ФНС рекомендует организациям самим определять добросовестность контрагентов. Но фирмы с одинаковой спецификой работы и названиями так похожи друг на друга, что определить среди них неблагонадежную достаточно сложно. Ирина Голова узнала, на основе каких критериев бухгалтеры делают выбор. " />Критерии добросовестности ФНС - теория и реальность - Бухгалтерия.ru
Критерии добросовестности ФНС - теория и реальность

Критерии добросовестности ФНС - теория и реальность

12.01.2011 распечатать

ФНС рекомендует организациям самим определять добросовестность контрагентов. Но фирмы с одинаковой спецификой работы и названиями так похожи друг на друга, что определить среди них неблагонадежную достаточно сложно. Ирина Голова узнала, на основе каких критериев бухгалтеры делают выбор.

Сотрудникам компаний перед заключением контрактов приходится проводить собственное расследование. Чтобы помочь им, налоговая служба разработала рекомендации, которые изложены в Приказе ФНС России от 14.10.2008 N ММ-3-2/467@. При оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами, налогоплательщику рекомендуется исследовать следующие признаки контрагента: отсутствие личных контактов руководства компании-поставщика и покупателя при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров; подтверждения полномочий руководителя фирмы-контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность; отсутствие подтверждения полномочий представителя контрагента, документов, удостоверяющих личность; отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о его складских, производственных, торговых площадей.

Визитная карточка

Сайты для оценки деятельности фирм были выбраны не случайно, они дают первое впечатление о деятельности организации, и зачастую – последнее, если не содержат необходимой информации или очевидную и заведомо ложную. Респонденты, участвовавшие в нашем опросе, отметили, что именно с веб-страницы компании начинают анализ добросовестности контрагентов. «Я смотрю на наполнение сайта — чем больше информации, тем лучше. Обращаю внимание, где находится офис, обязательно звоню туда, чтобы проверить, отвечают ли на телефон, замечаю, как со мной общаются. Если на сайте есть вакансии и фото генерального директора, то я почти им верю. А уж если лицензия, то я точно готова работать. Я прекрасно понимаю, что это неправильный подход, но в своей организации я единственный бухгалтер и у меня просто нет времени выяснять что-то более подробно», — говорит Ольга Ильина, бухгалтер рекламной компании, Москва. Наличие сайта само по себе не убеждает специалистов в надежности компании, что именно анализируют бухгалтеры, заглядывая на интернет-страницу компании? «Еще недавно одним из критериев добросовестности фирмы было наличие в интернете ее сайта, а так же его продвижение. Чтобы определить, насколько фирма надежна, следовало зайти в интернет и найти ее через поисковик. Но сегодня это уже не так актуально, потому что фирмы-однодневки появляются в сети в большом количестве. Следует смотреть не только на наличие сайта в принципе, но и на его наполнение. Минимум информации,  в прайсах не указаны цены, нет перечня компаний, с которыми организация сотрудничает — все это говорит о том, что мы имеем дело с «однодневкой». Неполные контакты тоже говорят о том, что иметь дело с этой фирмой не стоит. Также хорошо, если на сайте представлены вакансии. У двух страниц, которые представлены для опроса, довольно серьезные ресурсы, со ссылками на статьи о них, перечнем компаний, которые с ними работают, историей фирмы, большим количеством информации. Разумеется, не стоит целиком доверять интернету, проверять надо все. Я думаю, что мало кто будет делать заказ ориентируясь только на сайт в интернете», — считает Елена Никитина, бухгалтер строительной компании, Москва.
Оценке бухгалтеров подвергается информация, на которую другие специалисты не обратят внимания. «На сайте представлены грамоты и благодарственные письма, не содержащие синей печати, что заставляет задуматься об их происхождении. Публикации не имеют ссылки на первоисточники. Это может наводить на мысль о правомерности использования данных и о возможной попытке сознательно ввести в заблуждение», — отмечает Александр Калмыков, государственный служащий Федеральной службы по финансовым рынкам России, Москва. Также серьезному анализу подвергаются новости и сообщения об участии в выставках. Эта информация дает представление о направлении развития компании и ее заслугах, умении представлять свой продукт на суд посетителей всевозможных ярмарок, а главное, присутствие на таких мероприятиях – это деятельность на виду, не сложно проверить, действительно ли компания есть среди участников или только приписала себе эту заслугу. 
«Один из сайтов мне не понравился, потому что содержал минимум информации, к тому же при переходе со страницы на страницу, все время выдавал ошибку. Если ресурс принадлежит работающей организации, она за ним следит и не допускает таких ошибок. Из предложенных сайтов – четвертый показался мне принадлежащим надежной организации, есть и контакты, я с ними связалась и мне ответили на все интересующие вопросы. Последний сайт не переходит на русский язык. Может быть он и настоящий, но к нему мало кто обратится», — считает Ольга Гусева Ольга, эксперт-аналитик  ЗАО «ОВИОНТ ИНФОРМ».

Открытый источник

Какая информация по мнению бухгалтеров при оценке добросовестности контрагента действительно заслуживает внимания? Далеко не все интересующие сведения находятся в открытом доступе, но все же их достаточно много для того чтобы провести быстрый анализ, прежде чем обращаться в организацию и запрашивать документы. Самый легкий критерий и обязательный по мнению большинства опрошенных нами бухгалтеров – контакты организации. В оценке представленных нами сайтов респонденты обзвонили организации и установили, какие из них выходят на связь, а в каких телефон молчит. На практике же, как отмечают наши комментаторы, для проверки достоверности сведений они часто заезжают в офис организации или просят кого-то из сотрудников фирмы заглянуть к потенциальному контрагенту и убедиться, что офис находится по указанному адресу. При оценке сайта, многие специалисты говорят, что доверие у них вызывают страницы с несколькими адресами, когда фирма указывает кроме офиса, склады и магазины.
Указание реквизитов компании заранее вызывает у бухгалтеров уважение к организации, так как является признаком того, что контрагент настроен на сотрудничество. Кроме того доверие основано на том, что по реквизитам, при желании, можно проверить организацию, сделать запрос в налоговую, которая подтвердить есть ли у данной фирмы движение по счетам или нет.
Также положительные отзывы получают компании, у которых на сайте представлены документы: лицензии, свидетельства о регистрации, сертификаты, грамоты и благодарственные письма. Кроме того список клиентов компании дает возможность понять с кем она сотрудничает и без особого труда проверить эту информацию и получить рекомендацию.
Среди информации, которую не сложно найти при простейшей проверке контрагента на добросовестность, многие отмечают рекомендации отзывы клиентов, которые размещены не на основном сайте компании, а на профильных ресурсах, где специалисты обмениваются информацией, как позитивной, так и негативной. В особенности это работает, если речь идет о компании, которая довольно давно находится на рынке и накопила достаточный список клиентов, готовых поделиться «впечатлениями» о сотрудничестве.
Большое значение имеет «стаж» фирмы на рынке. «Я смотрю  как долго работает компания. Опять-таки ориентироваться следует не на две строчки в информации на сайте, где рассказывается, что фирма на рынке уже 15 лет Лучше попросить предоставит соответствующие документы, которые это подтверждают», — комментирует Светлана Рощина, бухгалтер полиграфической компании, Нижний Новгород. Если бухгалтер делает экспересс-анализ и времени на запрос документов нет, а компания заявляет о том, что работает уже давно, можно посмотреть о ней информацию в интернете, крайне редко достойная и давно существующая организация не оставляет о себе никаких следов, по датам сообщений видно, с какого периода компания начала свою деятельность, а зачастую можно узнать таким образом и о вехах ее развития.

Свои методы

Большинство специалистов для оценки рисков компании разрабатывают собственные методики определения добросовестности контрагентов, которые позволяют быстро установить, можно ли работать с данной организацией.  «Для того, чтобы увидеть, как работает компания, нужно хотя бы два последних баланса, желательно с расшифровкой дебиторов и кредиторов. А так же комплект учредительных документов, договора аренды на юридический и фактический адрес. Кому скрывать нечего, те предоставят, причем некоторые изначально вывешивают эти данные в информации о компании. Кто-то не хочет предоставлять эти документы на общее обозрение, но в любом случае покажут возможным клиентам по их просьбе. Если компания отказывается предоставить подобные документы, то считаю, что работать с ними не стоит. Так же, на мой взгляд, полезно встретиться в руководителем. Для меня личность руководителя является одним из определяющих факторов, хотя здесь тоже не угадаешь», – советует Светлана Рощина, бухгалтер полиграфической компании, Нижний Новгород.
Очень многие специалисты оценку полученных сведений доверяют налоговому ведомству, причем при отсутствии хорошо налаженных контактов можно свериться с базами данных. «Если не видно отчетов по которым можно чётко определить ликвидность и состояние фирмы, то по крайней мере обязательная информация это ИНН, ОГРН и юридический адрес, при наличии этих данных через налоговую базу можно узнать по крайней мере соответствие предоставленной информации», – бухгалтер Елена Пивоварова, Самара. Сегодня ФНС запустила достаточно большое количество электронных сервисов, в том числе через интернет можно получить выписки из ЕГРЮЛ и ЕГРИП, что тоже может помочь бухгалтеру при проверке добросовестности контрагентов.

Рекомендации налоговиков

При сравнении методик оценки рисков бухгалтеров с рекомендациями ФНС, можно сделать вывод, что совпадает только проверка адресов организации, в остальном специалистам, которые решили проверить контрагента перед заключением контракта, удобнее пользоваться учредительными документами, фактами, которые подтверждают, что компания работает и оказывает услуги своим клиентам. «У нас был опыт, когда компания, заключая с нами договор, попросила документы согласно рекомендациям ФНС, наш финансовый отдел сказал, что это слишком и вполне достаточно того перечня, которым организации обмениваются обычно для подтверждения своей надежности: сертификатов, свидетельств. Поэтому попадая в оборотную ситуацию, когда такие документы запрашивают уже у нас, мы не очень этому рады», — уверяет Ольга Гусева, эксперт-аналитик  ЗАО «ОВИОНТ ИНФОРМ». Это подтверждает и другой наш респондент, юрист Геннадий Андрющенко, Москва: «Перечисленные критерии самостоятельной оценки рисков — это то, что должно быть в идеале. Но на практике проверять подобным образом каждую компанию невозможно, да и не все, даже реальные фирмы, будут предоставлять эту информацию, скорее они откажутся от заказчика, особенно нового, испугавшись пристального интереса».
Получается, что критерии оценки ФНС не вписываются о общепринятые бухгалтерами механизмы проверки и вызывают недоумение и отторжение, как со стороны продавца, так и со стороны покупателя.

Материалы предоставлены редакцией журнала "Расчет"

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...