Кто осуществляет «наружное» наблюдение

Кто осуществляет «наружное» наблюдение

14.04.2008 распечатать

Несмотря на давно наметившиеся тенденции к самостоятельности, наружная реклама не является отдельной отраслью и составляет часть общего медиарекламного пространства. Соответственно, и количество контролирующих инстанций, которых может заинтересовать та или иная конструкция на улицах города, достаточно велико. А с появлением нового Закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» перечень пунктов, по которым будут проверять рекламные конструкции, увеличился.

Плановый мониторинг

Перед тем как попасть на улицы города, каждая рекламная или информационная установка проходит через ряд согласований и разрешений. Основанием для размещения средства наружной рекламы и информации (СНРИ) являются Паспорт рекламного места, наличие проектной и технической документации, утвержденной в установленном порядке, договор на аренду рекламного места, заключенный с Комитетом рекламы, информации и оформления и разрешение от балансодержателя. Инспектор любого контролирующего рекламные установки ведомства обязательно проверит наличие перечисленных документов.

Основным органом, отвечающим за контроль, учет, выдачу разрешений на установку, размещение и оплату объектов наружной рекламы, является Комитет рекламы. Инспекторы ведомства осуществляют плановый регулярный мониторинг рекламных конструкций, в ходе которого размеры, место установки и сроки оплаты рекламных конструкций, а также наличие пролонгации на некоторые виды документов сверяются с базой данных и, если выявлены несоответствия, владельцу СНРИ направляется специальное письмо, уведомляющее о характере нарушения. Также организацию может посетить непосредственно сам инспектор ведомства, который выдает соответствующее заключение с рекомендацией по устранению проблемы либо в крайнем случае предписывает демонтировать конструкцию.

Если в ходе мониторинга сотрудники Комитета рекламы обнаруживают незаконную установку, информация о данном нарушении перенаправляется в другой инспектирующий наружную рекламу орган — Объединение административно-технических инспекций города Москвы (ОАТИ), которое повторно проверяет ту же конструкцию. ОАТИ осуществляет контроль над соблюдением правил размещения СРНИ, содержанием рекламной конструкции в надлежащем состоянии, соблюдением норм и правил их технической эксплуатации. Также ведомство является единственной организацией, уполномоченной выписывать штрафы. Как рассказал заместитель начальника инспекции ОАТИ Виктор Шумайлов, проверки средств рекламы проводятся практически ежедневно:

— В составе нашего ведомства на сегодняшний день 12 инспекторов, которые осуществляют постоянный плановый мониторинг СНРИ. Кроме проверок технического состояния средств рекламы и выявления незаконных установок наша организация уполномочена выписывать штрафы.

С 1 января 2007 года плата за текущие нарушения по действующему закону «О рекламе» составляет от 150 до 200 тысяч рублей. Причем на указанные суммы придется раскошелиться как за крупное нарушение, так и просто за погасшую лампочку. А это, по моему мнению, является практически неподъемной суммой для многих организаций. Поэтому при выявлении мелкого недостатка мы просим рекламодателя в кратчайшие сроки устранить проблему и только потом налагаем штраф. При выявлении незаконной конструкции владельцу выдается предписание в течение суток демонтировать свою установку. Если он укладывается в срок, то дальнейших санкций не последует. Если же нет — наказываем рублем. Времени на регистрацию незаконной конструкции мы не предоставляем. Непосредственно демонтажем СНРИ занимается либо ее владелец, либо балансодержатель здания, на котором оно расположено (например, ДЕЗ), либо специальный подряд Комитета рекламы.

Осторожно, жильцы!

Помимо планового контроля наружной рекламы поводом для проверки со стороны уполномоченного ведомства может послужить слишком яркая подсветка или крупный размер рекламной конструкции, расположенной на фасаде или под жилыми окнами дома. Если СРНИ тем или иным образом мешает обитателям: «задевает» чужое окно, сияет неоном, «нагревает» стену соседней квартиры, то любое недовольство владельца может привести к проверке рекламодателя со стороны ДЕЗ, Комитета рекламы или ОАТИ. Дело в том, что по новому закону собственники квартир имеют право участвовать в разрешении и запрете размещения наружной рекламы. И хотя сам процесс подачи жалобы и непосредственной проверки организации подчас занимает довольно длительное время, практика протестов в связи с установкой СРНИ активно набирает обороты. При возникновении спорной ситуации между рекламодателями и жильцами дома закон обычно встает на сторону последних. Например, владельцу квартиры в центре столицы удалось доказать, что вывеска ресторана, расположенного этажом ниже, нарушает его имущественные права, и добиться судебного решения о демонтаже установки. Рассказывает начальник отдела согласования рекламного агентства «Медиа Дата» Ирина Манохина:

— В последнее время четко прослеживаются тенденции к ужесточению требований по оформлению и техническому оснащению рекламных конструкций. Также участились отказы на размещение крупных рекламных конструкций на жилых строениях города. Это отчасти связано с возрастающими случаями недовольства жителей города щитами и вывесками, расположенными на их домах. Рекламодатели могут установить СНРИ выше или ниже указанного в проектной документации, а также незаконно увеличить первоначальные размеры или усилить освещение. Естественно, что после проверки ОАТИ может оштрафовать рекламодателя, а также предписать либо изменить, либо убрать конструкцию. Бывает, что инспектор не выявляет никаких нарушений, но тем не менее вывеску демонтируют как мешающую спокойному сну жильцов дома. В моей практике был случай, когда после посещения ДЕЗа, связанного с обращением владельцев квартир, фирма самостоятельно устранила свое настенное панно, хотя на то не поступало никаких официальных распоряжений. Просто испугались дальнейших тяжб. Хотя это не совсем обычный пример — чаще рекламодатели стараются самостоятельно договориться с жителями и решить конфликт мирным путем, не дожидаясь проверок и санкций.

Памятники без рекламы

В рамках новой городской целевой программы Комитетом рекламы подготовлен распорядительный документ о комплексных мероприятиях по освобождению отдельных территорий Москвы от наружной рекламы. Инициатива продиктована желанием сохранить центр города и памятники старины в их первозданном виде. Основным критерием для выбора свободных от рекламы территорий станет их историческая ценность и культурная значимость для столицы. Кроме того, будет проведена работа по усилению безопасности всех рекламных установок города. Устаревшие конструкции заменят высокотехнологичными, а до 1 июля 2008 года будет внедрена контрольная светотехническая экспертиза.

Цензура

Кроме перечисленных организаций фирму может посетить инспектор рекламного отдела Федеральной антимонопольной службы. Данное ведомство осуществляет контроль над соблюдением действующего федерального законодательства, пресекает появление и распространение ненадлежащей рекламы. В отношении наружной рекламы ФАС практически не проводит самостоятельных крупномасштабных проверок и работает в основном с жалобами и обращениями физических и юридических лиц. Однако встреча с сотрудниками антимонопольной службы часто заканчивается не слишком приятными последствиями для рекламодателей.

В первую очередь инспекторы ведомства обратят внимание на нравственно-этическую составляющую СРНИ — художественное оформление и текстовое содержание рекламы. Поводом для проверки и судебного разбирательства могут стать, например, такие задействованные в рекламном слогане выражения, как «е-мое», «блин» или «лопух», а также неоднозначные и провокационные изображения. Не совсем скромную фотографию или употребленный эвфемизм могут счесть нарушающими статью 5 Закона № 38 «О рекламе», запрещающую «использование бранных слов» и «непристойных и оскорбительных образов», что повлечет штрафы и демонтаж рекламной конструкции. Подобные прецеденты встречаются часто и многие из них заканчиваются далеко не в пользу владельцев установок. По словам руководителя одного московского рекламного агентства Александра Корнеева, доказать правомерность использования того или иного выражения в рекламном тексте очень сложно:

— Если в качестве слогана вы используете яркую, «говорящую» и немного провокационную фразу, она, скорее всего, привлечет внимание антимонопольного органа. Факт того, что вывеска или щит зарегистрированы по всем правилам и прошли все этапы соглашения в других инстанциях, совсем не отменяет проверок ФАС. В этом отношении «громкая» реклама — всегда риск.

Еще одна сфера интересов ФАС — это реклама на транспортных средствах. Причем именно этот вид «наружки» в связи с новым Законом «О рекламе» считается одним из самых проблемных. Если отличительный знак компании, расположенный на общественном транспорте, не считается рекламой, то автомобиль, украшенный рекламными слоганами, — уже совсем иное дело. Согласно части 2 статьи 20 Закона № 38 «О рекламе», вступившей в силу 1 января 2007 года, запрещается «использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций». Контролем над соблюдением данного пункта федерального законодательства и занимается ФАС. Если в случае с троллейбусом или трамваем вопросов о его основном назначении не возникает, то доказать, что обычный легковой автомобиль используется в основном как транспортное, а не рекламное средство, не так просто.

Марина Данюкова

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...