МСФО в России: битва за стандарты

МСФО в России: битва за стандарты

05.10.2005 распечатать

Переход на международные стандарты финансовой отчетности многие бухгалтеры ожидают с тревогой. Что будет после того, как МСФО станет реальностью? В налоговых последствиях реформы попытались разобраться участники круглого стола на тему "Влияние перехода на МСФО на налогообложение", который на днях прошел в Высшей школе экономики.

Переход на международные стандарты для сотрудников любой финансовой службы — дополнительный повод для головной боли. Зачем что-то менять, если существующая система хоть и со сбоями, но работает? Такого мнения придерживалось большинство присутствующих на мероприятии. Тем не менее Министерство финансов, структура громоздкая и довольно консервативная, пришло к выводу, что переход на международные стандарты бухучета и финансовой отчетности в ближайшие годы все же должен произойти. А значит, бухгалтерам и финансовым директорам ничего не остается, кроме как принимать активное участие в процессе обсуждения связанных с этим законопроектов.

Какие же последствия может вызвать перевод отчетности на международные стандарты? Аналитический доклад по этой проблеме, подготовленный Фондом "Национальная организация по стандартам финансового учета и отчетности", вызвал бурные обсуждения среди участников круглого стола. По мнению руководителя группы разработчиков доклада Михаила Орлова, переход на МСФО неминуемо приведет, прежде всего, к иному способу оценки активов и обязательств. К примеру, отметил он, в определении "актив", согласно международным стандартам, речь идет о контроле над ресурсами, а не о праве собственности на них. В этом случае из-за разницы в трактовке, перечень активов, отражаемых на балансе организации, может оказаться шире, чем по российским стандартам. Кроме того, по мнению Орлова, после принятия МСФО Россия должна будет четко разделить налоговый и бухгалтерский учет. "Без этого обеспечить составление качественной финансовой отчетности по международным стандартам невозможно", — уверенно заявил докладчик. Однако предложение жестко разделить две системы учета поддержали немногие. Лишь заместитель директора Департамента бухгалтерского консалтинга компании ФБК Игорь Сухарев заметил, что необходимость в таком шаге назрела давно.

Участники круглого стола рассмотрели также и проблему введения МСФО на уровне индивидуальной отчетности. По словам главного специалиста ОАО "Сибур" Владимира Соловьева, спорных моментов, по большому счету, два. Во-первых, международные стандарты не могут на сто процентов гарантировать, что фирмы будут предоставлять исключительно объективную информацию. Они этому в значительной мере способствуют, но панацеи, как справедливо заметил Соловьев, нет. Другая проблема — отечественное законодательство о налогах и сборах. "В нем должны быть сконцентрированы все правила налогового учета, без ссылок на иные нормативные акты, — заявил Соловьев. — Только в этом случае возможно введение международных стандартов на уровне индивидуальной отчетности".

В качестве одного из необходимых мероприятий, обеспечивающих переход на МСФО, Фонд предложил определить в первой части Налогового кодекса основные понятия и термины налогового учета. Именно они и должны распространяться на все налоги. В то же время какие-либо ссылки на бухгалтерский учет из кодекса нужно исключить. "Законодательство уже эволюционирует в этом направлении, — отметил председатель правления Фонда НСФО, депутат нижней палаты парламента Андрей Буренин. — Правда, к сожалению, происходит это отнюдь не из-за понимания концепции долгосрочных перспектив. Просто в каждом конкретном случае законодатель убеждается, что эти два вида учета пора разделять".

Кроме того, в авторы доклада особо подчеркнули, что необходимо запретить госведомствам выдвигать дополнительные требования по ведению налогового учета. К этой идее исполняющий обязанности начальника Управления налогообложения прибыли ФНС Олег Хороший отнесся скептически: "Разделение учета усложнит контроль за уплатой налогов и создаст проблемы для самих учетных работников". Он заявил, что эти предложения, безусловно, логичны, если рассматривать их с точки зрения очередного ограничения прав налоговых структур. "С другой стороны, если мы хотим создать условия для ведения бизнеса и одновременно дать возможность государству контролировать деятельность предпринимателей, они слишком радикальны", — пояснил свою точку зрения Хороший.

Необоснованной посчитал чиновник и предлагаемую специалистами фонда НСФО отмену обязанности представления финотчетности в налоговые инспекции, которая, по его словам, необходима для контроля за финансовой деятельностью фирм. "С ее помощью мы можем понять, какое предприятие перед нами, как оно развивается и есть ли необходимость рассматривать его деятельность более детально. Нас не интересуют первичные документы. Мы анализируем правильность группировки, формирование и основное экономическое содержание осуществленных организацией операций. Эта информация и содержится в финансовой отчетности", — изложил свою точку зрения на проблему Олег Хороший.

В целом аналитический доклад был признан участниками круглого стола "сырым". По их мнению, без существенных поправок опираться на этот документ при подготовке законопроекта "О регулировании бухгалтерского учета и финансовой отчетности" нельзя. Тем не менее принципиальные вопросы перед экспертным сообществом все же поставлены. Правда, рядовым бухгалтерам остается только ждать, как в дальнейшем будет развиваться ситуация вокруг проблемы введения МСФО.

Корреспондент "Федерального агентства финансовой информации" Алексей Уйменов

Бератор нового поколения
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

То, что нужно каждому бухгалтеру. Полный объем всегда актуальных правил учета и налогообложения.

Подключить бератор

Бератор Практическая энциклопедия бухгалтера

Выбор читателей

Бухгалтерия.ru
Подпишитесь на наши рассылки, чтобы первыми быть в курсе всего нового из мира бухучета, получать эксклюзивные издания и полезные подарки.

Loading...