Как выдавать работникам СИЗ по новым правилам?
14.03.2025 распечататьСИЗ – это средства индивидуальной защиты, которые могут включать комплект одежды, используемый работниками, если их работа связана с пребыванием в условиях, представляющих угрозу для здоровья, и другие предметы, позволяющие избежать вредного влияния неблагоприятных условий на организм (например, защитные маски и пр.) Определенные виды работ нельзя выполнять без спецодежды. Правила обеспечения работников такими защитными комплектами постоянно обновляются. Вот и в этом году в законодательстве появились изменения, о которым мы и расскажем в этой статье
Что изменилось в 2025 году в правилах выдачи спецодежды?
Федеральным законом от 2 июля 2021 года № ФЗ-311 внесены поправки в ранее действовавшие нормы, касающиеся обеспечения работников спецодеждой и средствами индивидуальной защиты (СИЗ). Часть этих поправок вступила в силу в этом году.
По новым правилам у работодателей будет больше полномочий по определению норм обеспечения работников спецодеждой. Конкретные нормы работодатель вправе закрепить во внутренних документах компании. Однако при этом необходимо руководствоваться общеустановленными требованиями, а именно:
- действующими типовыми нормами обеспечения спецодеждой;
- результатами СОУТ, которые отражают особенности работы в компании;
- степенью производственных рисков;
- мнением профсоюзной организации или представительного органа работников.
Единые типовые нормы средств индивидуальной защиты (СИЗ)
Главное изменение – это обязательность применения единых типовых норм средств индивидуальной защиты (СИЗ), утвержденных приказом Минтруда от 29.10.2021 № 767н. До 2025 года можно было применять типовые отраслевые нормы. Теперь же все работодатели обязаны работать по ЕТН, на основании которых им нужно разработать внутренние документы, регулирующие вопросы обеспечения средствами индивидуальной защиты в компании, а также согласовать нормы выдачи СИЗ и поручить связанные с этим обязанности конкретным сотрудникам.
Что нужно сделать работодателю, чтобы работать по новым правилам?
Для соблюдения законодательства в части обеспечения работников СИЗ работодателю нужно:
- изучить приказ Минтруда от 29.10.2021 № 767н;
- актуализировать локальный акт, определяющий нормы выдачи СИЗ, согласно требованиям ЕТН, с указанием профессий работников, которым они положены. В последующем этот акт придется регулярно пересматривать, поскольку, помимо ЕТН, он должен соответствовать результатам СОУТ и оценке профессиональных рисков;
- утвердить порядок обеспечения СИЗ (это правило не касается только субъектов малого предпринимательства, для остальных оно обязательно);
- под подпись ознакомить работников с локальной документацией, касающейся правил выдачи СИЗ;
- оформить приказ на выдачу СИЗ конкретным работникам;
- выдать спецодежду и отразить это документально с указанием даты выдачи и сроков, на которые данная одежда предоставлена работникам.
Подписка на новости и полезные материалы
В статье использованы фото с сайта freepik.com или shutterstock.com