Могут ли расходы на модернизацию НМА списываться отдельно от самого НМА? - Бухгалтерия.ru

Могут ли расходы на модернизацию НМА списываться отдельно от самого НМА?

23.09.2024 распечатать

Если стоимость модернизации актива, отвечающего признакам НМА, но не проходящего по лимиту,  превысила 100 000 рублей, понесенные расходы нужно списывать в налоговом учете через амортизацию. Так разъяснил Минфин.

Амортизация и амортизируемое имущество в налоговом учете

Амортизация – это постепенное перенесение стоимости основных средств и НМА на расходы. Она начисляется только на амортизируемое имущество. К нему относят основные средства и нематериальные активы, которые:

  • принадлежат фирме на праве собственности;
  • используются для извлечения дохода;
  • эксплуатируются более 12 месяцев;
  • стоят дороже 100 000 рублей.

Амортизируемым признается имущество (ОС и НМА) со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 рублей.

Оно должно быть способно приносить налогоплательщику экономическую выгоду (доход). Существование НМА должно быть подтверждено документально (патентами, свидетельствами, договорами уступки (приобретения) патента, товарного знака и т.п.).

Если имущество не используется в основной деятельности, а предназначено для реализации, оно является товаром и амортизации не подлежит.

Первоначальная стоимость НМА

Нематериальные активы в налоговом учете стоимостью в пределах установленного лимита относятся к амортизируемому имуществу, то есть расходы на их приобретение списываются в расходы постепенно, через механизм амортизации. Сумма ежемесячных амортизационных отчислений зависит от величины первоначальной стоимости НМА, которая, в свою очередь, зависит от способа приобретения актива.

Что относится к нематериальным активам

Нематериальные активы стоимостью менее 100 000 рублей не являются амортизируемым имуществом. Соответственно, в целях налога на прибыль затраты на их создание или приобретение учитываются единовременно, то есть списываются в состав материальных расходов единовременно в полной сумме. Об этом напомнил Минфин в письме от 20 декабря 2021 г. № 03-03-06/1/103534.

Что не относится к нематериальным активам

В налоговом учете первоначальная стоимость амортизируемых НМА определяется как сумма расходов на их приобретение (создание) и доведение до состояния, в котором они пригодны для использования, за исключением НДС и акцизов (кроме случаев, установленных НК РФ).

Первоначальная стоимость нематериального актива формируется в зависимости от того, как он был получен. Нематериальный актив может быть:

  • куплен за деньги;
  • получен в качестве вклада в уставный капитал;
  • получен безвозмездно;
  • создан силами самой фирмы.

Так, стоимость нематериальных активов, созданных самой организацией, определяется как сумма фактических расходов на их создание, изготовление, за исключением сумм налогов, учитываемых в составе этих расходов. К таким расходам относятся:

  • материальные расходы;
  • расходы на оплату труда;
  • расходы на услуги сторонних организаций;
  • патентные пошлины, связанные с получением патентов, свидетельств.


Расходы на модернизацию НМА

Налоговый кодекс до 31 августа 2023 года не предусматривал возможность увеличения первоначальной стоимости нематериальных активов на расходы, понесенные после принятия их к учету, в том числе в результате их модернизации.

Вместе с тем организация несет такие расходы, поскольку это необходимо для использования НМА.

С 31 августа 2023 года компании могут менять первоначальную стоимость принятых к учету НМА, если они их модернизировали технически перевооружили (подп. «б» п. 49 ст. 2 Федерального закона от 31 июля 2023 г. № 389-ФЗ).

В случае достройки, дооборудования, модернизации НМА его первоначальная стоимость подлежит увеличению на стоимость работ независимо от размера остаточной стоимости НМА.

Сумма начисленной за один месяц амортизации в отношении него рассчитывается как произведение его увеличенной первоначальной стоимости и нормы амортизации, определенной исходя из ранее установленного срока полезного использования (письмо Минфина от 25 октября 2023 г. № 03-03-06/1/101608).

А в письме от 4 марта 2024 г. № 03-03-06/1/19130 Минфин разъяснил: если первоначальная стоимость НМА, затраты на приобретение которого изначально отнесены к материальным расходам, после проведения модернизации превысит 100 000 рублей, такой НМА следует считать амортизируемым имуществом. А расходы на проведение его модернизации нужно учитывать путем начисления амортизации.

Обратите внимание: изменять первоначальную стоимость НМА после сдачи каждого этапа модернизации нельзя, а только после ее полного завершения. Этапы, предусмотренные планом модернизации, рассматриваются как единое целое. То есть модернизация не считается законченной, пока не будет завершен последний этап (п. 2 ст. 257 НК РФ).



В статье использованы фото с сайта freepik.com или shutterstock.com

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...