Миф об успешности

Миф об успешности

22.10.2007 распечатать

Любой амбициозный работник в начале карьеры мечтает занять топ-позицию в руководстве мощной, престижной компании. Однако далеко не каждый стремится к креслу руководителя осознанно — многих к этому побуждают укоренившиеся в обществе стереотипы и мифы.

Карьера как синоним успеха

Понятия «мифов» и «легенд» у большинства людей, как правило, ассоциируются с религиозными представлениями древних греков или римлян. Однако в жизни современного человека эти феномены играют отнюдь не меньшую роль, нежели во времена античности. Вот только роль «мифотворцев» теперь берут на себя не жрецы и прорицатели, а крупные компании, СМИ и рекламные агентства, активно пропагандирующие всевозможные стереотипы и установки, которые с охотой усваивают обыкновенные люди. Так, одним из наиболее востребованных в современном российском обществе является миф об «успешности», согласно которому любой мало-мальски талантливый человек просто обязан иметь престижную работу, быть состоятельным и располагать определенным набором материальных благ. А вот человек средних лет, не могущий похвастаться карьерными успехами, рискует получить от окружающих далеко не лестную оценку неудачника. Становиться участником пресловутой погони за «успешностью» или нет — личное дело каждого из нас. Важно лишь, чтобы сделанный выбор был осознанным.

Стратегии карьерного роста

Условно можно выделить две основные стратегии карьерного роста — японскую и западную. Большинство японцев предпочитает получать любую работу в «компании своей мечты» сразу после институтской скамьи. Основная задача такого специалиста — медленно, но верно делать карьеру в рамках одной корпорации, не гнушаясь многолетней работой на самой малопривлекательной должности. Японская система подразумевает прямую зависимость денежного вознаграждения от стажа работы сотрудника на предприятии или фирме. Однако это не означает железной привязки человека к должности или сфере деятельности. Ротация кадров считается неотъемлемым атрибутом японского менеджмента, и каждые два-три года любой работник обязательно переводится на новое место в рамках компании, соответствующее его статусу и опыту. При этом перемещения чаще проводятся по горизонтали — например, меняются местами начальники двух отделов, равнозначных по престижности работы и мере ответственности. Японцы уверены, что хороший руководитель должен уметь работать на любом участке компании.

Не удивительно, что японским предприятиям, в которых на протяжении десятилетий трудятся одни и те же люди, присущ поистине легендарный корпоративный дух. Вот только индивидуальных вершин при таком подходе достигают единицы. Карьера большинства людей на определенном этапе «замораживается» и сводится к перемещениям между равнозначными должностями. Правда, взамен японцы получают гарантии того, что завтра они не окажутся на улице, потому что работодатель решил предпочесть им молодежь или более успешных сотрудников из фирмы-конкурента. И самое главное, они обретают ощущение своей причастности к делу и успехам сильной компании, которое во многих случаях подменяет, а то и вовсе вытесняет жажду личных достижений. Поэтому в глазах окружающих «успешный» японец — вовсе не миллионер, обладающий яхтой и собственным островом, а скромный служащий, винтик в машине гигантской корпорации.

Запад: оборотная сторона медали

Развитая система профсоюзов и высокие налоговые ставки на протяжении длительного времени позволяли западным странам успешно реализовывать многочисленные социальные программы: гарантированно выплачивать высокие пенсии, поддерживать малоимущих и безработных. Впрочем, пресловутая «сытость» западных стран, которой всегда так завидовали в России, зачастую оборачивалась абсурдом. Например, в Швеции молодые семьи, родившие ребенка, автоматически лишались стимула работать. Дело в том, что многочисленные пособия молодым родителям, к тому же еще и не имеющим трудовой занятости, оказались вполне сопоставимы со средней зарплатой в стране. Такой подход порождал у многих людей негативное отношение к труду в принципе, равно как и желание перенести на плечи государства и работающих граждан все свои тяготы и заботы.

Однако в последнее время ситуация в Европе и США существенно изменилась: понижение налоговых ставок и давление со стороны голодных до работы выходцев из стран третьего мира, в представлении европейцев готовых трудиться за копейки, заставили западных работодателей пересмотреть свои принципы. Руководители компаний все чаще урезают своим сотрудникам жалование, для того, чтобы сохранить свой бизнес на плаву. А сами работники из коллег и единомышленников превращаются в злейших конкурентов, готовых скорее пойти на индивидуальное соглашение с работодателем, нежели отстаивать коллективистские интересы.

Оказалось, что нынешнему бизнесу как никогда нужны агрессивные, честолюбивые люди, готовые рисковать и ради достижения поставленных перед собой целей не считаться с мнением и желаниями окружающих. Владельцы крупных предприятий и топ-менеджеры вполне соответствуют современному западному представлению об успешности — в их руках сосредоточены власть, деньги и связи, позволяющие даже в случае неудачи начать свое дело фактически с нуля. А большинство европейцев и американцев, уже порядком отвыкшие от каждодневного, упорного труда, вынуждены постепенно расставаться со своими иллюзиями и предпринимать все большие и большие усилия, чтобы остаться на плаву. Согласно данным исследования, проведенного популярным американским изданием «USA Today», всего лишь четверть американцев уверена в своей финансовой независимости после своего выхода на пенсию. Около 70% опрошенных опасаются, что расходы на докторов превысят их пенсионные выплаты, а больше половины и вовсе боятся, что будут жить слишком долго, и денег им попросту не хватит.

В современной России успешность работника ассоциируется не столько с его профессионализмом, сколько с престижностью занимаемой должности и материальным положением.
Россия: индивидуализм или коллектив

Советская модель взаимоотношений работодателя и труженика была в определенной степени схожа с японской. Основное отличие заключалось в том, что роль частных корпораций, пестующих и контролирующих работников, в СССР выполняли государственные компании. Точно так же, как и в Стране восходящего солнца, работники, всю жизнь трудившиеся на одном предприятии или в одной отрасли, в советской России всячески поощрялись и ставились в пример остальным. Однако со сменой общественно-политической формации и появлением в России частного бизнеса и капитала значительная часть работодателей отказалась от коллективистских принципов и приняла на вооружение нехитрый принцип: каждый сам за себя. Мы предоставляем работу, а если вас что-то не устраивает — уходите, мы найдем другого сотрудника — вот идея, руководящая большинством отечественных работодателей.

Ярко выраженным индивидуалистам такая ситуация оказалась по нраву: освобожденные от священных в советское время обязательств и ответственности перед коллективом, они ринулись зарабатывать деньги. «Успешность» в России сегодня меряется толщиной кошелька и статусом его владельца. Если прежде даже небогато живущие сотрудник НИИ или школьный учитель могли гордиться своей причастностью к интеллигенции, то сегодня в глазах большинства окружающих они — откровенные неудачники. А поскольку большинство россиян привыкло трудиться в коллективе и оказалось совершенно не готово к самостоятельным шагам в мире бизнеса, не стоит удивляться, что для подавляющего числа граждан страны годы реформ стали синонимом бедности и безысходности.

Впрочем, на самом деле не все так печально. Ведь именно у россиян есть уникальная возможность принять и переработать коллективистский опыт недавнего советского прошлого в сочетании с западной приверженностью к индивидуализму. Свою нишу и любимое дело можно с успехом найти и сегодня. Главное — не позволять бытующим в обществе мифам и стереотипам ломать собственную жизнь. Важно честно ответить самому себе на два нехитрых вопроса: чего я хочу добиться, и что я готов сделать для достижения поставленной цели? И уж, конечно, признать право на собственный выбор и за другими людьми. Если к нам вернется понимание того, что человек, долгие годы с удовольствием работающий скромным бухгалтером в небольшой фирме, заслуживает за свой труд не меньшего уважения, чем глава международной финансовой корпорации, — общество от этого только выиграет.

Кирилл Парфенов

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.