Как правильно регистрировать ККТ

18.04.2013 распечатать

Многие фирмы и предприниматели сталкиваются с обязанностью зарегистрировать контрольно-кассовую технику. Данная процедура довольно подробно расписана в законодательстве. Однако на практике реализовать все рекомендации порой очень сложно.

Большинство организаций и индивидуаль­ных предпринимателей, которые занима­ются торговлей, выполнением работ или оказанием услуг, должны применять конт­рольно-кассовую технику (ККТ) при осу­ществлении наличных денежных расче­тов или расчетов с использованием бан­ковских карт. При невыполнении данного требования законодательства на юрлиц и предпринимателей может быть наложе­на административная ответственность в виде штрафа (п. 2 ст. 14.5 КоАП РФ). Сумма санкций для организаций состав­ляет от 30 000 до 40 000 рублей. Штраф­ные санкции для коммерсантов ниже: от 3000 до 4000 рублей.

Прежде чем начать использовать ККТ, ее необходимо зарегистрировать. И вот тут, несмотря на ясность и, казалось бы, про­стоту процедуры, могут возникнуть про­блемы. Например, нет каких-либо доку­ментов или контрольно-кассовая машина не соответствует требованиям. Чтобы из­бежать возможной неразберихи, рассмо­трим этот процесс подробно.

Кто, куда и в какой срок

Заявителями признаются организации и предприниматели, осуществляющие наличные денежные расчеты, расчеты с использованием платежных карт, а также те, кто ведет деятельность по приему плате­жей физлиц с использованием платежных терминалов и банкоматов, либо их уполно­моченные представители. За предоставле­ние услуги по постановке на учет ККТ они должны обращаться в налоговую.

Территориальные налоговые регистри­руют ККТ по месту нахождения или по месту жительства заявителя в зависимости от того, кем он является – физлицом или юрлицом. Если ККТ будет использоваться обособленным подразделением организа­ции, то ее регистрация производится в на­логовой по месту нахождения данного под­разделения.

Срок регистрации не может превышать пяти дней с момента подачи заявления в на­логовую и всех необходимых документов.

Документация

Прежде чем идти в налоговую инспекцию, необходимо обратиться в аккредитованный центр техобслуживания ККТ и заключить с ним договор об обслуживании.

Далее в инспекцию подаются следующие документы:

  • заявление и его копия по форме, утверж­денной приказом ФНС России от 9 апре­ля 2008 г. № ММ-3-2/152;
  • паспорт ККТ, подлежащей регистрации территориальной налоговой;
  • договор о технической поддержке ККТ, заключенный с лицом, обеспечивающим производство, распространение и техни­ческую поддержку, включая поставку за­пасных частей, или с центром техниче­ского обслуживания, уполномоченным поставщиком на осуществление техподдержки.

Представитель организации и бизнесмен при подаче заявления должны иметь с со­бой паспорт и доверенность.

Помимо прочего налоговики могут по­требовать представить:

  • договор аренды по­мещения или документ на право собствен­ности помещения, в котором будет установ­лен аппарат; свидетельства ИНН и ОГРН;
  • журнал кассира-операциониста (форма № КМ-4) и журнал учета вызовов спе­циалистов (форма № КМ-8), которые долж­ны быть прошнурованы, пронумерованы и скреплены подписью и печатью.

Также инспекторы могут запросить па­с пор та ЭК Л З и вер с и и конт рол ьно-к ассовой машины (ККМ), учетный талон ККТ и до­полнительный лист к паспорту версии ККМ. Данные бумаги входят в состав доку­ментации на контрольно-кассовую техни­ку и заполняются представителем центра технического обслуживания при заключе­нии договора. Не лишним будет также за­пастись копиями всех документов и пусты­ми бланками заявления о регистрации с подписями и печатями, так как это помо­жет исправить возникшие ошибки на ме­сте, не возвращаясь в офис.

Особые правила

Для подтверждения факта использования аппарата в фискальном режиме отпечатывается чек на произволь­ную сумму, которая должна быть отражена в сменном и фискальном отчетах.

Если регистрируемая машина, которую приобрели, уже была в эксплуатации, то также необходимо представить копию ста­рой регистрационной карточки с отметкой о снятии машины с учета в предыдущей ин­спекции.

Таким образом, перед тем, как подавать заявление о регистрации, лучше всего уточ­нить, какие именно требования инспекция предъявляет к пакету необходимых доку­ментов.

Данные бумаги в налоговую можно пред­ставить лично, направить почтовым от­правлением с уведомлением о вручении или в форме электронных документов. Об­ратите внимание: в Регламенте, утвержден­ном приказом Минфина России от 29 июня 2012 г. № 94н, не содержатся основания, по которым налоговая может отказать в прие­ме документов.

Рассмотрение бумаг

После подачи необходимых бумаг заяв­ление должно быть зарегистрировано. На нем проставляется штамп территориаль­ной налоговой с указанием даты регистра­ции, а также инспектор заверяет заявление своей подписью с расшифровкой фамилии, имени и отчества (с этого момента начинает течь срок, который отведен для регистра­ции кассовой техники). Представителю организации и коммерсанту выдается рас­писка о принятии доку ментов, так же можно попросить проставить соответствующую отметку на копии заявления. Далее инспек­тор обязан передать бумаги в структурное подразделение инспекции, отвечающее за предоставление данной государственной услуги. Эти действия должны быть осу­ществлены в течение одного дня.

Потом начинается рассмотрение заявле­ния и бумаг, которые к нему были приложе­ны. Инспектор проверяет сведения, кото­рые указаны как в заявлении, так и в осталь­ных документах, и иную информацию, к которой имеет доступ. Если при проверке были выявлены ошибки, несоответствия с имеющейся информацией или неверное оформление, то заявителю должно быть об этом сообщено не позднее дня, который следует за днем регистрации заявления. При этом инспекция должна удостоверить­ся, что уведомление было получено.

При получении такого сообщения у орга­низации или предпринимателя есть воз­можность исправить все выявленные недо­статки. Однако данное действие должно быть осуществлено в течение одного дня, следующего за получением уведомления. Невыполнение данного требования может повлечь отказ в регистрации ККТ.

Если с пакетом документов все в поряд­ке, то инспектор согласовывает с заявите­лем время и место осмотра контрольно-кассовой техники.

Осмотр

Для прохождения осмотра контрольно-кассовую машину необходимо доставить в налоговую. Если организация или инди­видуальный предприниматель предъявили к регистрации большое количество контрольно-кассовых машин, и это затруд­няет их доставку в инспекцию, то можно договориться со специалистом налоговой о выезде на место установки ККТ. В данном случае также должны присутствовать пред­ставители администрации или руководства организации и кассир-операционист.

При этом аппарат должен осматривать инспектор совместно со специалистом по­ставщика ККТ или центра техобслужива­ния. Присутствие данного специалиста объясняется тем, что техническая поддерж­ка ККТ, нанесение на нее знака «Сервисное обслуживание», наклеивание марок-пломб, введение в фискальную память информа­ции при регистрации, а также замена нако­пителей фискальной памяти может осу­ществляться только данным представите­лем.

Налоговик проводит осмотр корпуса ККМ, который должен быть целым, иметь марку-пломбу и следующие знаки: «Госу­дарственный реестр», «Сервисное обслужи­вание» и идентификационный знак, кото­рый содержит наименование модели ККТ и ее заводской номер (в отношении аппара­тов, выпущенных после утверждения об­разца идентификационного знака).

Также инспектор проверяет документы, удостоверяющие право специалиста по­ставщика или ЦТО на выполнение техниче­ского обслуживания и ремонта регистри­руемой модели ККМ; проверяются ее завод­ские номера.

Когда осмотр закончен, производится опломбирование аппарата маркой-пломбой установленного образца, включается фи­скальный режим, а также активируется на­копитель фискальной памяти. В процессе фискализации специалист-инспектор вво­дит пароль доступа к содержимому фи­скальной памяти. Когда фискализация за­вершается, налоговик должен осуществить проверку наличия на распечатанных ККТ кассовых чеках, сменных и фискальных от­четах реквизитов, соответствующих техни­ческим характеристикам и параметрам функционирования регистрируемой ма­шины. Также для подтверждения факта использования аппарата в фискальном ре­жиме отпечатывается чек на произвольную сумму, которая должна быть отражена в сменном и фискальном отчетах. При этом срок для осуществления данных действий не определен, но он не может превышать срок, установленный для предоставления госуслуги.

Регистрация

Если фискализация прошла успешно, то инспектор вносит сведения о регистрации кассового аппарата в книгу учета ККТ. Да­лее вносятся в паспорт и учетный талон ККТ отметки, которые подписываются инспек­тором с указанием фамилии, имени и отче­ства, а также заверяются печатью налого­вой. Потом заполняется карточка регистра­ции, которая подписывается начальником инспекции (заместителем), и на ней про­ставляется печать.

Эта карточка выдается заявителю и под­тверждает регистрацию ККТ. При этом воз­вращаются все документы, которые были представлены для постановки аппарата на учет, а журнал кассира-операциониста дол­жен быть заверен инспектором.

Отказ

Не всегда с первого раза получается прой­ти процедуру регистрации, так как во вре­мя процесса могут всплыть самые неожи­данные обстоятельства. Так, в Регламенте приведен закрытый список оснований, по которым инспекция может отказать в ре­гистрации.

К ним относятся:

  • представление заявления и документов в ненадлежащую территориальную нало­говую;
  • необеспечение доступа к контрольно-кассовой технике, в том числе к той, ко­торая находится в составе платежного терминала (банкомата);
  • неявка заявителя в согласованное с ин­спекцией время к месту проведения осмотра ККТ;
  • указание недостоверных сведений в за­явлении;
  • предъявление для регистрации модели ККТ, не включенной (исключенной) в Го­сударственный реестр контрольно-кас­совой техники;
  • истечение нормативного срока аморти­зации ранее применявшейся машины, исключенной из Государственного рее­стра контрольно-кассовой техники;
  • предъявление аппарата, который нахо­дится в розыске;
  • обнаружение неисправности контроль­но-кассовой техники, отсутствие марки-пломбы, идентификационного знака, а также средств визуального контроля (знаков «Государственный реестр» и «Сер­висное обслуживание»).

Если налоговой принято решение об от­казе в регистрации, то заявителю направля­ется уведомление (вместе со всеми пред­ставленными документами), подписанное начальником инспекции (заместителем). Оно вручается лично или почтовым от­правлением с уведомлением о вручении не позднее пяти рабочих дней с даты пред­ставления заявления и необходимых доку­ментов в налоговую.

Жалоба на инспекцию

В соответствии с налоговым законодатель­ством плательщик наделен правом обжало­вать действия (бездействие) инспекции и ее должностных лиц. В данной ситуации зая­витель имеет право подать жалобу в следу­ющих случаях.

Во-первых, нарушен срок регистрации заявления и документов.

Во-вторых, непосредственно нарушен срок предоставления государственной услуги.

В-третьих, истребование документов или информации, которые не относятся к процессу регистрации ККТ, а также тех бумаг, которые уже находятся в распоря­жении налоговой.

В-четвертых, отказ инспектора в исправ­лении допущенных опечаток и ошибок в выданных документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

Жалоба подается в вышестоящий нало­говый орган или на имя вышестоящего должностного лица. В ней должно содер­жаться наименование налоговой; данные инспектора; данные заявителя; адрес, по которому можно направить ответ по жало­бе; сведения и доводы, которыми заявитель обосновывает свое несогласие с решением инспекции.

Решение по жалобе инспекция обязана принять в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации. Если же обжалуется отказ в принятии документов или в исправлении ошибок, то решение должно быть принято в течение пяти рабочих дней со дня реги­страции жалобы.

О.В. Шабайкина, налоговый консультант

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.