Комментарий специалиста. Правила продажи товаров: последние изменения

Комментарий специалиста. Правила продажи товаров: последние изменения

11.04.2002 распечатать

Правительство РФ внесло изменения в правила продажи отдельных видов товаров и в перечень товаров, которые не подлежат возврату или обмену. Отметим, что эти документы применяются всеми организациями розничной торговли. В статье мы рассмотрим, как повлияют на их работу эти изменения, и напомним особенности учета торговых операций.

Правила продажи отдельных видов товаров (далее — Правила продажи) и перечень непродовольственных товаров ненадлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар другого размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации утверждены постановлением Правительства РФ от 19.01.98 № 55. Они изменены 6 февраля 2002 года постановлением № 81.
Основные изменения коснулись правил разносной торговли, прав покупателя, порядка определения гарантийного срока товара. Кроме того, Правила продажи дополнены новыми разделами, в которых приведены особенности реализации стройматериалов, мебели, книг и комиссионных товаров.

Права покупателя

Отметим, что претерпело изменение определение "покупатель". Теперь им считается не только тот человек, который приобретает или использует товар для личных нужд, но и человек, только заказывающий товар.
В Правилах продажи установлено, что покупатель вправе знать об имеющихся недостатках товара. Теперь продавец обязан извещать о них не только устно, но и письменно. Для этого недостатки могут быть описаны на ярлыке товара, в товарном чеке или в ином документе.
Как известно, продавец обязан принимать у покупателя товар ненадлежащего качества, а при необходимости проводить проверку качества этого товара. Согласно новой редакции Правил продажи, товар должен быть принят у покупателя, даже если у него отсутствует товарный чек или иной документ, подтверждающий факт и условия покупки товара. Вместо этого он может сослаться на свидетельские показания. То есть привести свидетелей, которые подтвердят факт и условия покупки товара именно в этом магазине. Напомним, что такой порядок уже действует при продаже алкогольных напитков.
Изменения коснулись также порядка определения гарантийного срока пользования товаром. Если в течение этого срока покупатель обнаружит у товара недостатки, то он вправе потребовать его замены, ремонта, возврата уплаченных денег и т. д. Началом гарантийного срока считается день продажи товара. В случаях, когда этот день установить невозможно, срок исчисляется со дня изготовления товара.
В новой редакции Правил продажи уточнен порядок определения дня, с которого начинается гарантийный срок. В ряде случаев покупатель не может пользоваться товаром по вине продавца. Например, товар может нуждаться в специальной установке, подключении, сборке, он имеет недостатки и т. д. В таких случаях гарантийный срок должен исчисляться со дня устранения продавцом обстоятельств, мешающих покупателю пользоваться товаром. Если этот день невозможно установить, тогда гарантийный срок начинается со дня заключения договора купли-продажи.

Пример 1
Гражданин приобрел в магазине бытовой техники холодильник. По условиям договора купли-продажи в обязательства магазина входит доставка товара по адресу, указанному покупателем.
В связи с большой нагрузкой службы доставки холодильник был доставлен покупателю только через две недели.
Гражданин потребовал исправить день начала гарантийного срока в документах со дня покупки товара на дату его получения.

В соответствии с принятыми изменениями существенно увеличен срок, в течение которого покупатель обязан предъявить продавцу требования в связи с недостатками товара. Ранее он составлял шесть месяцев, теперь — два года. Он применяется в отношении товаров, у которых гарантийный срок меньше двух лет. Покупатель, который обнаружил недостатки товара уже после окончания гарантийного срока, но в пределах двух лет со дня его получения, вправе предъявить претензии продавцу. Его жалобы должны быть удовлетворены, если он докажет, что ему был передан некачественный товар.

Разносная торговля

В Правила продажи добавлен порядок ведения разносной торговли. Под ней понимается розничная продажа товаров вне стационарных мест торговли: на дому, по месту работы и учебы, на транспорте, на улице и в иных местах. Ранее этот вид торговли практически ничем не регулировался. Теперь установлены требования для его осуществления и некоторые ограничения.
Согласно принятым изменениям вне стационарных мест торговли запрещено продавать лекарства, изделия из драгоценных металлов и камней, оружие и патроны к нему. Этот запрет распространяется и на продовольственные товары, кроме мороженого, безалкогольных напитков и пива, кондитерских и хлебобулочных изделий в заводской упаковке. Как известно, многие продавцы упаковывают, например, хлебобулочные изделия самостоятельно. Теперь реализовывать такие изделия можно будет только в стационарном помещении — магазине.
Внесенные изменения установили требования к продавцу, ведущему разносную торговлю. Так, он должен иметь личную карточку, которая заверена печатью и подписью ответственного лица. На ней должна быть фотография, а также его фамилия, имя, отчество и иные сведения.
Продавец разносной торговли обязан иметь прейскурант с указанием наименования и цены товаров (услуг). Этот документ должен быть подписан ответственным лицом и заверен печатью.
При реализации товаров через разносную торговлю покупателю обязательно выдается товарный чек. Он должен содержать в себе сведения о продавце, наименование, количество и цену товара, а также дату его продажи. Чек подписывает продавец.
Рассмотрим на примере порядок отражения в учете продажи товаров путем разносной торговли.

Пример
ООО "Актив" реализует на детском празднике безалкогольные напитки и мороженое в разнос.
Продавцам под отчет выданы товары себестоимостью 25 000 рублей.
Реализовано товаров на сумму 25 200 рублей (в том числе НДС — 4000 рублей, налог с продаж — 1200 рублей). В тот же день выручка от проданных товаров внесена в кассу ООО "Актив". Себестоимость проданных товаров — 14 000 рублей.
В бухгалтерском учете указанные операции отражаются следующими записями:
ДЕБЕТ 41 субсчет "Товары, переданные для торговли в разнос" КРЕДИТ 41
— 25 000 рублей — переданы продавцам товары для торговли в разнос;
ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90-1
— 25 200 рублей — отражена выручка от продажи товаров;
ДЕБЕТ 50 КРЕДИТ 62
— 25 200 рублей — внесена в кассу организации полученная выручка;
ДЕБЕТ 90-3 КРЕДИТ 68 субсчет "Расчеты по НДС"
— 4000 рублей — начислен НДС с полученной выручки;
ДЕБЕТ 90 субсчет "Налог с продаж" КРЕДИТ 68 субсчет "Расчеты по налогу с продаж"
— 1200 рублей — начислен налог с продаж с полученной выручки;
ДЕБЕТ 90-2 КРЕДИТ 41 субсчет "Товары, переданные для торговли в разнос"
— 14 000 рублей — списана себестоимость проданных товаров;
ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 68 субсчет "Расчеты по налогу на пользователей автодорог"
— 200 рублей ((25 200 — 4000 — 1200) х 1%) — начислен налог на пользователей автомобильных дорог;
ДЕБЕТ 90-2 КРЕДИТ 44
— 200 рублей — списан на себестоимость налог на пользователей автомобильных дорог;
ДЕБЕТ 90-9 КРЕДИТ 99
— 5800 рублей (25 200 — 4000 — 1200 — 14 000 — 200) — отражен результат от продажи товаров;
ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 41 субсчет "Товары, переданные для торговли в разнос"
— 11 000 рублей (25 000 — 14 000) — возвращены на склад нереализованные товары.

Особенности продажи строительных материалов

Строительные материалы теперь следует продавать с учетом нового раздела 14 Правил продажи.
В обязанности продавца включена предпродажная подготовка стройматериалов. Она состоит из осмотра товара, его разбраковки и рассортировки, проверки комплектности и наличия необходимой информации о товаре и его изготовителе. Отметим, что помимо общих сведений информация о реализуемых стройматериалах должна содержать сведения об их особенностях. По материалам, реализуемым в комплекте (например, садовые домики), необходимо сообщить покупателю наименование и количество изделий, входящих в комплект, степень и способ их обработки.
При продаже стройматериалы следует размещать отдельно по характеристикам, которые определяют область их применения и потребительские свойства (размер, марка, сорт и т. д.).
Покупатель имеет право самостоятельно отобрать товар. При этом он может выбирать его как в торговом зале, так и на складе.
Отдельно установлены особенности продажи листового стекла. Оно продается целыми листами или частями, которые нарезаются по указанным покупателем размерам. Если при нарезке остатки стекла имеют ширину до 20 см включительно, то покупатель должен оплатить их и забрать вместе с основной покупкой.
При продаже нефасованных крепежных изделий (гвозди, шурупы и др.) торговое место должно быть оборудовано весоизмерительными приборами.
Помимо товарного чека, в котором указаны наименование товара и продавца, характеристики товара и его количество, продавец обязан выдать покупателю относящуюся к товару документацию изготовителя.

Особенности продажи комиссионных товаров

Продавцы комиссионных товаров должны сообщать покупателям сведения о состоянии товара, его недостатках, проведенных с ним санитарно-противоэпидемических мероприятиях, технических характеристиках, а также о назначении товара и возможности использования не по назначению. Эта информация указывается на товарном ярлыке.
Правила продажи запрещают продавать бывшие в употреблении медицинские изделия, лекарственные средства, предметы личной гигиены, парфюмерно-косметические товары, товары бытовой химии, бельевые и чулочно-носочные изделия, одноразовую посуду.
Предпродажная подготовка комиссионных товаров включает в себя их осмотр, рассортировку по видам и степени утраты потребительских свойств, проверку качества по внешнему виду и работоспособности, комплектности, а также наличия необходимой документации.
Некоторые комиссионные товары в соответствии с санитарными правилами должны быть почищены, постираны, дезинфицированы или пройти дезинсекцию перед продажей. Если у продавца отсутствуют документы, подтверждающие проведение соответствующих процедур, то он должен провести их самостоятельно.
Покупатель, приобретший комиссионный товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе предъявить продавцу требования (о замене товара, об уменьшении цены и др.) в общеустановленном порядке.

Товары, не подлежащие возврату

Принятые изменения дополнили перечень непродовольственных товаров ненадлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар.
Теперь не подлежит возврату или обмену бытовое газовое оборудование. Такой же запрет установлен и в отношении непериодических изданий (книги, брошюры, альбомы, картографические и нотные издания, листовые изоиздания, календари, буклеты, издания, воспроизведенные на технических носителях информации).

Т.В. Демченкова, эксперт АГ "РАДА"
Материал предоставлен Аналитической группой "РАДА"

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.