Московский вклад в Налоговый кодекс

Московский вклад в Налоговый кодекс

21.06.2007 распечатать

Столичные депутаты не хотят оставаться в стороне от налогового законодательства и разрабатывают в него поправки. Бюджетно-финансовая комиссия Мосгордумы 21 мая ознакомилась с плодами их творчества.

Инспекторы ответят за советы

Подробнее о законопроекте «Московскому бухгалтеру» рассказал редактор законодательной инициативы — депутат Мосгордумы Иван Новицкий.

Итак, проект вносит поправки в часть 1 Налогового кодекса. Например, дополняет пункт 1 статьи 21 словами: «Оформление информации, указанной в подпункте 1 настоящего пункта, не имеет силы ненормативного акта налогового органа». Напомним: в указанном подпункте написано, что налогоплательщики вправе получать по месту своего учета от ИФНС бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве и принятых нормативно-правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов, своих правах и обязанностях, полномочиях инспекторов. А также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения. Автор документа депутат Иван Новицкий говорит, что это предложение при обсуждении встретило ярое сопротивление налоговых органов:

— Они считают, что консультации, которые инспекторы и так проводят с налогоплательщиками, покрывают все возможные риски. ФНС думает, что этой поправкой мы стремимся переложить на плечи инспекторов ответственность за возможные противоправные последствия сделки. Но это не так. Мы хотим лишь, чтобы налогоплательщик еще до сделки имел представление о том, какие последствия могут нести его действия. К тому же это позволит налоговикам проконтролировать его еще на том этапе, когда он ничего не совершил.

Трехглавый налоговый контроль

Следующее ноу-хау, которое предлагает депутат, — введение трех методов налогового контроля. Для этого решено дополнить Налоговый кодекс статьей 82.1. Первый вид контроля — предварительный, то есть за соблюдением налогоплательщиком требований законодательства о налогах и сборах. Его планируется осуществлять в отношении налогов, уплата которых предполагается в будущем и поставлена в зависимость от обстоятельств, относительно которых неизвестно, наступят они или нет.

Следующий вид контроля — текущий — за соблюдением налогоплательщиком требований законодательства о налогах и сборах, который осуществляется в течение налогового периода, применимого к контролируемым налогам. Последний вид — последующий контроль — за соблюдением организациями требований законодательства о налогах и сборах, который охватывает предыдущие налоговые периоды, применимые к контролируемым налогам. Текущий и последующий налоговые контроли, если поправки примут, будут осуществляться в форме, предусмотренной пунктом 1 статьи 82 кодекса. А именно: проводиться посредством налоговых проверок, получения объяснений организаций, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных кодексом.

Зато для проведения предварительного налогового контроля в кодекс, возможно, будет введена дополнительная статья 87.2. В ней укажут, что такой контроль проводится по месту учета организаций и индивидуальных предпринимателей должностными лицами инспекций посредством консультаций по поводу элементов налогообложения, указанных в пункте 1 статьи 17 кодекса. Напомним: это объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, ставка, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога. Кроме того, инспекторы расскажут про налоговые льготы, права и обязанности налогоплательщика и его ответственность. Данные консультации будут проводить не позднее 10 рабочих дней с момента поступления вопросов от фирмы в отношении налогов, указанных в статье 82.1.

Беседовать инспекторы станут на основании действующего законодательства либо если бухгалтер укажет конкретную дату в будущем, на которую распространяются принятые, но не вступившие в силу законодательные акты. То есть на основании законодательства, которое будет действовать на эту дату. По итогам инспекторы оформят консультацию документом, который имеет силу ненормативного акта ИФНС. Причем фирма имеет право обратиться в суд с требованием о возмещении убытков, если ее права оказались нарушены тем, что консультация была проведена не на основании или с нарушением законодательства. Либо компания уплатила налоги в соответствии с консультацией, однако имела неблагоприятные для себя последствия. Например, организацию привлекли к налоговой ответственности, хотя при консультации инспекцией утверждалось обратное, или налогоплательщик понес ответственность в большем объеме, чем это было предусмотрено при консультации.

Тем не менее налоговики не понесут ответственности за неблагоприятные последствия для предприятий и предпринимателей, если они основаны на законодательном акте, который не был принят на момент проведения консультации. Кстати, проведение предварительного налогового контроля не лишит налогоплательщика права получать от налоговиков бесплатную информацию.

На выезде без выхода

Помимо этого Иван Новицкий предлагает изложить пункт 2 статьи 89 в следующей редакции: «Выездная налоговая проверка должна производиться только на территории нахождения налогоплательщика, носить непрерывный характер и не может продолжаться более 60 календарных дней, если иное не установлено настоящей статьей». Сегодня ничего об этом не сказано. Поэтому депутат считает, что за внесение этой поправки стоит побороться:

— В понятие выездной налоговой проверки, на наш взгляд, включается лишь проверка документов по месту нахождения налогоплательщика, следовательно, действие инспекторов вне места нахождения налогоплательщика считать выездной налоговой проверкой нельзя. По запросам ИФНС документы должны изучаться в компании, а не в каком-то ином месте, в том числе в инспекции, иначе выездная проверка будет, по сути, превращаться в камеральную. Также проверка должна носить непрерывный характер, в противном случае она может проходить бесконечно.

Сегодня ФНС придерживается мнения, что при проверках учитывается только срок пребывания налогового инспектора на предприятии. Поэтому установленные 2 месяца на практике растягиваются на годы. Конституционный Суд в постановлении от 16 июля 2004 г. № 14-П указал, что в 2-месячный срок включаются только те периоды, которые напрямую связаны с нахождением проверяющих в организации. Судьи отметили, что «основное содержание выездной налоговой проверки — проверка правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания и перечисления) одного или нескольких налогов по месту нахождения налогоплательщика на основе изучения как документальных источников информации, так и фактического состояния объектов налогообложения».

В целом депутаты отмечают, что вопросы регламентации налоговых проверок остаются непроработанными. Имеют место многочисленные факты формально правомерного, но в то же время недобросовестного поведения должностных лиц инспекций при проведении мероприятий налогового контроля, говорит Иван Новицкий:

— Это затягивание проверок, истребование неоправданно большого количества документов, проведение выездных проверок под видом камеральных, проведение повторных проверок лишь с целью исправления ошибок нижестоящих налоговых органов и доначисления налогов.

Не согласен? Пиши возражения

Кроме того, столичные депутаты хотят увеличить срок представления возражений по акту налоговой проверки до 20 дней. Сегодня организация в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями инспекторов вправе представить в ИФНС письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. Но только в течение 15 дней с момента получения документа. При этом бухгалтер может приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в инспекцию документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений фирмы. По мнению депутата, налогоплательщик в течение установленного сегодня срока не располагает достаточным временем для подготовки мотивированного возражения:

— Если провести аналогию и рассмотреть претензионный порядок споров, то, согласно обычаям делового оборота, после направления претензии устанавливается срок в 30 дней для формулирования своих возражений.

Указанные поправки, согласно законопроектам, должны вступить в силу с 1 января 2008 года. Однако в ходе обсуждения был высказан целый ряд замечаний в адрес инициатив. Учитывая многочисленные недочеты, целесообразно их доработать. Скорее всего столичные законотворцы вернутся к проектам в осеннюю сессию, и лишь ближе к зиме инициативы наконец-то попадут в Госдуму.

Елена Березина

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...