Может ли вписать в договор запрет на возврат некачественного товара?
вчера в 10:51 распечататьЗапретить возврат некачественного товара нельзя. Покупатель вправе вернуть продавцу товар ненадлежащего качества. Но можно предусмотреть определенные правила и сроки для такого возврата.
Компания может вписать в договор пункт о запрете возврата некачественного товара. Но это не будет иметь никакого смысла. Подобные условия противоречат законодательству о защите прав потребителя и не лишает покупателя права заявить свои требования в отношении низкого качества товара, требовать возврата либо обмена.
Такого подхода в решении спорных вопросов о возврате товаров придерживаются суды, например, постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23.06.2025 № Ф04-1235/2025 по делу № А45-38844/2023. Суть дела в том, что договором поставки, который стороны подписали, были предусмотрены:
- порядок приемки товара с фото и видеофиксацией, включая осмотр и т. д.;
- запрет на возврат и обменю после того, как товар принят без замечаний по количеству, качеству, комплектации.
Судьи признали это условие, запрещающее возврат, незаконным. Свою позицию они обосновали нормами ГК РФ. В частности, пунктами 1, 2 статьи 475 ГК РФ, где говорится, что при поставке некачественного товара покупателю не может быть отказано в защите его прав.
Профессионально бухгалтеру:
Возврат товара: корректировка или обратный выкуп?
Варианты оформления возврата товаров (работ, услуг)
Оформляем возврат товара как реализацию
Возврат товара, не признаваемый реализацией
Если недостатки товара не были оговорены продавцом, покупатель, которому передан некачественный товар. вправе по своему выбору потребовать от продавца:
- соразмерного уменьшения цены;
- безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок;
- возмещения своих расходов на устранение недостатков товара.
При нарушении требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков) покупатель вправе по своему выбору:
- отказаться от товара и потребовать возврата уплаченных денег;
- потребовать замены товара.
Нарушение правил приемки товара со стороны покупателя, не лишает его права предъявить претензии, вернуть брак, и не может освободить продавца от ответственности продавца.
Вывод:
- Нельзя предусмотреть в договоре условие, которое полностью лишает покупателя права на возврат некачественного товара. А если все-таки вписать подобный пункт, он не будет иметь значимости.
- В договоре можно прописать конкретные условия возврата, например, срок предъявления претензии, порядок действий при обнаружении брака, сроки проведения экспертизы и так далее.
Подписка на новости и полезные материалы
В статье использованы фото с сайта freepik.com или shutterstock.com