Как правильно формировать учетную политику
01.11.2012 распечататьДля любой организации очень важно составить правильную учетную политику, ведь она декларирует метод учет в зависимости от специфики деятельности, что в конечном итоге приводит к уменьшению налоговых выплат.
Фирма должна утвердить две учетные политики: для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения. Оба документа можно оформить как по отдельности, так и в виде разделов общей учетной политики фирмы. На практике удобнее вести две независимые учетные политики.
ПБУ 1/2008
Учетную политику для целей бухгалтерского учета формируют, руководствуясь ПБУ «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008). В ней перечисляют все способы ведения бухгалтерского учета, которые выбрала ваша фирма. Принятую учетную политику нужно применять последовательно из года в год, начиная с 1 января.
Малые предприятия имеют право отражать последствия изменений в учетной политике перспективно, без пересчета показателей отчетности за тот год, в котором эти изменения произошли (п. 15.1 ПБУ 1/2008).
Однако ее можно менять, если:
- изменились законодательные или нормативные акты по бухгалтерскому учету (например, поменялся порядок учета тех или иных хозяйственных операций)
- фирма разработала новые способы ведения бухучета (например, стала вести бухгалтерию в другой компьютерной программе)
- изменились условия деятельности организации (например, торговая фирма стала заниматься производством).
Приказ
Главный бухгалтер составляет для фирмы учетную политику, которую утверждает приказ или распоряжение руководителя. Ее положения должны применяться всеми подразделениями и филиалами фирмы независимо от их места расположения.
В составе учетной политики утверждается:
- рабочий план счетов бухгалтерского учета
- образцы первичных учетных документов, по которым нет унифицированных форм
- график документооборота и порядок обработки учетной информации
- порядок проведения инвентаризации и оформления ее результатов
- методы оценки активов и обязательств фирмы
- другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Структуру учетной политики фирма определяет самостоятельно. Можно придерживаться перечисленных пунктов, а можно их объединить в два общих раздела. Например:
- организация бухгалтерского учета
- способы ведения бухгалтерского учета.
Организация бухгалтерского учета
Прежде всего, в учетной политике фиксируется: кто будет вести бухгалтерский учет (главный бухгалтер, специализированная компания или директор); будет ли использоваться автоматизированная программа или учет предполагается вести ручным способом; какими документами будут оформляться те или иные хозяйственные операции; какое имущество придется учитывать и на каких счетах. От ответов на эти вопросы зависит, какой план счетов лучше выбрать – расширенный или сокращенный.
Вновь созданная фирма должна оформить и утвердить учетную политику не позднее чем через 90 дней со дня госрегистрации.
Если фирма будет проводить операции, предусматривающие типовые формы первичной документации, ей необходимо разработать их самостоятельно, указав следующие реквизиты:
- название документа (например, «Акт закупки материальных ценностей у населения»)
- дата его оформления
- название вашей фирмы
- наименование хозяйственной операции (например, «Покупка товаров»)
- натуральные и денежные показатели хозяйственной операции (например, «Количество и стоимость приобретенных товаров»)
- должности лиц, которые оформили документ, и их личные подписи.
В рабочем плане бухгалтерских счетов необходимо указать те из них, которые будут использоваться в работе фирмы. Причем рабочий план должен включать не только синтетические, но и аналитические счета всех уровней.
Подписка на новости и полезные материалы
В статье использованы фото с сайта freepik.com или shutterstock.com