Как пожаловаться на ИФНС в упрощенном порядке: памятка бухгалтеру
вчера в 13:48 распечататьУФНС по Сахалинской области разъяснило на сайт ведомства, как и когда можно воспользоваться упрощенным порядком.
С 2025 года в соответствии со статьей 140.1 НК РФ предусмотрен упрощенный порядок подачи и рассмотрения жалоб на действия и бездействия представителей налоговых органов.
Ранее жалобу можно было направить только в вышестоящий налоговый орган. Затем, если спорная ситуация так и осталась неразрешенной, можно было составить и подать жалобу в региональное УФНС, но через свою налоговую инспекцию. Срок решения по жалобе составлял от 15 до 30 дней со дня ее получения.
С января 2025 года введен упрощенный порядок для подачи и рассмотрения жалоб, подаваемых в электронном виде:
- через личный кабинет на сайте ФНС России nalog.ru;
- по ЭДО из своей через учетной программы.
В упрощенном порядке рассматриваются только электронные жалобы, поступившие по ТКС по форме КНД 1110121 в соответствии с Порядком представления жалоб в электронной форме, утвержденным Приказом ФНС России от 02.09.2024 № 693@.
Упрощенную жалобу можно подать на любые акты налогового органа ненормативного характера или действия (бездействие) его должностных лиц, за исключением решений, принятых в соответствии со ст. 101 и 101.4 НК РФ. Это решения, которые вынесены решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки и иных мероприятий налогового контроля, а также в связи с регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Таким образом жалоба, подаваемая на рассмотрение в упрощенном порядке, может быть подана в связи с:
- вопросами регистрации, постановки на учет или снятия с учета;
- неправомерным требованием ИФНС о представление документов и дачи пояснений, вызовом на допрос;
- отказом со стороны налоговиком принять налоговую декларацию, расчет, уведомление;
- отказом в вычетах, в возврате (зачете) сумм переплаты или бездействием налогового органа по зачету (возврату) денежных средств;
- необходимость урегулировать задолженность, если на ЕНС отражены недостоверные сведения, поступило требование о погашении задолженности;
- с не учетом (неверным учетом) денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа;
- отказом налогового органа в предоставлении отсрочки или рассрочки;
- приостановлением операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств;
- иными случаями.
Срок рассмотрения электронный жалобы составляет 7 рабочих дней.
В тексте жалобы нужно указать реквизиты обжалуемого документа или обращения, поданного ранее, на которое не был получен ответ и соответствующий налоговый орган, утвердившей обжалуемый документ.
Жалобы, направленные в форме обращения по форма КНД 1166102, не могут быть рассмотрены в упрощенном порядке. Они по-прежнему рассматриваются 15 рабочих дней с возможностью продления срока рассмотрения еще на 15 дней.
Восемь правил подачи жалобы в упрощенном порядке с 2025 года
- Жалобу можно подать только в электронном виде.
- Электронную жалобу можно направить по ТКС (ЭДО с налоговой) или через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС (nalog.ru).
- Для «упрощенной» жалобы применяется форма КНД 1110121.
- При подаче через личный кабинет, сервис можно найти в разделе «Подача жалобы».
- В поле «Способ рассмотрения жалобы» нужно указать на упрощенный порядок рассмотрения.
- В жалобе нужно указать дату и номер обжалуемого документа.
- Решение по жалобе (либо удовлетворение, либо перенаправление в вышестоящий налоговый орган для рассмотрения по существу) поступит в электронной форме. Информацию о ходе и результатах рассмотрения жалобы можно отслеживать в личном кабинете в разделе «Узнать о жалобе».
- В упрощенном порядке не рассматриваются жалобы на решения налоговиков, которые приняты в соответствии со статьями 101 и 101.4 НК РФ по итогам налоговых проверок.
Подписка на новости и полезные материалы
В статье использованы фото с сайта freepik.com или shutterstock.com