Как бухгалтеру зарабатывать больше в кризис: 8 беспроигрышных вариантов

17.06.2020 распечатать

Для бухгалтеров настали темные времена. Пандемия проехала катком по экономике, закрылось множество компаний, начались сокращения штатов. И без того высокая конкуренция в бухгалтерской среде, вызванная автоматизацией, аутсорсингом и перенасыщенностью, только усугубляется. Третья по популярности в России профессия переживает очередной кризис. И как в такой ситуации повысить свой доход, когда «нынешний бы не потерять»?

Все просто. Как и во время любого кризиса, выживает не сильнейший, а «гибчайший». Тот, кто умеет приспосабливаться к новой реальности, учиться, пробовать, меняться. Можно сетовать на судьбу, клясть правительство, Китай и высшие силы. А можно воспринять кризис как трамплин для личного роста и выйти на принципиально новый уровень дохода.

Итак, желаете заработать больше? Давайте разберем восемь способов на любой случай жизни и любую нынешнюю загруженность.

Способ 1. Воспользоваться ситуацией и взять дополнительные заказы

Совет кажется очевидным, но именно сейчас он заиграет новыми красками. Пандемия COVID-19 дала резкий толчок развитию дистанционного сотрудничества и повысила уровень доверия к бухгалтерам-фрилансерам. Многие работодатели, попробовав удаленное взаимодействие со специалистами, смогли прочувствовать все преимущества такого формата. По данным исследовательской службы hh.ru 17% работодателей планируют полностью или частично оставаться на удаленке.

Другая категория бизнесменов сократила штат и будет теперь искать либо фрилансеров, либо аутсорсинговые компании. Так что момент, несмотря на печальную ситуацию на рынке труда, все равно отличный. Особенно если вы успеете перестроиться и выбрать удачные инструменты удаленного взаимодействия – например, надежную облачную 1С, которой будут доверять клиенты. И дело не только в доверии, вы можете поймать клиента на крючок экономии – облачные технологии позволяют снизить расходы на 1С до 70%. Когда вы приходите с предложением безопасной работы и возможностью сэкономить, вам будет сложно отказать в работе.

Так что не бойтесь пользоваться ситуацией и увеличивать количество компаний на обслуживании. Вести больше клиентов – не всегда значит «больше работать». Если вам удастся оптимизировать процессы и автоматизировать часть работы, вы сможете повысить свой уровень заработка и не надорваться. Об этом мы еще поговорим в четвертом способе.

Способ 2. Повысить свою стоимость

А пока остановимся на долгосрочной, но эффективной стратегии – повышении собственной стоимости. Неважно, что вы хотите увеличить, зарплату или средний чек на услуги, это можно сделать при помощи четырех шагов:

Получить новую «корочку». Самый простой способ повысить зарплату или средний чек – новое подтверждение вашего профессионализма. Можно пойти простым путем и закончить короткие курсы, а можно отработать на будущее и получить престижный международный или федеральный сертификат. 

Сертификация ACCA, CPA, CGA, IAB или CIPA подтвердят ваш уровень, добавят уверенности в себе и помогут в перспективе сменить место работы на более престижное. Да, ваш опыт все еще остается более ценным, чем «корочка», но работодатели и клиенты охотнее доверяют свои финансы сертифицированным специалистам, так что не спешите закатывать глаза.

Стать гибридным специалистом. Звучит жутковато? Может быть, но именно гибридные специалисты сейчас пользуются повышенным спросом, а по прогнозам аналитиков Burning Glass Technologies к 2028 году их востребованность возрастет еще на 10%.

Кто такой гибридный специалист? Это человек, который объединяет в себе 2-3 (а иногда и больше) профессии, смежные или из разных областей. Самым мощным преимуществом такого подхода является снижение конкуренции. По данным ВШЭ бухгалтеров в стране больше трех миллионов, а бухгалтеров-аудиторов – около тридцати тысяч. Чувствуете разницу?

Гибридные специалисты внутри одной группы профессий ценятся высоко, но это не единственный путь развития. Не обязательно добавлять к бухгалтерскому делу аудит, налоговое консультирование, навыки финансиста или экономиста. Можно быть бухгалтером-преподавателем, бухгалтером-журналистом или даже бухгалтером-блогером.

Создать личный бренд. Все еще думаете, что медийность и брендовость – удел модных блогеров и коучей личной эффективности? Не надо так. Современное общество доверяет «сетевому лицу»: у работодателей и клиентов уже входит в привычку проверять социальные сети кандидата перед тем, как давать согласие на сотрудничество.

Бухгалтеров, которые создали сильный личный бренд в сети, по пальцем посчитать. Так что это отличный повод прочитать пару книг по личному брендингу, блогингу и рекламе – и дерзать. Сначала вы работаете на образ эксперта, а потом он работает на вас: клиенты приходят сами, а чек растет.

Прокачать гибкие навыки (soft skills) и эмоциональный интеллект. Времена, когда бухгалтеру можно было быть отличным специалистом со «сложным характером», давно канули в лету. Ни одному работодателю больше не нужен серпентарий в бухгалтерии, поэтому предпочтение отдают спецам с прокачанными коммуникативными навыками, даром убеждения и легкостью в работе. Клиенты тоже предпочтут человека надежного, способного не только решить задачи, но и успокоить, разъяснить детали, обучить клиента.

Способ 3. Научиться продавать себя

В постсоветском пространстве до сих пор живо предубеждение перед продажами и даже страх. Продавать свои услуги считается едва ли не постыдным, будто ты навязываешь, «впариваешь», «хочешь нажиться». Считается, что хорошие товары и услуги продают себя сами. Да, так и было. Во времена дефицита, когда из уст в уста передавали контакты и точки продажи. Но сейчас обилие информации и конкурентов такое, что будь вы даже золотым специалистом, полагаться на одно сарафанное радио – это беспечность.

Запомните одну простую истину: когда вы рекламируете свои услуги, вы не навязываетесь, а предлагаете клиенту решение его проблем. То есть делаете хорошее дело.

Но в продажи тоже нужно уметь. Либо делегируйте это специалистам, либо не поленитесь и прочитайте пару книг или пройдите практический курс. И не забывайте, что главное в вашей рекламе – это не картинка и не слоганы, а конкретика: реальные кейсы, примеры решений (чем вы можете быть полезны клиенту, какие его боли и потребности вы можете закрыть), индивидуальные проекты, экспертные советы в предложении о сотрудничестве. 

Лайфхак: Вы продаете не себя, вы продаете чувство уверенности и безопасности. Всегда говорите клиенту про безопасность, для него это – решающий фактор, ведь он доверяет вам свои финансы. Если вы работаете через облако, посмотрите условия своего облачного провайдера. Например, 42Clouds гарантирует «безопасность, как в банке», разграничение прав доступа, шифрование, резервное копирование данных, бесперебойную работу серверов и финансовые гарантии в случае простоя.

Способ 4. Сократить расходы/трудозатраты

Когда мы говорим про сокращение расходов, обычно перед глазами встает печальная картина «на воде и гречке». Но есть куда более умное сокращение расходов, чем финансовая экономия – это экономия вашего времени и трудозатрат. Если вам хочется взять дополнительные заказы, заняться своим продвижением или получить новый источник дохода, а у вас нет времени – значит, надо где-то это время взять. И нет, вам не нужно бросать спать или жертвовать досугом. Нужно научиться работать меньше, выдавая тот же результат.

А это значит – поднапрячь воображение и автоматизировать свои рутинные задачи. Или оптимизировать. Главное – выкроить дополнительные часы. Идеальное решение – автоматизация рутины в 1С при помощи дополнительных сервисов. И вот лайфхак на этот случай: сервисы не обязательно покупать. Недавно на рынке появился Маркет42 – магазин расширений и обработок для 1С по подписке. Там можно попробовать любое средство автоматизации без покупки и оценить, насколько оно экономит ваше время.

Не поленитесь, посчитайте стоимость своего часа работы. А потом посмотрите, сколько времени вы сможете сэкономить на автоматизации рутины.

Способ 5. Консультировать

Если ваш уровень квалификации это позволяет, уходите на тренерскую работу. Не обязательно оказывать все услуги самостоятельно, можно консультировать клиентов по особо сложным вопросам и получать за это неплохие деньги. Сравните цифры из реального кейса: стоимость месячного обслуживания небольшой фирмы – 5 000 рублей, а стоимость часа консультации той же фирмы – 3 000 рублей.

Способ 6. Делиться опытом

Еще один вариант дополнительного заработка на своей экспертности – написание статей, участие в вебинарах или консультации для журналистов. Если у вас хорошо поставленная речь или высокий уровень начитанности – вам хватит одной книги или нескольких статей по сторителлингу и написанию статей, чтобы у вас получился хороший материал. Если есть в запасе интересные истории, кейсы или личные лайфхаки – начинайте с них. Правда, здесь есть развилка: вы можете либо сотрудничать с изданием, либо завести собственный канал или блог и монетизировать.

Практические шаги. Первым делом составьте список профильных СМИ по своей тематике. Это могут быть и печатные издания, и электронные. Изучите понравившиеся, посмотрите, на какие темы пишет издание. Найдите контакты редактора на сайте и напишите ему письмо, в котором кратко рассказываете о себе и предлагаете несколько тем для статей, которые вы можете написать. Если на развилке вам больше нравится собственный блог, то определитесь с площадкой: свой сайт, социальные сети, Дзен или Telegram.

Способ 7. Учить (студенты, свой курс, чек-лист)

А можно пойти дальше и поучаствовать в создании обучающих материалов. Вариантов множество: это и учебные работы для студентов, и подкаст, и вебинары, и разнообразные чек-листы, и пошаговые стратегии решения каких-то проблемных задач, и даже собственный курс по бухгалтерскому учету или премудростям работы с 1С.

Не забывайте, что сегодня знания – это новая валюта. Казалось бы, у каждого под рукой есть интернет и доступ ко «всем знаниям человечества», но в этом океане людям теперь не хватает проводника. Информации масса, но как выделить из этой массы действительно полезные данные – для многих загадка. Так что инвестируйте в новые знания и продавайте собственные – этот товар еще долго будет в ходу.

Способ 8. Создать источник пассивного дохода

Допустим, времени совсем в обрез, все, что можно автоматизировать, вы уже автоматизировали, клиентов и так больше, чем можно унести, «чукча не писатель», а дополнительный заработок все равно хочется. Ну хорошо, есть еще один вариант – пассивный доход на партнерских программах. Их сейчас сотни и тысячи, но нас интересуют те, которые больше всего подходят для профессии бухгалтера. Собственно, варианта два:

Партнерские программы банков. Сегодня почти у каждого банка есть партнерка, в которой выплачивается вознаграждение за каждого клиента, открывшего счет. Посмотрите разные предложения, оцените, какое из них вам подойдет – и рекомендуйте этот банк своим клиентам, партнерам, знакомым и всем, кто под руку попадется. При достаточно высоком единоразовом вознаграждении этот вариант может быть выгодным.

Партнерские программы облачной 1С. Этот вариант подойдет тем, кто хочет создать себе прогрессирующий стабильный доход. Например, партнерская программа 42Clouds предлагает вознаграждение в размере 20% с каждой оплаты от клиента, которого привел партнер. Бонус выплачивается до тех пор, пока клиент пользуется услугами и оплачивает их, то есть постепенно можно сколотить себе неплохой источник заработка.

Любой из этих способов даст вам возможность не только увеличить заработок, но и вырасти профессионально. Если вы будете постоянно учиться, не бояться продавать свои услуги, серьезно относиться к своему позиционированию в интернет-пространстве и помнить, что вы – источник пользы для своих клиентов и работодателей, то у вас никогда не будет проблем с деньгами. Вы же бухгалтеры, вы с деньгами на «ты» 😉

Выбор читателей

Бухгалтерия.ru
Подпишитесь на наши рассылки, чтобы первыми быть в курсе всего нового из мира бухучета, получать эксклюзивные издания и полезные подарки.

Loading...