Лицензионные расходы

Лицензионные расходы

15.12.2006 распечатать

Закон от 2 июля 2005 г. № 80-ФЗ подвел черту под многочисленными спорами о порядке лицензирования отдельных видов деятельности. Теперь порядок получения разрешений упрощен. А с января 2007 года будут отменены лицензии у турагентов и туроператоров, аудиторов, проектировщиков и строителей зданий.

Учетная часть

Бухгалтеров в этом случае волнует вопрос, как учесть ранее произведенные затраты на приобретение лицензий. Специалисты Минфина в письме от 26 августа 2002 г. № 04-02-06/3/62 разъяснили, что расходы на покупку лицензии должны списываться равномерно.

Пример

В марте 2006 года ООО «Ракета» получило лицензию на право заниматься транспортными перевозками сроком на 5 лет. За рассмотрение заявления фирма заплатила 300 рублей, а за саму лицензию – 1000 рублей. Такие операции в бухгалтерском учете компании следует отразить следующими проводками:

Дебет 76 Кредит 51

– 1300 руб. (300 руб. + 1000) – с расчетного счета перечислены лицензионный сбор и плата за рассмотрение заявления о выдаче лицензии;

Дебет 97 Кредит 76

– 1300 руб. – получена лицензия;

Дебет 26, 44 Кредит 97

– 21,67 руб. (1300 руб. : 5 лет : 12 мес.) – списана часть стоимости лицензии.

За 10 месяцев 2006 года, с марта по декабрь, на расходы можно отнести 216,70 рублей. (21,67 х 10 мес.). Остаток – 1083,30 руб. (1300 руб. – 216,70). Эту сумму нужно указать по строкам 210 и 216 актива баланса.

Тем не менее, остается невыясненным вопрос о том, что же делать с несписанной частью лицензионных платежей в случае отмены лицензии на данный вид деятельности. Логично предположить, что такие суммы следует в полном объеме включить в состав расходов. Ведь компании получают разрешения не по собственной инициативе. Эти документы были обязательным условием для ведения бизнеса и получения доходов. К тому же заранее предусмотреть, что законодатели отменят разрешения на ведение отдельных видов деятельности, было нельзя. Даже если бы такая возможность и была предоставлена, то лицензии все равно выдавались на определенные сроки, от которых размер сборов не зависел. Однако столичные налоговики в письме от 20 ноября 2003 г. № 26-12/65420 полагают, что такие суммы следует списывать в состав прочих расходов только в случае ведения бизнеса по данной лицензии. Затраты фирмы в виде оплаты за оформление разрешения можно учитывать в целях налогообложения прибыли в периоде срока его действия, но не ранее периода начала ведения лицензируемой деятельности.

Чиновники в письме от 22 июня 2006 г. № 03-03-04/1/541 разъяснили, что если фирма применяет кассовый метод, то затраты на старую лицензию можно списать в налоговую себестоимость единовременно после ее оплаты. Если же компания применяет метод начисления, то ей придется отражать такие расходы равномерно в течение срока действия разрешения.

Сбор за лицензию

За выдачу разрешений и продление их сроков на осуществление видов деятельности, указанных пункте 2 статьи 18 закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ, взимают сборы (закон от 21 июля 2005 г. № 114-ФЗ). Сборы за производство, хранение и поставки про-изведенной алкогольной продукции составляют 3 000 000 рублей, вина – в размере 250 000 рублей. При этом, если срок, в процессе которого фирма работала по прежней лицензии, меньше года, она может уменьшить сбор за новое разрешение на сумму платежа за старое. Если же компания вела бизнес по прежнему разрешению больше года, то зачесть сумму сбора по ней нельзя. Чиновники в этом случае предлагают единовременно списать расходы на его покупку, которые ранее не были учтены в целях исчисления налога на прибыль. Однако сделать это фирма может только после оформления нового документа.

Для целей налогообложения прибыли сумму сбора за выдачу лицензии относят к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК). В соответствии с разъяснениями Минфина, приведенными в письме от 30 ноября 2005 г. № 03-03-04/1/399, расходы в виде сбора фирма вправе признать в налоговом учете в месяце начисления данной суммы. При этом заметим, что, согласно пункту 1 статьи 272 Налогового кодекса, расходы признают в том периоде, к которому они относятся независимо от времени их фактической оплаты. Таким образом, затраты суммы сбора в налоговом и бухгалтерском учетах фирма может признавать равномерно в течение срока действия лицензии в составе прочих расходов. Следовательно, компании не придется отражать налогооблагаемую временную разницу и отложенное обязательство по налогу.

Правительство приняло документ о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек. За исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд фирм или индивидуального предпринимателя. В постановлении от 30 октября 2006 № 637 указаны порядок предоставления разрешений компаниям, чья деятельность связана с пассажирскими перевозками, и основные лицензионные требования, предъявляемые к таким организациям.

Минфин в письме от 12 июля 2006 г. № 03-07-03-04/29 отметил, что осуществление лицензируемой деятельности без разрешения влечет за собой административный штраф. Вместе с тем ведение бизнеса в период переоформления лицензии при условии направления соответствующих документов на ее получение до истечения срока действия предыдущего разрешения не будет являться нарушением правил.

Ю. Горбик

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...