Кто рискнет пойти под амнистию?

Кто рискнет пойти под амнистию?

27.06.2006 распечатать

В том, что пока не одобренный Госдумой даже в первом чтении законопроект о налоговой амнистии в итоге все же будет принят, почти никто не сомневается. Между тем споры, кому выгодно это масштабное мероприятие – гражданам или государству – уже кипят. Об этом свидетельствовали недавно проведенные парламентские слушания по проблемам упрощенного порядка декларирования доходов физическими лицами в России.

В прошлогоднем послании Федеральному Собранию президент ясно дал понять, что государство должно простимулировать граждан к уплате налогов с ранее укрывавшихся от налогообложения капиталов. Пожелание Владимира Путина было фактическим приказом Минфину заняться этой проблемой, однако чиновники министерства выполнять его не торопились. Когда пришло время отчитываться об исполнении поручений президента, озвученных в послании-2005, в финансовом ведомстве подсуетились и быстро состряпали законопроект. Галочка была поставлена. Именно такое мнение о внесенном в Думу законопроекте высказал депутат Владимир Мединский.

Искупить налоговые грехи разрешат лишь однажды

Несмотря на сырость документа, открывавшая слушания первый вице-спикер парламента Любовь Слиска оптимистично смотрит на грядущую налоговую амнистию. В своем выступлении она объяснила, какой амнистия должна быть по замыслу Путина и депутатов. «Польза от этого мероприятия очевидна. Необходимо использовать в российской экономике накопленные гражданами в предыдущие годы капиталы, – тезисно пересказывала президентские идеи Слиска. – Поэтому решено создать все условия для того, чтобы эти суммы были продекларированы. С них возьмут 13-процентный налог». Вице-спикер Думы особо подчеркнула, что налогоплательщик, рассчитавшись с государством по старым счетам, сможет начать жить с чистого листа, не опасаясь преследования за старые грехи и приобретя своеобразную индульгенцию от возбуждения уголовных дел. Без оговорок, разумеется, не обошлось. Слиска заявила, что эта акция не должна касаться лиц, чьи доходы были получены преступным путем: «Амнистии не должны подлежать деньги коррупционеров и средства, полученные в результате преступлений против личности, основ конституционного строя, здоровья населения, общественной нравственности».

Предпринимателям следует иметь в виду, что у них будет лишь один шанс легализовать доходы, с которых ранее не были уплачены налоги. Любовь Слиска честно предупредила всех о разовом характере грядущей налоговой амнистии. «Если мы сразу не заявим об этом, есть опасность, что граждане и в дальнейшем будут укрывать доходы, рассчитывая на прощение неуплаты налогов в будущем, – уверена она. – Более того, законодатели должны задуматься об ужесточении наказания для тех, кто воспользуется амнистией, а затем вновь укроет деньги от государства». С ней согласился заместитель председателя бюджетного комитета парламента Андрей Макаров. По его мнению, нельзя объявлять амнистию капиталов, к примеру, ежегодно или раз в три года. «Как показал мировой опыт, это совершенно бесперспективно и даже вредно», – считает Макаров.

Амнистия по Минфину

Подобной точки зрения также придерживается руководитель Департамента по налоговой политике Минфина Михаил Моторин. Кроме головной боли и вала критики со стороны депутатов она ему пока ничего не приносит. Однако на парламентских слушаниях Моторин поначалу являл собой пример человека, уверенного в успехе начинания. Он заявил, что внесенный его министерством законопроект, а затем и саму амнистию, ждет блестящее будущее хотя бы потому, что условия упрощенного декларирования доходов предельно просты и понятны по целям и содержанию. «В истории нашего государства был период, когда граждане просто не могли исполнить свои обязанности по уплате налогов, поскольку налоговое законодательство было «рваным» и нечетким. Но сейчас оно стало значительно лучше и понятнее, а значит, пришло время подвести черту», – отметил Моторин.

Что же должен сделать гражданин, чтобы, поверив государству, подвести черту под своим темным налоговым прошлым? В разработанном Минфином законопроекте процедура уплаты 13-процентного декларационного платежа прописана весьма подробно. Любой желающий в период налоговой амнистии может лично, через своих представителей или по почте представить в налоговую инспекцию специальную декларацию о доходах, к которой должна быть приложена копия расчетного документа на перечисление налога. Налоговики в течение пяти дней после получения декларации проверяют правильность ее заполнения и выдают амнистированному, лично или по почте, свидетельство о декларировании доходов в упрощенном порядке. Теперь такой человек считается исполнившим свои обязанности по уплате НДФЛ, но лишь в отношении продекларированных сумм. Выдача свидетельств, согласно законопроекту, будет прекращена 30 июля следующего года.

«Сюрпризы» декларационной кампании

Казалось бы, все действительно просто. Но не случайно депутаты, после того как Моторин завершил свой доклад, засыпали его язвительными замечаниями, а налогоплательщики не толпятся около налоговых в томительном ожидании старта амнистии. Дыр в законопроекте, сделанных намеренно или случайно, предостаточно.

Как заметил Андрей Макаров, законопроект не предусматривает освобождения от ответственности нарушителей валютного законодательства. С них, даже если они заплатят декларационный платеж с продекларированной суммы, возьмут штраф в размере 200 процентов от суммы нарушения. Михаил Моторин вынужден был подтвердить это предположение депутата.

Председатель экспертного совета по налоговому законодательству при Комитете по бюджету и налогам Госдумы Михаил Орлов приветствовал первый шаг государства, направленный на прощение прежних грехов налогоплательщиков, однако заявил, что обсуждаемый законопроект не сподвигнет население страны к легализации своих доходов. «Даже из названия становится ясно, что его цель не в том, чтобы простить налогоплательщиков, а в том, чтобы обеспечить возможность упрощенного порядка декларирования дохода. Это не ошибка авторов документа, это их настоящая идея. Минфин хочет организовать некую декларационную кампанию, цели которой мне пока неясны», – заявил Орлов. Также ему непонятно, что государство предлагает «покаявшимся» взамен: «Порядок проведения этой кампании разработан авторами очень серьезно. Но в законопроекте не указано, что люди, согласившиеся рассказать о своих доходах, в дальнейшем не будут преследоваться государством, в том числе за валютные преступления, незаконную предпринимательскую деятельность, за административные правонарушения».

Примечательно, продолжил Орлов, что представленные декларации остаются впоследствии у налоговиков. «Закон не говорит о том, могут ли воспользоваться почерпнутой из них информацией не только инспекторы ФНС, но и, например, оперативники для проведения розыскных мероприятий и поиску доказательств по привлечению к ответственности по иным составам правонарушений», – засомневался в искренности намерений государства Михаил Орлов. По его словам, это не закон о прощении, а закон об увлекательной декларационной кампании, своеобразной «русской рулетке», по итогам которой самые отважные налогоплательщики получат острые ощущения, вступив в диалог с государственными органами.

Самая же забавная, с точки зрения Орлова, норма содержится в пункте 5 статьи 2 законопроекта. В ней говорится, что не представившим декларацию налоговый орган отправляет письменное уведомление. «Надо думать, что почти 150 миллионам россиян будет разослано подобное уведомление с напоминанием – «вы не воспользовались шансом поучаствовать в нашей декларационной кампании», – иронично предположил эксперт.

С нелегального дохода НДФЛ возьмут по пониженной ставке

Надо сказать, Михаил Моторин болезненно отнесся к критическим замечаниям. Он пообещал, что сотрудники министерства еще успеют «оттянуться на поправках, внесенных депутатами Госдумы в законопроект перед вторым чтением». Впрочем, в одном представитель Минфина был прав – конкретных предложений по усовершенствованию законопроекта он от депутатов почти не услышал. Исключением назвал лишь выступление Владимира Мединского, который предложил повысить привлекательность налоговой амнистии в глазах предпринимателей, установив ставку декларационного платежа на уровне не выше 7 процентов. Напомним, что сейчас законопроект об упрощенном порядке декларирования доходов предусматривает, что независимо от размера задекларированной суммы придется заплатить налог в размере 13 процентов. «Из мирового опыта известно, что там, где государство принимало решение взимать высокие проценты от ранее скрытых от налогообложения доходов, эта затея проваливалась», – заявил Мединский. С ним согласен и заместитель председателя бюджетного комитета Госдумы Андрей Макаров. Он считает, что если не снизить ставку, то ни одного стимула легализовать свои доходы у российских налогоплательщиков не появится.

«Совершенно очевидно, что люди будут пользоваться амнистией лишь в том случае, если поверят государству», – размышлял вслух Макаров. Пока же, по его словам, оно может громко заявить об освобождении скрывавших доходы граждан от любой ответственности и даже пообещать премию за участие в амнистии, однако никто не отправится в инспекцию декларировать свои доходы.

А. Уйменов, корреспондент «Федерального агентства финансовой информации»

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.