Минтранс обновил «горючие» нормы

Минтранс обновил «горючие» нормы

21.05.2008 распечатать

Наша фирма имеет в собственности несколько автомобилей. Так как мы являемся торговой организацией, то машины необходимы нам для развоза продукции «по точкам». Расходы на горюче-смазочные материалы (ГСМ) для транспорта мы относим на налоговую себестоимость. Пока проблем с обоснованностью затрат с налоговыми органами не было. Но вот недавно в нормативно-правовой базе я увидела информацию о том, что Минтранс России утвердил новые нормы расхода топлива и горюче-смазочных материалов на автомобильном транспорте. В связи с этим возник вопрос... Расходы на топливо теперь можно будет списать только в пределах, установленных нормами Минтранса, или же в размере «фактических затрат»?
А. Лисовская, главный бухгалтер, г. Краснодар

Новые нормы уже действуют. Методические рекомендации по «горючим» нормам введены в действие распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р.

Напомним, что прежние нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте были утверждены Минтрансом России 29 апреля 2003 года и приведены в Руководящем документе Р3112194-0366-03. Этот документ утратил силу 1 января 2008 года.

Новые методические рекомендации предназначены для автотранспортных предприятий, организаций, занятых в системе управления и контроля, предпринимателей и т. д. Использовать эти рекомендации могут любые лица независимо от форм собственности, которые эксплуатируют автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории России.

В документе приведены значения базовых, транспортных и эксплуатационных (с учетом надбавок) норм расхода топлива для автомобильного подвижного состава общего назначения. Минтранс также привел значения норм расхода топлива на работу специальных автомобилей, порядок применения норм, формулы и методы расчета нормативного расхода топлива при эксплуатации, справочные нормативные данные по расходу смазочных материалов, значения зимних надбавок и пр.

Методические рекомендации утвердили, но вопрос о том, обязаны ли компании списывать расходы на топливо только в пределах, установленных нормами Минтранса, остается открытым. Как финансисты, так и налоговые инспекторы не дают на него однозначного ответа.

В Налоговом кодексе нет прямого указания на то, что «горючие» расходы принимаются в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, в пределах норм.

Расходы по нормам

Если организация использует в своей деятельности автотранспорт, то расходы на горюче-смазочные материалы она вправе отнести на налоговую себестоимость. Так, расходы на покупку ГСМ относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подп. 11 п. 1 ст. 264, подп. 2 п. 1 ст. 253 НК РФ). Заметим, что налоговые и бухгалтерские нормативные акты не устанавливают предельных норм для отнесения на себестоимость расходов, которые связаны с использованием ГСМ при эксплуатации автомобилей.

При этом официальные органы предлагают при определении обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля учитывать Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, приведенные в Руководящем документе Р3112194-0366-03 (письмо Минфина России от 4 сентября 2007 г. № 03-03-06/1/640, от 4 мая 2005 г. № 03-03-01-04/1/223).

Логично, что теперь следует руководствоваться новыми нормами, приведенными в распоряжении Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р.

Контроль за «безграничным» учетом

Существует и другая позиция, согласно которой расходы на ГСМ должны учитываться в размере фактических затрат. Ведь нормы расхода топлива, утвержденные Минтрансом, носят рекомендательный характер и не применяются при налогообложении прибыли.

Так, налогоплательщик вправе в полном объеме учитывать затраты на приобретение топлива. Аргумент тому — Минтранс России не уполномочен издавать нормативные правовые акты по вопросам налогообложения (п. 1 ст. 4 НК РФ).

Допустим, организация решила признавать расходы на ГСМ в фактических размерах. В этом случае ей следует учесть, что при проверках обоснованности произведенных затрат налоговые органы будут ориентироваться на нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденные Минтрансом России.

Так, в случае слишком больших расхождений организации придется доказывать их экономическую обоснованность. Причинами значительного расхода топлива могут являться затрудненное движение на дорогах, изношенность автомобилей и др. «Топливные» затраты могут варьироваться и в зависимости от сезона эксплуатации автомобиля.

Однако не исключено, что, списав немалые расходы на автомобильные пробки, организация вызовет внимание проверяющих. В итоге налоговый инспектор все равно «снимет» расходы не по норме. Разрешить спор сможет только суд.

мнение:

Мне представляется обоснованной позиция о рекомендательном характере нового документа. Во-первых, поскольку документ, в отличие от предыдущего, так и называется — методические рекомендации (они не носят нормативного характера).

Во-вторых, Налоговый кодекс не содержит положений о нормировании расходов на ГСМ при эксплуатации автомобилей. Таким образом, превышение норм расхода по сравнению с установленными методическими рекомендациями не может рассматриваться как основание для непризнания расходов (это подтверждается и судебной практикой, причем по предыдущему нормативному документу, например, постановление ФАС Поволжского округа от 5 сентября 2006 г. по делу № А12-2434/06-С51).

Единственное, что могут налоговые органы, — это учитывать положения методических рекомендаций при рассмотрении вопросов экономической обоснованности расходов на ГСМ в случае их существенного превышения над размерами, установленными методическими рекомендациями. При этом налоговым органом должна быть собрана доказательная база, подтверждающая экономическую необоснованность расходов. Это не должно быть выводом на основании нарушения норм методических рекомендаций.

А. Брусницын, советник государственной гражданской службы Российской Федерации III класса

Схема. Нормы расходов на ГСМ

Схема. Нормы расходов на ГСМ

мнение:

При списании затрат на ГСМ следует помнить об их обязательном документальном подтверждении. Учитывает ли организация расходы на ГСМ в пределах норм, утвержденных Минтрансом, либо в размере фактических затрат, подтверждать расходы все равно придется.

Основной оправдательный документ для списания «горючих» расходов — путевой лист, форма которого утверждена постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78. Напомним, что если организация не является автотранспортной, то она вправе самостоятельно разработать форму путевого листа. Главное, чтобы в ней были все необходимые реквизиты первичного документа, предусмотренные статьей 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Р. Косыгина, главный бухгалтер ЗАО «Право-Консалт»

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.