Курс молодого бухгалтера: выездная проверка

Курс молодого бухгалтера: выездная проверка

02.10.2008 распечатать

Благоприятный имидж предприятия в глазах налогового инспектора значительно снижает вероятность назначения выездной проверки. Если налоговая проверка все-таки назначена, то бухгалтерии следует формировать для предприятия имидж профессионального налогоплательщика, который хорошо знает свои права и то, как их отстаивать. Мы подготовили для вас 10 советов, позволяющих сформировать такой имидж.

Чтобы снизить риск прихода налоговых ревизоров, предприятию следует формировать имидж добросовестного налогоплательщика. В настоящее время политика ИФНС в отношении планирования налоговых проверок достаточно открыта. Еще в июле 2007 года была опубликована Концепция системы планирования выездных налоговых проверок (утв. приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/ 333@).

В ней указаны общеизвестные факторы, при наличии которых предприятие автоматически оценивается налоговыми органами как потенциальный нарушитель. Это — убытки, непредставление пояснений налоговым органам, неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом показателей, предоставляющих право применять спецрежимы и т. п.

Если налоговая проверка все-таки была назначена, то бухгалтерии следует формировать для предприятия имидж профессионального налогоплательщика. Рассмотрим подробнее советы, которые позволят сформировать такой имидж.

Совет № 1. Выбирайте удобное для вас место проведения проверки

Не каждый бухгалтер знает, что предприятие может фактически выбирать, где будет проводиться проверка: в офисе предприятия или в ИФНС.

По общему правилу выездная проверка проводится в помещении налогоплательщика (ст. 89 НК РФ). Но налогоплательщик имеет право заявить об отсутствии у него возможности предоставить помещение для налоговой проверки.

Если это заявление будет сочтено обоснованным, выездная налоговая проверка будет проведена в офисе ИФНС. Такую возможность следует использовать, когда вы не хотите пускать инспекторов на свою территорию, чтобы максимально ограничить их возможность непосредственного общения с бухгалтерской службой. Ведь зачастую инспекторы предпочитают не «копаться в бумажках», а получить максимум информации от общения с сотрудниками бухгалтерии, просят подготовить различную аналитику и другую информацию в готовом виде.

Если проверка будет проходить в ИФНС, то необходимо будет представить налоговикам оригиналы всех документов за проверяемый период. С другой стороны, у бухгалтера всегда будет время между получением запроса от ИФНС и представлением данных документов проверяющим.

Совет № 2. Сосредоточьтесь на проверяемом периоде

Готовясь к проверке, нет смысла «шерстить» и «подчищать» все свои ошибки и недочеты. Период налоговой проверки всегда четко ограничен, и проверяющие не вправе его нарушать. Так, инспекторы могут проверить не более трех календарных лет, предшествующих году вынесения решения о проверке (п. 4 ст. 89 НК РФ).

К тому же ИФНС не может повторно проверить в выездном порядке период и налоги, которые уже были проверены ранее при выездной налоговой проверке. Из этого случая есть исключения:

  • проверка назначена вышестоящим органом. Например, если ранее ваше предприятие проверяла городская инспекция ФНС, то повторно (за тот же период и те же налоги) вас могут проверить по решению Управления ФНС по субъекту федерации;
  • при подаче «уточненки» на уменьшение налога. В этом случае может быть проверен период, за который подана декларация;
  • в случае реорганизации или ликвидации предприятия.

Во всех случаях повторной проверки не может быть проверен период более трех лет, предшествующих году вынесения решения о повторной проверке. И при выявлении нарушений, которые не были обнаружены при первичной проверке, штрафы не накладываются.

ИФНС не вправе проверять вас в выездном порядке более двух раз в одном календарном году (за исключением случая, когда проверка будет назначена руководителем ФНС России). Кроме того, проверки филиалов и представительств вашего предприятия в эти два раза также не учитываются.

При нарушении указанных требований вы вправе требовать от инспекторов их устранения. В противном случае решение налогового органа может быть обжаловано в вышестоящий орган или в суд.

Если у вас есть недочеты по периодам, не входящим в период проверки, можно не бояться их выявления. Данные нарушения не могут включаться в акт проверки.

Совет № 3. Берите «тайм-аут»

Проверяющие имеют право требовать от бухгалтера дачи пояснений, представления подлинников и копий документов. Однако у вас всегда есть определенное время для выполнения данных требований инспектора не в спешке, а обстоятельно и обдуманно.

К тому же порядок представления объяснений налоговым инспекторам законом не прописан. Поэтому бухгалтер всегда может взять время на подготовку ответов на вопросы контролеров. Сослаться можно на то, что ему необходимо вспомнить ситуацию, ознакомиться с «первичкой» и т. п.

При выездной проверке вы должны обеспечить возможность проверяющих ознакомиться с подлинниками документов. В какие сроки это требование должно исполняться, Налоговым кодексом не прописано. На практике налоговые органы зачастую направляют предприятию письменное требование по статье 93 Налогового кодекса, на исполнение которого у бухгалтера есть 10 рабочих дней.

Если проверяющие в устной форме просят представить подлинники документов, то возможны два варианта поведения. Первый: представить документы в разумный срок (по согласованию с инспектором). Второй: попросить письменное требование, сославшись на жесткие внутренние правила, установленные руководством (они могут быть прописаны в положении о коммерческой тайне или в ином документе об использовании бухгалтерской и коммерческой информации).

Копии документов проверяющие должны запрашивать только путем вручения представителю предприятия требования о представлении документов в соответствии со статьей 93 Налогового кодекса. После вручения требования у бухгалтера есть 10 рабочих дней для подготовки и передачи инспектору копий запрошенных документов. То есть бухгалтеру нет необходимости сразу «бежать» копировать документы для инспектора. Бухгалтер имеет право «взять тайм-аут» и попросить письменное требование. Кроме того, предприятие может попросить отсрочки представления документов, письменно уведомив проверяющих об этом.

Совет № 4. Не давайте информации больше, чем положено

Законом не определен точный перечень информации, которую налогоплательщик должен представить проверяющим. Общее требование закона — представить проверяющим «документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов» (п. 1 ст. 31, п. 12 ст. 89 НК РФ).

В связи с этим вы не обязаны представлять инспекторам информацию, прямо не относящуюся к исчислению налогов: доступ к компьютерной базе данных бухгалтерского учета, документы управленческого учета, бухгалтерские регистры, если они не используются для исчисления налогов и т. п. Идеальный случай — представить инспекторам только первичные документы и налоговые регистры.

Передачу документов проверяющим лучше письменно фиксировать: актом в свободной форме, письменными требованиями и т. п. В противном случае возможны споры с ИФНС о представлении всех документов, подтверждающих расходы.

Следует учитывать, что бухгалтер не обязан представлять инспекторам никакую информацию и документы после истечения срока проверки. Общий срок проверки — два месяца с даты вынесения решения о ее проведении, однако он может быть продлен до шести месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ). Также инспекторы не имеют права работать с документами бухгалтерии в периодах приостановления проверки.

Совет № 5. Не давайте налоговикам «работу на дом»

По закону сотрудники ИФНС должны знакомиться с подлинниками документов только на территории предприятия. Исключение составляет случай проведения выездной налоговой проверки по месту нахождения ИФНС. То есть инспекторы не вправе брать «работу на дом» и выносить подлинники документов из помещений проверяемого предприятия, например, чтобы обсудить их с коллегами в ИФНС. Изъять у предприятия подлинники документов налоговые инспекторы могут только на основании специального постановления, когда есть основания полагать, что документы могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены. Эта процедура именуется «выемкой документов» (ст. 94 НК РФ).

Совет № 6. Вносите исправления, если вам это выгодно

Целесообразно ли подавать «уточненку» на увеличение суммы налога, если вы уже узнали о проведении проверки? Имеет ли это смысл?

Во-первых, если вы узнали о налоговой проверке еще неофициально (то есть не получили решение о назначении проверки), то предприятие будет освобождено от налоговых санкций (при условии, конечно, доплаты налога и пеней перед подачей декларации).

Во-вторых, даже если предприятие уже официально уведомлено о налоговой проверке, подавать декларацию имеет смысл, так как это послужит смягчающим ответственность обстоятельством. И по ходатайству предприятия налоговые санкции могут быть снижены как минимум в 2 раза.

Нередко после выхода на проверку налоговые инспекторы говорят бухгалтерам, что после ее начала подавать «уточненки» за проверяемый период нельзя. На самом деле подобного запрета в Налоговом кодексе не существует.

Скорее всего, такие действия инспекторов связаны с отсутствием взаимосогласованности работы отдела выездных проверок и отдела, занимающегося «разноской» данных уточненных деклараций. И нередко возникает ситуация, когда одна сумма разносится на лицевой счет налогоплательщика дважды — один раз на основании уточненной декларации, второй — на основании решения налогового органа о доначислении налога.

В-третьих, подача уточненных деклараций является необходимой для снятия доначислений налогов, пеней и штрафных санкций, в случае «перекидывания» налоговым органом налоговой базы из одного периода в другой.

Пример

В акте налоговой проверки за 2007 год проверяющие указали, что предприятием неправомерно принят к вычету НДС за январь 2007 года и включены в расходы по налогу на прибыль суммы затрат по информационным услугам ООО «Эксперт». Свои доводы налоговый орган мотивировал тем, что документы на услуги оформлены декабрем 2006 года. В результате фирме доначислили НДС и налог на прибыль за январь 2007 года.

Налогоплательщик до рассмотрения акта налоговой проверки подал уточненную декларацию по НДС за декабрь 2006 года и по налогу на прибыль за 2006 год, где отразил соответствующие вычеты НДС и расходы по налогу на прибыль.

В результате доначисление проверяющими налогов за январь 2007 года «нивелировалось» возникшей переплатой за декабрь 2006 года. Налогоплательщик был освобожден от штрафных санкций и пеней.

Совет № 7. Все вопросы к ответственному

Если налоговые инспекторы при выездной проверке будут общаться непосредственно со всеми сотрудниками бухгалтерии, это может привести к ухудшению выполнения бухгалтерами текущей работы и несанкционированной передаче коммерческой информации. Поэтому есть смысл все общение с инспекторами осуществлять через одного человека, который будет отвечать за подготовку документов и информации, а также их передачу налоговикам.

Этим человеком может быть главный бухгалтер, его заместитель или представитель консалтинговой компании. Такое решение следует оформить приказом руководителя, доверенностью и информировать проверяющих, что все вопросы и требования передаются через ответственного специалиста.

это важно

Практика показывает, что более половины претензий налоговых инспекторов можно разрешить до подготовки акта налоговой проверки (представить инспектору дополнительные документы, судебную практику, письма Минфина и ФНС, подтверждающие позицию бухгалтера и т. п.).

Совет № 8. Дисциплина — залог порядка

Выше уже обращалось внимание на важность установления внутренним распорядительным документом порядка передачи информации контролерам. Еще раз подчеркнем: это необходимо для обеспечения сохранности документации и предотвращения несанкционированной передачи информации.

В распорядительном документе можно предусмотреть, что любая дополнительная информация помимо той, что непосредственно относится к исчислению налогов, представляется налоговым инспекторам только с письменного разрешения руководителя предприятия (желательно установить подробный перечень такой информации).

За нарушение режима и правил использования документов можно предусмотреть дисциплинарную ответственность.

Совет № 9. Спорьте профессионально

Если вы не согласны с мнением налогового инспектора, не бойтесь отстаивать свою точку зрения. С налоговыми инспекторами можно спорить по профессиональным вопросам. Обоснованные процедурные требования контролеров надо выполнять (не задерживать представление документов по письменному требованию и т. п.). При этом желательно поддерживать максимально положительный эмоциональный фон в отношениях с инспектором. Это сохранит ваши нервы и создаст условия для конструктивного профессионального диалога по результатам проверки.

Для обжалования решений ИФНС необходимы знания процессуальных моментов. Кроме того, подготовка жалоб и заявлений в суд потребует для бухгалтера дополнительных трат времени. Поэтому целесообразнее привлекать для выполнения данной работы консультантов, специализирующихся на налоговых спорах.

Совет № 10. Требуйте снизить штрафы

При самых неблагоприятных результатах проверки у предприятия есть право ходатайствовать о снижении налоговых санкций в связи с наличием смягчающих обстоятельств. К ним относят:

  • совершение налогового правонарушения впервые;
  • добросовестная уплата налогов за предыдущие периоды;
  • тяжелое финансовое состояние и др. (ст. 112, 114 НК РФ).

На практике подобные требования удовлетворяются в большинстве случаев, при этом штрафы снижаются как минимум в 2 раза.

Анализ арбитражной практики о снижении штрафов при наличии смягчающих обстоятельств содержится в статье «Снижаем штраф в два раза».

В. Сульженко, заместитель директора ООО «Арсо-Аудит» группы компаний «ПроБизнесКонсалтинг»

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...