Квартет скидок и НДС

Квартет скидок и НДС

05.12.2007 распечатать

На какие только жертвы не идут компании, дабы получить как можно больше клиентов. Тут и снижение цен, и так называемая «плата за вход» в крупные торговые сети. Однако бухгалтеру стоит иметь в виду, что порядок обложения НДС таких уступок отнюдь не универсален.

При реализации товаров розничным магазинам оптовикам порой приходится идти на разного рода уступки, дабы покупатель, например магазин, осуществляющий розничную торговлю, пополнил свой ассортимент именно его продукцией. Так что для поддержания долгосрочных партнерских отношений поставщики предоставляют клиентам скидки на свою продукцию, а также выплачивают денежные премии за оказание магазинами каких-либо услуг в реализации товара конечному потребителю. А некоторые крупные сетевые магазины и вовсе отказываются сотрудничать, если поставщик не сбросит цены и не закрепит партнерство финансово.

Прежде всего, дадим определение понятию «скидка». Итак, скидка ценовая — это сумма, на которую снижается цена в зависимости от изменений рыночных условий. Сюда можно отнести:

  • скидку за оптовую закупку;
  • прогрессивную скидку, которая зависит от объема либо серийности продаж;
  • скидку ценовую за оборот (ее еще называют бонусной скидкой). Предоставляется постоянным клиентам (покупателям) в зависимости от достигнутого товарооборота в течение, например, года, шести месяцев, квартала.

В связи с тем, что система премирования и скидок во имя больших оборотов уже вошла в традицию, многие компании задаются вопросом: нужно ли облагать рассмотренные премии и скидки налогом на добавленную стоимость?

Возмездное продвижение

Для того чтобы решить вопрос с НДС, необходимо определиться, можно ли считать премию (скидку) оплатой оказанных услуг или выполненных работ.

Зачастую часть премий, которые поставщик выплачивает магазину, связана с продвижением товаров. Владелец торговой точки, например, может выделить постоянные или дополнительные места в торговом зале для продукции конкретного поставщика, разместить его товары на полках, которые, как говорится, бросаются в глаза. Нет никаких сомнений, что все эти маневры будут способствовать привлечению внимания посетителей магазина.

Вникнув в эту систему, Минфин в своем письме от 26 июля 2007 г. № 03-07-15/112 пришел к выводу, что подобные действия оптового покупателя можно рассматривать как оказание услуг по рекламе, продвижению продукции поставщика. А значит сумма, причитающаяся магазину, будет являться выручкой. Финансисты указали, что от НДС в таком случае никуда не деться. Следовательно, получение вознаграждения «за продвижение» должно сопровождаться составлением счета-фактуры.

Чиновники в своем письме сделали интересное замечание. Они подметили, что по большему счету не имеет значения то, как в договоре сформулирована обязанность поставщика выплатить премию «за продвижение». Налог на добавленную стоимость придется начислить, даже если всего лишь «есть основания полагать», что предусмотренные контрактом действия магазина способствуют привлечению внимания к товарам. Конкретная оговорка на оказание услуг в данном случае не обязательна.

В дальнейшем оптовый поставщик беспрепятственно сможет принять к вычету сумму НДС. Но и здесь есть одно «но». В поименованном письме представители Минфина признали данные вознаграждения экономически обоснованными и дали добро уменьшить на них «прибыльный» налог, приравняв премию «за продвижение» к оплате рекламных услуг. Однако списать подобные расходы компании удастся лишь в пределах норм (письмо Минфина от 22 мая 2007 г. № 03-03-06/1/286). На сегодняшний день данный предел установлен в размере 1 процента выручки от реализации (п. 4 ст. 264 НК). Получается, что и НДС поставщик сможет принять к вычету только в части затрат, которые были отнесены на налоговую себестоимость (п. 7 ст. 171 НК).

Входной билет

Стоит оговориться, что отнюдь не все перечисления в пользу покупателя могут быть связаны с продвижением товара. На практике очень распространены платежи, например, за сам факт заключения договора, за поставку товаров во вновь открывшиеся магазины торговой сети или, допустим, за включение товарных позиций в ассортимент магазина. В поименованном письме № 03-07-15/112 представители финансового ведомства отметили, что суммы отчислений по таким основаниям нельзя считать вознаграждением за оказание каких-либо услуг. В результате чиновники сделали вывод, что начислять налог на добавленную стоимость на подобные премии нет необходимости.

Ценовая скидка: до и после отгрузки

Наибольшее распространение, пожалуй, получил следующий вариант скидки: поставщик снижает цену за то, что оптовый покупатель выполнит некие условия закупки. В качестве таковых может выступать определенный объем закупок, заказ полного ассортимента товаров или досрочная оплата. Также скидки иногда имеют сезонный характер или предоставляются по случаю праздника.

Уценить товары возможно по двум схемам: либо подвергнуть уценке уже поставленные товары, либо сделать скидку в отношении текущей или предстоящей партии. Во втором случае никаких проблем не возникнет — корректировать НДС-расчеты не придется, ведь продавец сразу сможет указать в документах цену на товар с учетом скидки. А вот если скидка предоставляется по первому принципу, то тут придется немного попотеть, причем как поставщику, так и магазину. После уценки товаров, которые уже были проданы покупателю, обе стороны договора должны будут пересчитать базу по НДС.

Для начала рассмотрим действия, которые следует произвести продавцу. В первую очередь ему надлежит внести исправления в оба экземпляра счета-фактуры и в первичные документы, составленные при отгрузке партии товаров, в отношении которых предоставлена скидка. Некоторые могут посчитать, что выставить покупателю «отрицательный» документ будет гораздо проще. Ан нет. В своем письме от 21 марта 2006 г. № 03-04-09/05 минфиновцы заявили, что пойти таким путем компания не вправе, ведь в главе 21 Налогового кодекса такая возможность не предусмотрена.

Далее поставщик должен внести исправления в книгу продаж. С этой целью заполняется дополнительный лист книги, в котором следует сделать запись об аннулировании старого документа и внести данные скорректированного счета-фактуры (п. 16 Правил, утвержденных постановлением правительства от 2 декабря 2000 г. № 914, далее — Правила). После этого продавец составляет и представляет в инспекцию уточненную декларацию по НДС, в которой будет отражена сниженная сумма выручки. Сделать это нужно за тот период, в котором была произведена отгрузка. Кроме того, необходимо отразить исправления в бухучете: сторнировать выручку (на сумму скидки) и соответствующий ей НДС.

А как будут обстоять дела у покупателя? У него также не обойдется без исправлений. Прежде всего, они коснутся книги покупок. В письме Минфина № 03-07-15/112 черным по белому написано, что корректировать нужно тот период, в котором НДС по первоначальному счету-фактуре был принят к вычету. Причем, как и в ситуации с продавцом, для этих целей следует сделать запись об аннулировании старого документа в дополнительном листе (п. 7 Правил). Что касается счета-фактуры с исправлениями, то чиновники советуют отразить его в книге покупок уже за тот месяц, в котором документ получен. После этих нехитрых действий в налоговую подается «уточненка», в которой заявленная раньше сумма вычетов будет уменьшена на НДС по уцененной поставке. В прошлом году УФНС по г. Москве издало письмо, в котором настаивало на том, что если в результате такого уточнения возникла недоимка, то фирма обязана еще и уплатить пени (письмо от 21 ноября 2006 г. № 19-11/101863). Бухгалтерский учет в случае приобретения товара со скидкой тоже претерпит некоторые изменения. Так, покупателю необходимо будет уменьшить задолженность перед продавцом и отнести сумму скидки к прочим доходам. Помимо всего перечисленного, магазин будет вынужден уменьшить входной налог, а при необходимости еще и восстановить принятый к вычету НДС с суммы скидки.

Ввиду всего вышесказанного напрашивается вывод о том, что скидка, предоставляемая «задним числом», весьма невыгодное мероприятие. Поэтому, пожалуй, целесообразней будет снижать цены на продукцию по предстоящим поставкам.

Д. Александрова, обозреватель «Федерального агентства финансовой информации»

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...