«Кассовые» нюансы при возврате товаров

«Кассовые» нюансы при возврате товаров

26.06.2007 распечатать

В хозяйственной деятельности организации, осуществляющей реализацию товаров за наличный расчет, нередко возникают ситуации, когда недовольный покупатель возвращает товар. Подобные операции необходимо также «провести через кассу», четко соблюдая при этом порядок оформления первичных документов. Однако всегда ли можно воспользоваться функцией возврата у ККМ и что делать, если покупатель потерял чек?

Согласно Закону от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» покупатель вправе вернуть товар, если он оказался некачественным или не подошел ему по фасону, габаритам, размеру или комплектации. В случае отказа принять товар обратно продавец может оказаться в зале суда, где и будет решаться этот вопрос. Причем очень велика вероятность того, что дело выиграет покупатель, а потому лучше сразу принять возврат товара.

В то же время, в тот же день

Если по тем или иным причинам покупатель уже в день приобретения разочаровался в товаре и решил его вернуть, то продавец обязан принять его. Порядок «кассового» оформления возврата товаров как надлежащего, так и ненадлежащего качества в день покупки предусмотрен Типовыми правилами эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденными Минфином от 30 августа 1993 г. № 104, и Постановлением Госкомстата от 25 декабря 1998 г. № 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением ККТ». Правда, при этом важно учесть основное условие: Z-отчет, «закрывающий» кассу, еще не должен быть составлен.

Приемка товара от покупателя оформляется актом о возврате товара по форме № КМ-3, в котором необходимо указать реквизиты кассового чека. Документ составляется в одном экземпляре и сдается в бухгалтерию. Кроме того, необходимо оформить и товарную накладную, но уже в двух экземплярах. Один из них прикладывается к товарному отчету, а другой вручается покупателю и является основанием для получения денег из кассы.

Возврат денег производится из операционной кассы по чеку, ранее выданному в этой же кассе, и только при наличии на чеке подписи директора организации (заведующего) или его заместителя. Иными словами, чек ККМ должен быть «погашен» подписью, после чего его необходимо наклеить на лист бумаги и передать в бухгалтерию. Однако этого недостаточно.

Суммы, выплаченные по возвращенным покупателями и неиспользованным кассовым чекам, записываются в книгу кассира-операциониста в графу 16, и на итоговую сумму уменьшается сумма выручки за данный день.

В случае если покупатель предъявил кассовый чек, содержащий несколько наименований товара, фирма может выдать взамен копию чека. Правда, действительной она будет считаться только при наличии на ней подписей представителей администрации фирмы.

Заметим, что использование компанией «кассовой» функции возврата с одновременным пробитием возвратного чека не противоречит действующему законодательству о применении ККТ.

Днем позже

Порядок оформления возврата товара покупателем не в день покупки (по истечении рабочего дня после закрытия продавцом смены и снятии Z-отчета) определен письмом ЦБ от 4 октября 1993 г. № 18 «Об утверждении порядка ведения кассовых операций в РФ» и Методическими рекомендациями по учету оформления операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденными письмом Комитета по торговле от 10 июля 1996 г. № 1-794/32-5.

В подобных случаях возврат денег осуществляется только из главной кассы организации на основании письменного заявления покупателя, с указанием фамилии, имени, отчества, и только при предъявлении документа, удостоверяющего личность (паспорта или документа, его заменяющего). Возврат денег из операционной кассы предприятия в данном случае не допускается.

Вернуть деньги покупателю можно лишь на основании расходно-кассового ордера (форма № КО-2). Порядок его составления и оформления утвержден постановлением Госкомстата от 18 июля 1998 г. № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации». Заметим, что в РКО надо обязательно указать фамилию, имя, отчество покупателя и его паспортные данные. Если такового при себе у клиента не окажется, то его может заменить любой документ, удостоверяющим личность.

Кассовый чек утерян

Несмотря на то, что неотъемлемым атрибутом розничной торговли является кассовый чек, покупатель вполне может его потерять, не забрать в свое время у кассира и т. д. Что же делать тогда, когда товар не подходит, а кассового чека нет?

Если возврат происходит в день покупки товара, то процедура будет следующей. Кассир обязан снять фискальный отчет с кассы, зафиксировав суммы дневной выручки. Сумму возвращенных денег надо прописать в графе 15 журнала кассира-операциониста (форма КМ-4) и в графе 8 справки-отчета кассира-операциониста (форма № КМ-6). После чего на сумму разницы между выручкой по фискальному отчету и возвращенной суммой составляется приходный ордер, на основании которого деньги сдаются в кассу фирмы, а операцию по приходу наличных отражают в кассовой книге.

В том случае, когда «бесчековый» возврат происходит уже после дня покупки, то покупатель, прежде всего, должен написать заявление на возврат и предъявить паспорт. После этого продавец составляет товарную накладную и на ее основании приходует товар. Одновременно в бухгалтерии оформляется расходный кассовый ордер, по которому «неудавшийся» покупатель получает обратно деньги из главной кассы фирмы.

О. Седова, эксперт «Федерального агентства финансовой информации»

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.