Какое наследие 2009-го мы берем с собой в 2010-й год?

Какое наследие 2009-го мы берем с собой в 2010-й год?

15.12.2009 распечатать

Декабрь 2009 года. Позади почти 12 месяцев, прошедших поз знаком «кризис». Месяцев трудных, тяжелых, убыточных. Бизнес терял клиентов. Сотрудники, казалось бы, стабильных предприятий, лишались зарплаты, а потом и работы. Власти не имели возможности собирать налоги в прежних объемах. Банки закрывались один за другим, а те, которые оставались на плаву - подсчитывали убытки от невозвращенных кредитов. Правительство, спасая экономику, экстренно разрабатывало антикризисные меры. Было подписано несметное количество постановлений и решений, результативность которых на первоначальном этапе оценивалась как нулевая. В течение всего года выделяемые государством миллионы и миллиарды рублей подкреплялись законами под лозунгом «снижение административных барьеров». Панацеей от бюрократии должна была стать и концепция «электронное» правительство», основанная на использовании суперсовременных ИТ-технологий.
Каким нам запомнился уходящий год? Какое наследие 2009-го года, мы берем с собой в 2010-й ?

Московский бухгалтер

«Так уже же нет никакого кризиса!»

Первым признаком начинающегося кризиса в России аналитики считают понижающий тренд на российских фондовых рынках в конце мая 2008 года, перешедший в обвал котировок в конце июля того же года. Причиной этого эксперты называют, во-первых, высказывания премьер-министра Владимира Путина в адрес руководства металлургической компании «Мечел»  - после критики Путина капитализация «Мечела» на Нью-Йоркской фондовой бирже рухнула на 37,6 %. Во-вторых, на ухудшение инвестиционного климата повлиял вооруженный конфликт в Южной Осетии, случившийся в начале августа.
Тем не менее, 18 сентября 2008 года Владимир Путин на встрече в Сочи с иностранными предпринимателями, приехавшими на экономический форум, заявил:
- Мы видим напряжение на наших торговых площадках, но считаем, что это не связано с нашими проблемами, у нас нет системных проблем. Все капитальные показатели российской экономики — в норме.
На следующий день премьер в интервью корреспонденту газеты «Коммерсантъ» Андрею Колесникову сказал: «Так уже же нет никакого кризиса!»
Однако резкое падение биржевых индексов РТС и ММВБ, падение цен на экспортную продукцию (сырье и металл), намечающийся кризис ликвидности в российских банках, начали в октябре — ноябре 2008 года сказываться и на реальном секторе экономики. Отмечался резкий спад промышленного производства, пошла первая волна сокращений рабочих мест.
С конца ноября 2008 финансовые власти приступили к политике «мягкой девальвации» рубля, которая, по мнению некоторых экспертов, значительно ускорила снижение показателей в промышленности в ноябре — декабре 2008 года, вынуждая предприятия свертывать производство и выводить оборотные средства на валютный рынок.
12 декабря 2008 заместитель главы МЭРТ Андрей Клепач признал, что в IV квартале 2008 экономика России вошла в рецессию. 15 декабря того же года заявление Клепача было опровергнуто министром финансов Алексеем Кудриным, предсказавшим рост ВВП в России в 2009 году на 3 %.
Согласно данным, обнародованным 23 января 2009 года Росстатом, в декабре 2008 года падение промышленного производства в России достигло 10,3 % по отношению к декабрю 2007 года (в ноябре — 8,7 %), что стало самым глубоким спадом производства за последнее десятилетие. В целом в 4-м квартале 2008 года падение промпроизводства составило 6,1 % по сравнению с аналогичным периодом 2007 года.
Золотовалютные резервы России снизились за первый квартал 2009 года примерно на 10 %
28 января 2009 года в Давосе Путин в своем выступлении сказал, в частности, что кризис «буквально висел в воздухе. Однако большинство не желало замечать поднимающуюся волну».
 «Волну» в полной мере ощутили на себе рядовые сотрудники коммерческих предприятий: сокращение рабочей недели, урезание зарплаты, невыплаты денег – все это стало настоящей катастрофой для тех, у кого-, например, «висела» ипотека или потребкредиты. Затем последовали массовые увольнения - и в трудовые инспекции начали выстраиваться очереди несправедливо уволенных сотрудников.

Помощь – миф

В марте 2009 года правительство утвердило план спасения отечественной экономики, малого и среднего предпринимательства (МСП). В частности, для МСП были предусмотрены дополнительные средства из федерального бюджета в размере 6,2 млрд. рублей. Всего на такую  поддержку было решено выделить в 2009 году 10,5 млрд. рублей. Субсидирование процентной ставки по кредитам и лизингу, муниципальные программы поддержки малого предпринимательства, развитие микрофинансирования, гранты начинающим бизнесменам на создание собственного дела – это перечень лишь наиболее востребованных видов поддержки, по данным Торгово-промышленной палаты (ТПП) России, полученным на основе анкетирования в марте-апреле 54 региональных и муниципальных ТПП.
Заявленные меры были восприняты как спасательный круг,  это было то, чего ждали все без исключения предприниматели. Однако появились новые проблемы – помощь, кажется,  была, но как ее получить, предприниматели не знали. Да и те, кто знали, уверяли, что это практически нереально.
Глава Национального антикоррупционного комитета (НАК) Кирилл Кабанов сказал  в апреле:
- Административное давление на бизнес сейчас не уменьшается. Бизнес не знает, как ему действовать. Региональная власть четкой схемы действий не дает и решает свои собственные проблемы за счет поступлений из федерального бюджета.
Слова Кабанова о растерянности бизнесменов были подтверждены внушительными статистическими данными. НАК совместно с движением «За честный рынок» в марте-апреле текущего года провел анкетирование 1325 предпринимателей малого и среднего бизнеса из 25 регионов. 94,8% бизнесменов, занятых в торговле, строительстве и производстве, заявили, что не ощущают снижения коррупционного и бюрократического давления. Кроме того, 87,1% опрошенных с сожалением отметили, что не получили доступ к реальной финансово-экономической помощи в рамках антикризисных мер (имелись в виду льготные кредиты и отсрочки по долговым обязательствам).
Председатель оргкомитета движения «За честный рынок» Илья Хандриков прямо заявил - предприниматели потеряли веру в правительство:
- Что обещает МСП правительственная антикризисная программа? 30 млрд. рублей (сумма, выделенная на кредитные программы Внешэкономбанку. – Ред.)? Что это? Налицо несоответствие заявленной поддержки и реальной потребности бизнеса… А учитывая, что российская коррупция в год составляет 300 млрд. долларов, можно утверждать уверенно – мало, кто из МСП получит помощь. Из 6500 опрошенных предпринимателей на одном сайте около тысячи ответили, что положительно оценивают действия властей, еще тысяча затруднились ответить и четыре тысячи – что отрицательно. Потеря веры предпринимателей в правительство – плохой знак.
Ответом на сетования бизнеса стали несколько законов, вступивших в силу весной-летом этого года.

Законы, которых ждали

Любопытный факт – закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» должен был вступить в силу только 1 июня, но волевым решением правительства долгожданное событие перенесли на два месяца раньше.  Автор законопроекта, председатель Комитета ГД по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров так резюмировал текст документа:
- С 1 мая ни один контролирующий орган не имеет право проверять предпринимателя чаще, чем раз в три года, причем проверять по одним требованиям будет только один орган.
Напомним, два и более раза в три года проверять могут только бизнесменов, работающих в социальной сфере, в области здравоохранения и образования. О проверке предпринимателя обещают извещать за 3 дня до ее начала. Кроме того, ежегодный сводный план проверок теперь размещается на сайте прокуратуры. Закон стал общим нормативным актом, регулирующим все виды проверок, за несколькими прямо указанными исключениями (например, под действие закона не попадали налоговые проверки). Отдельно прописали в документе и положения о внеплановых проверках – процедурах, которые особенно возмущали предпринимателей. Теперь такие ревизии возможны только с санкции прокурора. Основанием, согласно ст. 10 закона о проверках, является или невыполнение бизнесменом ранее выданного предписания об устранении нарушения,  или поступление в органы госконтроля информации о противоправных действиях предпринимателя.
     Следующим ожидаемым шагом правительства стало решение об освобождении организаций и индивидуальных предпринимателей от обязанности применения контрольно-кассовой техники. Коснулось это не всех, а только тех, кто уплачивает единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, и при условии выдачи документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующие товары (работы, услуги) от населения. Законопроект был внесен в Думу еще в 2007 году, но принят лишь в 2009. Причем, по распоряжению главы правительства, парламент утвердил отмену ККТ в течение всего одного месяца и с 1 июля 2009 года кассы для плательщиков ЕНВД действительно отменили. Вот оно, очередное положительное влияние кризиса.
В июле приняли поправки в закон № 159-ФЗ  о льготной приватизации госнедвижимости. Возможность приобрести госнедвижимость в собственность перестала зависеть от наличия задолженности по арендной плате. Также принятые поправки установили снижение с 3 до 2 лет необходимого срока аренды предпринимателями объекта государственного и муниципального недвижимого имущества. Это, в частности, решило проблему предприятий, вынужденно прошедших перерегистрацию в 2006г. в связи со вступлением в силу новых правил лицензирования на алкогольном рынке страны. Одновременно с этим из закона исключили положение о залоге при предоставлении рассрочки на выкуп арендованного имущества. Напомним, преимущественное прав выкупа бизнесменами госимущества действует до июля 2010 года.
С 1 июля 2009 года вступили в силу изменения 41-ой статьи 94-го ФЗ - хорошо известного как «закон о госзаказе». Преобразования коснулись электронного аукциона в открытой форме – закон предписывает проводить он-лайн торги в строгой конфиденциальности: конкуренты должны узнавать друг о друге только по завершению торгов. Размещение заказа для государственных и муниципальных нужд в сети интернет должно было стать основным способом общения правительства и поставщиков. 2 июля действительно прошли первые электронные аукционы, но пока эта форма борьбы за госзаказ еще не получила достаточного распространения. Все, что связано с новейшими технологиями и электронным документооборотом, в России приживается не сразу, отмечают эксперты. Наверное, именно поэтому во второй половине 2009 года правительство активно призывало министерства и ведомства развивать интернет-грамотность и переводить госуслуги в сеть.

Интернет против бюрократии

За последний год президент РФ Дмитрий Медведев завел блог в «живом журнале» (community.livejournal.com/blog_medvedev), начал активно использвать видеоблог (blog.kremlin.ru) для общения с интернет-аудиторией, а также зарегистрировал аккаунт на твиттере (twitter.com/ru_medvedev). Хорошо ориентируется президент и в социальных сетях. Так, на открытии российского интернет-форума Медведев сказал:
- Я вчера посмотрел, в «Одноклассниках» уже порядка 10 миллионов пользователей. Дмитриев Медведевых нашел 630. Часть из них очень похожи на меня, ну просто одно лицо.
Такое внимание к интернет-технологиям отнюдь не праздно. Правительство надеется, что использование всемирной паутины поможет решить задачи, с которыми до сих пор не смогли справиться ни огромные суммы денег, ни прокуратура. Речь идет о набивших оскомину «снижении административных барьеров» и борьбе с коррупцией». Так, принятые в феврале и ноябре 2009 года документы, открывающие доступ к госинформации, вступают в силу 1 января 2010 года. Первый из них – закон  «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», декларирует, что каждый налогоплательщик будет сопричастен к законотворчеству. Любой желающий сможет отслеживать принятие федеральных документов, а также их исполнение. Кроме того, в ведении граждан будут и вопросы материального характера. К примеру, если кому-то захочется узнать, сколько денег было потрачено на реализацию той или иной программы, он может задать соответствующий вопрос.
    Второй документ – постановление правительства РФ N 953 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти». В данном случае речь идет о министерствах и ведомствах федерального уровня. Постановлением утверждены перечни информации, которая с 1 января 2010 года станет обязательной для размещения на сайтах правительства РФ и федеральных министерств и ведомств. Общее требование для министерств и ведомств - на их сайтах должны размещаться сведения об оказываемых услугах. Здесь же требуется публиковать порядок предоставления каждой услуги. Адреса, телефоны, приемные дни - все это становится не желательным, а обязательным для размещения на ведомственных сайтах. Также вменяется в обязанность отчитываться перед гражданами о финансовых ресурсах, потраченных на реализацию целевых программ. Кроме того, постановление обязывает выкладывать на сайты  и ведомственные годовые планы проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В постановлении указаны четкие сроки обнародования той или иной информации, а также при необходимости ее обновления. В основном - это от трех до пяти рабочих дней со дня события.
Кроме того, в конце декабря должен наконец-то начать функционировать единый портал госуслуг - www.gosuslugi.ru. Портал будет содержать информацию о 74-х услугах, доступных через интернет.  Пока же сайт демонстрирует только вот такую картинку:

GosUslugi.ru

Ирина Пискун,

журнал "Московский бухгалтер"

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.