Может ли сотрудник совмещать официальное трудоустройство и самозанятость?

18.08.2023 распечатать

Ни Трудовой кодекс, ни Федеральный закон № 422-ФЗ, который ввёл эксперимент с возможностью оформить статус замозанятого, не запрещают совмещать основную работу с «самозанятостью».

Сотрудник может одновременно платить налог на профессиональный доход (НПД) и работать по трудовому договору (ТД). Благодаря оформлению по ТД он формирует будущую пенсию, может уходить в отпуск и может получать оплачиваемый больничный. Разница лишь в том, что доходы из разных источников будут облагаться налогом по разным ставкам. «Официальный» работодатель вычитает из зарплаты НДФЛ 13 %, отчисляет в бюджет пенсионные и страховые взносы. А доходы от выполнения частных заказов облагаются НПД в размере 4 % с доходов, полученных от физического лица, и 6% с доходов, которые человек получает от юридического лица.

Помимо этого доход самозанятого не должен превышать 2,4 млн. рублей в год (п. 2 ст. 4 Федерального закона от 27.11.2018 №422-ФЗ). Если он получает больше, придётся зарегистрироваться уже как ИП. Для сохранения льготного налогового статуса самозанятые должны оказывать услуги сами — им запрещено открывать фирму и нанимать сотрудников.

Есть ограничения

Статус самозанятого запрещает работнику оказывать услуги работодателю, если их трудовые отношения оформлены официально, то есть по ТК (п. 2 ст. 4 Федерального закона от 27.11.2018 №422-ФЗ). Эта мера создана для того, чтобы работодатели не заставляли сотрудников получить статус самозанятых с целью ухода компании от уплаты налогов.

Плательщик НПД не имеет права работать с бывшим работодателем в течение двух лет после увольнения. Даже если сотрудник по своему желанию решил уйти с работы и продолжить сотрудничество с прежним нанимателем как самозанятый. Опять же по причине возможности признания факта уклонения организации от уплаты налогов.

Обратите внимание

В законах нет запрета на оказание услуг или продажу товара собственного производства нынешним и бывшим работодателям. Но стоит понимать, что если во время налоговый проверки будет установлен факт, что сотрудник, к примеру, работал в компании бухгалтером официально, но теперь стал оказывать компании бухгалтерские услуги как самозанятый, налоговики заподозрят компанию в желании не платить страховые взносы и другие налоги.

Таким образом, сотрудник может совмещать официальную работу и быть самозанятым, но оказывать услуги бывшему работодателю он может только через два года после официального увольнения.

Кому точно запрещено совмещать официальную работу и самозанятость:

  • муниципальным и государственным служащим. То же ограничение существует в отношении специалистов частной практики:
  • арбитражным управляющим;
  • медиаторам;
  • нотариусам;
  • оценщикам;
  • адвокатам. 

Законное исключение для этих категорий  — сдача жилых помещений. Для этого можно зарегистрироваться как самозанятый и платить налоги в этом статусе. Но такое имущество нельзя приобрести специально для получения дохода. Это считается предпринимательской деятельностью, госслужащим ей заниматься нельзя.

Случай из практики

За консультацией обратилась генеральный директор фирмы по продаже электротехники. Помимо этой деятельности она в свободное время занималась творчеством и продавала на одном из сайтов товары собственного изготовления – куклы. Администратор этого сайта однажды потребовал от всех продавцов, получающих доход на этой площадке, получить статус ИП. Доход от деятельности поступал только физических лиц. А это облагается налогом по ставке 4% у самозанятого, а не 6% - как у ИП. Ей был дан совет получить статус самозанятого ИП. В рамках этого статуса она платила только 4% от полученных средств на этой площадке. Также она была освобождена от уплаты страховых взносов, так как выплачиваются такие взносы добровольно.

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...