Как закон о противодействии кибермошенникам повлияет на работу обычной компании
07.04.2025 распечататьПрезидент РФ подписал Федеральный закон от 1 апреля 2025 г. № 41-ФЗ мерах по борьбе с кибермошенничеством. Крупным интернет-сервисам и сайтам придется отказаться от общения с клиентами через иностранные мессенджеры.
Федеральным законом от 1 апреля 2025 г. № 41-ФЗ водится комплекс мер по противодействую кибермошенникам.
Во-первых, расширяется онлайн-обмен информацией между государственными органами, банками и операторами связи. Во-вторых, новые обязанности по контролю за движением денег налагаются на банки. В-третьих, определенные ограничения вводятся для крупных сайтов, активно занимающихся онлайн торговлей в части коммуникации с клиентами и телемаркетинга.
Что предстоит банкам перестроить в своей работе?
В соответствии с новым законом банки обязаны предоставит гражданам возможность назначить уполномоченного представителя из числа родных и близких людей для подтверждения операций:
- по переводу денежных средств с банковских счетов в пользу третьих лиц;
- по снятию наличных с банковских счетов, в том числе через банкомат.
Операция, требующая подтверждения, должна быть подтверждена либо отклонена уполномоченным представителем в течение 12 часов. Но может быть установлен и более короткий срок, который прописывается в соглашении.
Банки обязаны будут проверят, не происходит ли снятие наличных через банкоматы без согласия клиента. По каким признакам? - на данный момент не установлено. Их определит ЦБ России и разместит на своем официальном сайте.
При выявлении признаков недобровольного снятия наличных, банк должен будет ограничить выдачу денег суммой до 50 тыс. рублей в сутки на 48 часов и сразу же уведомить об этом клиента.
Если информацию о принуждении гражданина к снятию наличных банк получит от ЦБ РФ, он обязан ограничить выдачу наличных суммой до 100 тысяч рублей в месяц.
Сервисы, у которых более 100 000 клиентов обязаны отказаться от общения с ними через мессенджеры
Закон вводит запрет на использование мессенджеров, принадлежащих иностранным государствам:
- госорганам,
- Центральному банку РФ,
- профессиональным участникам рынка ценных бумаг,
- управляющим компаниям инвестиционных фондов,
- страховым компаниям,
- негосударственным пенсионным фондам,
- депозитариям,
- организаторам торгов,
- ломбардам и микрофинансовым организациям,
- кооперативам,
- операторам финансовых и инвестиционных платформ,
- операторам обмена и выпуска ЦФА,
- операторам связи,
- владельцам агрегаторов товаров и услуг.
Но не только госструктуры не могут «работать» через мессенджеры. Отказаться от иностранных мессенджеров обязаны:
- Владельцы сайтов, страниц и сервисов, которые ежедневно посещают более 500 тыс. пользователей.
- Владельцев сервисов, у которых более 100 тыс. клиентов.
Под эти параметры подпадают многие компании, которые торгуют в интернете и, или предоставляют лицензионные право на дистанционный доступ к ПО.
Это все сервисы, которые размещают объявления о покупке, продаже или аренде имущества, предоставлении услуг, поиске работы и сотрудников. Это создатели баз данных с документами и информацией, которые предоставляют к ним доступ. Это интернет-сервисы, у которых много клиентов, например, программы для рассылки электронных писем, ПО для сайтов и бухгалтерии и т.п.
Ограничение также распространяется на компании и предприятия, где доля государства составляет более 50%.
Компании, которые продают свои товары, услуги через свой сайт с посещаемость более 500 000 человек в день и, или предоставляют интернет-сервис более чем 100 000 клиентам, должны оказаться от общения с клиентами через иностранные мессенджеры (например, WA) и найти иные способы онлайн-коммуникации.
За работу в иностранных мессенджерах минимальный штраф – 100 000 рублей
Какие приложения установят на новые смартфоны и ПК в 2025 году
Маркировка звонков
С 1 сентября 2025 года вводится обязательная маркировка звонков. Это означает, что на экране телефона оператор связи обязан отображать наименование организации, откуда звонят.
Сейчас маркировка звонков добровольная и платная. Функционал уже есть у большинства операторов связи. Кроме того, есть еще ряд компаний, которые оказывают подобные услуги. Стоимость рассчитывается за каждый брендированный звонок в течение месяца, и зависит от количества таких вызовов. Чем больше звонков, тем ниже стоимость услуги.
С сентября 2025 года компании и ИП обязаны будут передавать номера своих телефонов операторам связи, чтобы те подключили маркировку звонков. Если компания откажется предоставить информацию, оператор вправе блокировать вызовы.
Формат маркировки, порядок, сроки, ограничения, позднее определит правительство. Но уже сейчас нужно понимать, что потребуется ряд действий, которые помогут избежать не дозвонов и блокировок.
Уточните у вашего оператора, если у него функционал по маркировке звонков и, если нет, когда он будет внедрен. Затем к 1 сентября 2025 года нужно будет передать оператору номера мобильных и стационарных телефонов, с которых звоните клиентам. Также нужно сообщить официальное название организации или Ф. И. О. ИП.
Сим-карты
Помимо маркировки звонков вводятся ограничения на использование сим-карт.
Сим-карты, можно будет передавать только членам семьи, близким родственникам и иным лицам, которые установит правительство РФ. Это означает, что несколько работников больше не могут передавать друг другу корпоративный телефон для общения с клиентами.
Правда, передачу номера за пределы семьи можно зарегистрировать на «Госуслугах». Но для бизнеса – это не вариант.
Также вводится запрет на отправку смс в момент телефонного соединения! Абоненту оно может быть доставлено только после окончания разговора.
Бизнесу придется:
- отказаться от телефонов, которые зарегистрирован на работников;
- приобрести корпоративные сим-карты (рекомендуется);
- согласовать с оператором сроки начала маркировки;
- предоставить оператору сведения о себе;
- пересмотреть технологию телемаркетинга, если она используется в компании.
Массовые телефонные вызовы разрешены только при условии получения от абонентов согласия. Чтобы исполнить это требование придется получать разрешение на звонов от каждого клиента. Даже в том случае, если ваши звонки - напоминание о продление сроков обслуживания или оплате счета.
Подписка на новости и полезные материалы
В статье использованы фото с сайта freepik.com или shutterstock.com