Как ОС в материалы превратить

Как ОС в материалы превратить

30.04.2008 распечатать

В ряде случаев компания может получить в собственность основные средства, остаточная стоимость которых не превышает 20 000 рублей. В подобной ситуации велик соблазн не продолжать начисление амортизации по таким активам, а списать их единовременно. Попробуем разобраться, насколько такой подход правомерен.

Стоимость полученного компанией имущества определяется по данным налогового учета передающей стороны на дату перехода права собственности на объект в двух случаях:

  • если активы достались фирме при реорганизации как правопреемнику (п. 2.1 ст. 252 НК);
  • основное средство является вкладом в уставной капитал (п. 1 ст. 277 НК).

При этом далеко не все имущество, признаваемое в налоговом учете в качестве основных средств, изначально стоит баснословных денег. У каждой компании на балансе достаточно и недорогих ОС — компьютеров, различной оргтехники, мебели и т.п. Остаточная стоимость таких активов уже после непродолжительного периода начисления амортизации будет ниже 20 000 рублей. Получая подобный объект при реорганизации или в качестве вклада в уставный капитал, фирма сталкивается со следующей дилеммой. С одной стороны, данное имущество прежде уже было причислено к амортизируемому, с другой — характеристики актива вроде бы позволяют отнести его к материалам, поскольку он не отвечает требованиям пункта 1 статьи 256 Налогового кодекса. Понятно, что, сохранив за полученным объектом статус основного средства, компания вынуждена продолжить и начисление амортизации по нему, а, признав актив материалом, сможет единовременно списать его на расходы.

Выгодная разница

Разница представленных подходов очевидна. Хотя, конечно, она может показаться малозначительной, если речь идет о внесении в уставной капитал компании одного единственного компьютера с остаточной стоимостью, к примеру, 12 000 рублей и оставшимся сроком полезного использования 6 месяцев. Однако все ощутимо меняется, когда полученное фирмой имущество насчитывает не один десяток подобных малоценных объектов. Подобная ситуация особенно актуальна в случае реорганизации. Для наглядности приведем пример.

Пример 1

ООО «Цифирь» в марте 2008 года в качестве вклада в уставной капитал получила и сразу ввела в эксплуатацию компьютер с остаточной стоимостью 12 000 рублей и оставшимся сроком полезного использования 6 месяцев.

Вариант 1 — ЭВМ учитывается в составе ОС.

Сумма амортизации за II квартал составит:
12 000 руб.: 6 мес. × 3 мес. = 6000 рублей

Кроме того, поскольку компьютер учитывается в составе ОС, он облагается налогом на имущество. Допустим, что в регионе ООО «Цифирь» ставка налога на имущество установлена на уровне 2 процентов. Тогда сумма авансового платежа по налогу на имущество за полугодие по полученному объекту составит 25,71 рублей ((0 + 0 + 0 + 12 000 руб. + 10 000 руб. + 8000 руб. + 6 000) : 7 × 2% × ¼).

Налог на имущество признается расходом фирмы, следовательно, во II квартале фирма уменьшает налог на прибыль на 1446,17 рубля ((6000 руб. + 25,71 руб.) × 24%).

Вариант 2 — ЭВМ учитывается в составе материалов.

В момент ввода компьютера в эксплуатацию фирма признает расход в размере 12 000 рублей. Объект обложения налогом на имущество отсутствует. Налог на прибыль уменьшается на 2880 рублей (12 000 руб. × 24%).

Таким образом, при втором варианте фирма не только быстрее учитывает в расходах стоимость малоценных ОС, но и экономит на налоге на имущество.

Очевидно, что второй вариант учета малоценных активов принесет компаниям большую налоговую выгоду. Причем ее размеры будут прямо пропорционально зависеть от количества малоценных активов, которые достались фирме. Представьте, что компания получила не один компьютер, а, к примеру, полсотни — порядок цифр сразу изменится в разы. Однако у каждой налоговой выгоды есть обратная сторона — налоговые риски.

Взвесим «за»...

Как мы уже упоминали, в налоговом учете стоимость имущества, полученного при реорганизации и в качестве вклада в уставный капитал, определяется по данным налогового учета передающей стороны на дату перехода права собственности на объекты. В бухгалтерском же учете основные средства, внесенные в уставный капитал, оцениваются по первоначальной стоимости в виде их денежной оценки, которая согласовывается между учредителями фирмы (п. 9 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»). Однако как быть с ОС, доставшимися компании-правопреемнику при реорганизации, данное положение по бухгалтерскому учету ответа не дает. Подсказку можно найти в пункте 7 Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций (утверждены приказом Минфина от 20 мая 2003 г. № 44н). Он гласит буквально следующее: оценка передаваемого при реорганизации имущества производится по согласованной учредителями стоимости — по остаточной, текущей рыночной, либо по иной стоимости. Данная оценка отражается в передаточном акте, откуда и берет сведения возникшая в ходе реорганизации компания для составления вступительной бухгалтерской отчетности (п. 18, 24 Методических указаний). Иными словами, учитывая, что и в том и в другом случае учредителям позволено менять стоимостную оценку основных средств, можно сделать вывод, что в бухгалтерском учете полученное фирмой в качестве вклада в УК или при реорганизации имущество является для нее совершенно новым объектом. Следовательно, у компании нет оснований продолжать начисление амортизации по нему, если он подпадает под действие пункта 5 ПБУ 6/01, то есть если его стоимость не превышает 20 000 рублей. Вполне закономерно перенести ту же логику и на налоговый учет. Если остаточная стоимость полученного компанией актива не превышает стоимостного предела, установленного статьей 256 Налогового кодекса, то и причин причислять его к амортизируемому имуществу нет. А о необходимости продолжать в подобной ситуации начисление амортизации, руководствуясь лишь примером бывшего собственника, Налоговый кодекс умалчивает.

...и «против»

К сожалению, специалисты главного финансового ведомства явно подобную точку зрения не разделяют. Об этом наглядно свидетельствует письмо Минфина от 1 апреля 2008 г. № 03-03-06/1/241. Как считают финансисты, единовременное списание в налоговом учете основных средств, остаточная стоимость которых менее 20 000 рублей, в любом случае неправомерно. Основанием для подобного вывода экспертов Министерства финансов послужил пункт 14 статьи 259 Налогового кодекса. В нем, в частности, указано, что фирма, получившая в виде взноса в УК или при реорганизации объект основных средств, бывший в употреблении, вправе определить срок его полезного использования как разницу между СПИ, установленным бывшим собственником, и периодом времени, в течение которого актив уже эксплуатировался. Опираясь на данную норму, представители главного финансового ведомства пришли к выводу, что если у передающей стороны имущество учитывалось в составе амортизируемого, то и принимающая фирма должна поступать аналогичным образом вне зависимости от остаточной стоимости данного актива и оставшегося срока полезного использования. Причем такую точку зрения представители главного финансового ведомства высказывают не впервые (письмо Минфина от 12 мая 2005 г. № 07-05-06/138). Вместе с тем подобную позицию финансистов можно признать достаточно шаткой, поскольку приведенная ими норма Кодекса напрямую не запрещает включение доставшихся фирме ОС в состав материалов, если их стоимость не превышает 20 000 рублей. Она лишь дает право компаниям уменьшать срок их полезного использования на период фактической эксплуатации.

И все же исключить вероятность возникновения разногласий с налоговиками по данному вопросу нельзя. Тем более что хорошо известно настороженное отношение ревизоров к резкому увеличению расходов фирмы. А уж если контролеры заподозрят, что реорганизация произведена исключительно с целью налоговой экономии при единовременном списании малоценных ОС, то без судебного разбирательства уж точно не обойдется.

С. Котова, эксперт «Федерального агентства финансовой информации»

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...