Как оформить должностные инструкции
09.07.2013 распечататьДолжностная инструкция - это основной документ, который определяет задачи, функции, обязанности и ответственность работника фирмы при выполнении им работы по занимаемой должности.
Цели разработки должностных инструкций:
- создать организационно-правовую основу служебной деятельности;
- повысить ответственность работника за результаты его труда;
- обеспечить объективность при аттестации работника, его поощрении или наложении на него дисциплинарного взыскания.
Разрабатывать должностную инструкцию необходимо, исходя из задач и функций, которые возложены на конкретное структурное подразделение. При этом необходимо учитывать его штатное расписание.
Разрабатывать должностные инструкции целесообразно совместно с руководителями структурных подразделений, для сотрудников которых эти инструкции создаются. Такой подход оправдан, потому что кадровику сложно точно определить, чем конкретно должен заниматься, например, менеджер по продажам. А директор по продажам может четко описать функции такого специалиста, сформулировать требования к профессиональным знаниям и навыкам, обозначить критерии оценки работы.
Разрабатывая инструкции, следует воспользоваться Положением о структурном подразделении. Этот документ регламентирует порядок создания и структуру подразделения, его задачи, функции, права и ответственность (читайте о нем раздел «Документы о трудовой дисциплине» → подраздел «Как оформить Положение о структурном подразделении»). Все функции подразделения необходимо распределить между его сотрудниками и закрепить в должностной инструкции в качестве обязанностей.
Инструкция может содержать следующие разделы.
- Наименование организации, подразделения.
- Общие положения, определение должности.
- Краткие сведения об организации.
- Схема подчиненности.
- Возможности замещения.
- Краткое описание работы.
- Цель работы, выполняемые подцели, ответственность.
- Права.
- Должностные обязанности (содержание работы).
- Требуемые результаты и критерии оценки.
- Наиболее частые деловые контакты (внутренние, внешние).
- Схема информационных потоков между подразделениями.
- Ведение первичной документации.
- Условия работы (безопасность, режим работы, оплата труда и др.).
- Поря док оформления трудовых отношений.
- Перечень оснований, могущих служить причиной увольнения.
В инструкцию целесообразно включить также раздел «Спецификация должности». Он обычно содержит профессиональные, личностные, биографические, ситуативные требования к персоналу.
Профессиональные – это требования к образованию, конкретным навыкам и умениям, стажу работы, наличию официальных документов, подтверждающих уровень квалификации (диплом, лицензия). Они тесно связаны с содержанием работы специалиста в конкретной должности.
Личностные требования – это внешний вид, интеллектуальный уровень, черты характера и способности.
Биографические и ситуационные требования определяются спецификой предприятия и должности, например требования к возрасту, полу, семейному положению, месту жительства и др.
Создавая этот раздел, следует учитывать типовые должностные инструкции и приведенный там перечень требований к квалификации, особенности предприятия и должности, мнения экспертов и отдельных работников предприятия.
Обратите внимание: помочь в составлении должностной инструкции может Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (утвержден постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. № 37). Он содержит квалификационные характеристики по различным должностям, которые состоят из трех разделов.
- «Должностные обязанности» (содержит основные функции, которые частично или полностью могут быть поручены работнику, занимающему конкретную должность).
- «Должен знать» (содержит основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний).
- «Требования к квалификации» (определяют уровень профессиональной подготовки работника, необходимый для выполнения предусмотренных должностных обязанностей).
Используя эти разделы, можно быстро составить должностные инструкции для работников многих профессий.
Но Квалификационный справочник не дает ответы на вопросы, связанные с порядком деятельности работника, а также не содержит всех существующих должностей. Поэтому для облегчения разработки должностных инструкций можно провести предварительный опрос или анкетирование работников и их руководителей.
Собрав все анкеты, нужно оценить и обработать собранный материал. Кроме того, во избежание каких-либо недоразумений целесообразно выяснить мнения работника и его руководителя по поводу подготовленного предварительного варианта должностной инструкции. Последний шаг - принятие решения об окончательном закреплении обязанностей и полномочий за работником и занесение их в его должностную инструкцию.
Должностная инструкция должна быть согласована с юридическим отделом (юрисконсультом) фирмы, а если необходимо, то и с другими структурными единицами фирмы и вышестоящим руководителем.
Утверждает должностную инструкцию руководитель фирмы. Работник должен быть ознакомлен с ней под роспись.
Должностную инструкцию составляют по каждой штатной должности организации. Она носит обезличенный характер и объявляется работнику под расписку при заключении трудового договора, перемещении на другую должность, а также при временном исполнении обязанностей по должности.
Утверждает должностную инструкцию руководитель фирмы, после чего она вступает в силу. Документ действует до его замены новой должностной инструкцией. Согласованную и утвержденную инструкцию хранят в отделе кадров.
Требования должностной инструкции обязательны для сотрудника, работающего в конкретной должности, с момента его ознакомления с инструкцией под расписку и до перемещения на другую должность или увольнения с работы.
Изменения в инструкцию могут быть внесены на основании приказа руководителя фирмы. В вводной (или констатирующей) части приказа излагают факты, послужившие основанием для его издания. Это могут быть:
- изменение структуры управления предприятия;
- перераспределение функций между работниками структурных подразделений;
- сокращение численности, штата;
- изменение законодательства.
В распорядительной части приказа перечисляют изменения и дополнения, которые нужно внести в должностную инструкцию.
В случае изменения названия фирмы, структурного подразделения или наименования должности должна быть утверждена новая должностная инструкция. Для этого руководитель фирмы должен издать приказ об утверждении новой должностной инструкции и замене старой.
Подписка на новости и полезные материалы
В статье использованы фото с сайта freepik.com или shutterstock.com