Как избежать переквалификации договора налоговиками?

16.10.2020 распечатать

Чтобы минимизировать риск переквалификации сделок налоговыми инспекторами, коммерсантам и бухгалтерам следует соблюдать несколько основных правил. Редакция журнала «Расчет» узнала, какой именно порядок нужно соблюдать.

Во-первых, четко определять деловую цель заключения договора и соотносить ее с деятельностью компании в целом. Согласно пунктам 3 и 9 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 12 октября 2006 г. № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» под деловой целью подразумеваются разумные экономические или иные причины действий налогоплательщика. Заранее оценивая разумность условий договора, а также определяя его финансовую выгоду, можно уже на первоначальном этапе исключить потенциальное начисление налогов.

Во-вторых, выявлять в ходе переговоров, какую деловую цель преследует контрагент, заключая договор. Если этого не сделать, вся сделка может быть поставлена под сомнение налоговым органом.

В-третьих, давать договору название, соответствующее его содержанию. Зачастую стороны по ошибке неверно называют подписываемые ими контракты, в связи с чем привлекают еще больше внимания налогового органа к содержанию соглашений.

В-четвертых, нужно убедиться, что договор соответствует гражданскому законодательству. Положения контракта должны соотноситься с указанными в части 2 Гражданского кодекса видами договоров. Необходимо также предусмотреть существенные условия такого контракта и не вносить положений, нарушающих императивные нормы Гражданского кодекса. Только в этом случае во время проверки инспекция сможет удостовериться, что стороны действительно верно определили соответствующую правовую конструкцию.

В-пятых, нужно избегать двусмысленных положений и искусственно сложных конструкций в договоре. Анализ таких положений может вызвать большие сомнения со стороны налоговых органов.

В-шестых, стоит заранее проанализировать налоговые последствия при согласовании договора. В рамках налогового планирования компании следует оценивать риск совершения каждой сделки и всей цепочки сделок в совокупности.

В-седьмых, желательно предусмотреть положения о ведении первичной документации в соответствии с действующим законодательством. Ее корректное ведение позволит сторонам избежать выводов налогового органа о неисполнении договора одной или обеими сторонами.

И наконец, последняя рекомендация: при составлении смешанного договора, в соответствии со пунктом 3 статьи 421 Гражданского кодекса, нужно руководствоваться нормами гражданского законодательства, регулирующими элементы смешанного договора. В силу принципа свободы контракта, закрепленного в статье 421 ГК РФ, участники гражданского оборота вправе самостоятельно конструировать договоры, включающие в себя несколько элементов различных типов соглашений. Таким образом, при заключении смешанного договора требуется соблюдение всех применимых к нему норм.

Эти советы позволят предпринимателям быть уверенными, что в ходе проведения ревизии налоговый орган не решит изменить правовую квалификацию заключенного и исполненного договора. 

Алла Киприянова, юрист компании Acsour

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.