).


Важно

Отменяя обязанность налогоплательщиков по уведомлению налоговых органов об открытии (закрытии) банковского счета, комментируемый закон устанавливает порядок осуществления контроля за исполнением кредитными организациями обязанности по предоставлению сведений о банковских счетах в налоговые органы (вводится новая ст. 85.1 НК РФ).


Отменяя обязанность налогоплательщиков по уведомлению налоговых органов об открытии (закрытии) банковского счета, комментируемый закон устанавливает порядок осуществления контроля за исполнением кредитными организациями обязанности по предоставлению сведений о банковских счетах в налоговые органы (вводится новая ст. 85.1 НК РФ). Права налоговых органов дополняются новым положением об осуществлении контроля за исполнением банками предусмотренных Налоговым кодексом РФ обязанностей.

Комментируемый закон также уточняет порядок уплаты налога на имущество «упрощенцев» и «вмененщиков». Соответствующие изменения внесены в статьи 346.11 и 346.26 Налогового кодекса РФ. Так, действующий Налоговый кодекс РФ предусматривает освобождение «упрощенцев» и «вмененщиков», в том числе, от уплаты налога на имущество организаций (п. 2 ст. 346.11 и п. 4 ст. 346.26 НК РФ). С вступлением комментируемого закона в силу данное налоговое послабление не будет действовать в отношении тех объектов недвижимости «упрощенцев» и «вмененщиков», налоговая база по которым определяется как их кадастровая, а не среднегодовая, стоимость. Указанное новшество вступает в силу с 1 января 2015 года для упрощенцев, и с 1 июля 2014 года – для «вмененщиков».

Новшества для физических лиц, не являющихся предпринимателями

Комментируемый закон дополнил статью 23 Налогового кодекса РФ новым пунктом 2.1. Данное новшество налагает на физических лиц новую обязанность – сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в налоговый орган по месту жительства либо по месту нахождения объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими. Это сообщение должно быть направлено до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. За неисполнение указанной обязанности для налогоплательщика-физического лица предусматриваются меры налоговой ответственности в виде взыскания штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога в отношении объекта недвижимого имущества или транспортного средства, по которым не представлено или несвоевременно представлено соответствующее сообщение. С этой целью статья 129.1 Налогового кодекса РФ дополнена новым пунктом 3 соответствующего содержания.

Таким образом, устанавливается, что налоговые органы могут, но не обязаны направлять налогоплательщикам налоговые уведомления, а налогоплательщики, в свою очередь, обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам в налоговый орган. Однако данное новшество вполне может претендовать на признание его неконституционным. Так, Конституционный Суд РФ в Определении от 28.05.2009 № 763-О-О отнес самостоятельное обращение налогоплательщика в налоговый орган о выдаче налогового уведомления (при его неполучении до даты уплаты соответствующего налогового платежа) к праву налогоплательщика, а не к его обязанности. Так что вполне ожидаемо, что в ближайшее время новый пункт 2.1. статьи 23 Налогового кодекса РФ будет оспорен в Конституционном Суде РФ по установлению сроков уплаты налогоплательщиками-физическими лицами транспортного и земельного налогов.

Налоговый консультант М.А. Осипова, для журнала «Нормативные акты для бухгалтера»

Комментируемый документ: Федеральный закон Российской Федерации № 52-ФЗ от 02.04.2014 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»


50 ценных страниц, которые сберегут ваше время

Информационный бюллетень для бухгалтера - это уникальное электронное издание, в котором еженедельно из всех источников информации собираются важные последние изменения, затрагивающие работу бухгалтерии. Оформите подписку >>



Если у Вас есть вопрос - задайте его здесь >>


Читайте также по теме:

Изменения в законодательстве, действующие с 1 мая 2014

Самые важные изменения апреля 2014 в учете по оценке экспертов бератора

Об учете сумм налога за служебный транспорт



Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.