МСФО в России: битва за стандарты

МСФО в России: битва за стандарты

05.10.2005 распечатать

Переход на международные стандарты финансовой отчетности многие бухгалтеры ожидают с тревогой. Что будет после того, как МСФО станет реальностью? В налоговых последствиях реформы попытались разобраться участники круглого стола на тему "Влияние перехода на МСФО на налогообложение", который на днях прошел в Высшей школе экономики.

Переход на международные стандарты для сотрудников любой финансовой службы — дополнительный повод для головной боли. Зачем что-то менять, если существующая система хоть и со сбоями, но работает? Такого мнения придерживалось большинство присутствующих на мероприятии. Тем не менее Министерство финансов, структура громоздкая и довольно консервативная, пришло к выводу, что переход на международные стандарты бухучета и финансовой отчетности в ближайшие годы все же должен произойти. А значит, бухгалтерам и финансовым директорам ничего не остается, кроме как принимать активное участие в процессе обсуждения связанных с этим законопроектов.

Какие же последствия может вызвать перевод отчетности на международные стандарты? Аналитический доклад по этой проблеме, подготовленный Фондом "Национальная организация по стандартам финансового учета и отчетности", вызвал бурные обсуждения среди участников круглого стола. По мнению руководителя группы разработчиков доклада Михаила Орлова, переход на МСФО неминуемо приведет, прежде всего, к иному способу оценки активов и обязательств. К примеру, отметил он, в определении "актив", согласно международным стандартам, речь идет о контроле над ресурсами, а не о праве собственности на них. В этом случае из-за разницы в трактовке, перечень активов, отражаемых на балансе организации, может оказаться шире, чем по российским стандартам. Кроме того, по мнению Орлова, после принятия МСФО Россия должна будет четко разделить налоговый и бухгалтерский учет. "Без этого обеспечить составление качественной финансовой отчетности по международным стандартам невозможно", — уверенно заявил докладчик. Однако предложение жестко разделить две системы учета поддержали немногие. Лишь заместитель директора Департамента бухгалтерского консалтинга компании ФБК Игорь Сухарев заметил, что необходимость в таком шаге назрела давно.

Участники круглого стола рассмотрели также и проблему введения МСФО на уровне индивидуальной отчетности. По словам главного специалиста ОАО "Сибур" Владимира Соловьева, спорных моментов, по большому счету, два. Во-первых, международные стандарты не могут на сто процентов гарантировать, что фирмы будут предоставлять исключительно объективную информацию. Они этому в значительной мере способствуют, но панацеи, как справедливо заметил Соловьев, нет. Другая проблема — отечественное законодательство о налогах и сборах. "В нем должны быть сконцентрированы все правила налогового учета, без ссылок на иные нормативные акты, — заявил Соловьев. — Только в этом случае возможно введение международных стандартов на уровне индивидуальной отчетности".

В качестве одного из необходимых мероприятий, обеспечивающих переход на МСФО, Фонд предложил определить в первой части Налогового кодекса основные понятия и термины налогового учета. Именно они и должны распространяться на все налоги. В то же время какие-либо ссылки на бухгалтерский учет из кодекса нужно исключить. "Законодательство уже эволюционирует в этом направлении, — отметил председатель правления Фонда НСФО, депутат нижней палаты парламента Андрей Буренин. — Правда, к сожалению, происходит это отнюдь не из-за понимания концепции долгосрочных перспектив. Просто в каждом конкретном случае законодатель убеждается, что эти два вида учета пора разделять".

Кроме того, в авторы доклада особо подчеркнули, что необходимо запретить госведомствам выдвигать дополнительные требования по ведению налогового учета. К этой идее исполняющий обязанности начальника Управления налогообложения прибыли ФНС Олег Хороший отнесся скептически: "Разделение учета усложнит контроль за уплатой налогов и создаст проблемы для самих учетных работников". Он заявил, что эти предложения, безусловно, логичны, если рассматривать их с точки зрения очередного ограничения прав налоговых структур. "С другой стороны, если мы хотим создать условия для ведения бизнеса и одновременно дать возможность государству контролировать деятельность предпринимателей, они слишком радикальны", — пояснил свою точку зрения Хороший.

Необоснованной посчитал чиновник и предлагаемую специалистами фонда НСФО отмену обязанности представления финотчетности в налоговые инспекции, которая, по его словам, необходима для контроля за финансовой деятельностью фирм. "С ее помощью мы можем понять, какое предприятие перед нами, как оно развивается и есть ли необходимость рассматривать его деятельность более детально. Нас не интересуют первичные документы. Мы анализируем правильность группировки, формирование и основное экономическое содержание осуществленных организацией операций. Эта информация и содержится в финансовой отчетности", — изложил свою точку зрения на проблему Олег Хороший.

В целом аналитический доклад был признан участниками круглого стола "сырым". По их мнению, без существенных поправок опираться на этот документ при подготовке законопроекта "О регулировании бухгалтерского учета и финансовой отчетности" нельзя. Тем не менее принципиальные вопросы перед экспертным сообществом все же поставлены. Правда, рядовым бухгалтерам остается только ждать, как в дальнейшем будет развиваться ситуация вокруг проблемы введения МСФО.

Корреспондент "Федерального агентства финансовой информации" Алексей Уйменов

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...