Интервью - П.А. Высоцкий, зам.руководителя Федеральной службы финансово-бюджетного надзора

Интервью - П.А. Высоцкий, зам.руководителя Федеральной службы финансово-бюджетного надзора

07.09.2009 распечатать

О вопросах, связанных с практикой применения валютного законодательства – об ограничениях на приобретение валюты, об обязательной продажи части валютной выручки, о выдаче валюты командированным сотрудникам, а также о правоотношениях, возникающих между органами Росфиннадзора и организаций в процессе проверок и многом другом мы говорим с заместителем руководителя Федеральной службы финансово-бюджетного надзора П.А. Высоцкому.

<!DOCTYPE html PUBLIC "-//W3C//DTD HTML 4.01 Transitional//EN">
<html>
<head>
  <meta content="text/html; charset=Windows-1251"
http-equiv="content-type">
  <title></title>
</head>
<body>
<p><span style="font-style: italic;">Павел
Андреевич, имеются
ли какие-либо ограничения для предприятий и организаций на приобретение
наличной иностранной валюты?</span><br>
Порядок купли-продажи иностранной валюты резидентами, не являющимися
физическими лицами, ранее предусматривал использование специального
счета и резервирование. Однако с 1 июля 2006 года эта норма валютного
законодательства не действует.<br>
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ
«О валютном регулировании и валютном контроле»
(далее - Закон № 173-ФЗ)  купля-продажа иностранной 
валюты  в Российской Федерации производится только через
уполномоченные банки. <br>
<br>
<span style="font-style: italic;">Насколько законно
выдавать наличную валюту командированным сотрудникам?</span><br>
Выплаты по служебным командировкам за пределы территории Российской
Федерации регулируются Законом № 173-ФЗ. Операция по выдаче валюты
своему работнику, направляемому в служебную командировку за пределы
территории Российской Федерации, является валютной операцией.<br>
Согласно части 1 статьи 9 указанного закона валютные операции между
резидентами запрещены, но операции при оплате и (или) возмещении
расходов физического лица, связанных со служебной командировкой за
пределы территории Российской Федерации, а также операции при погашении
неизрасходованного аванса, выданного в связи со служебной
командировкой, пунктом 9 части 1 статьи 9 Закона № 173-ФЗ отнесены к
разрешенным. В то же время они не отнесены частью 2 статьи 14 Закона №
173-ФЗ к перечню операций, по которым резиденты - юридические лица
могут осуществлять расчеты с физическими лицами - резидентами без
использования банковских счетов в уполномоченных банках.<br>
Различное толкование указанных норм валютного законодательства
приводило к формированию противоречивой судебной практики.<br>
Так, одни арбитражные суды, руководствуясь положениями части 2 статьи
14 Закона № 173-ФЗ, считали выдачу валюты командированным сотрудникам
без использования счетов в уполномоченных банках незаконной валютной
операцией, совершение которой образует объективную сторону состава
административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи
15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях.<br>
Другая часть решений судов принята, с учетом пункта 9 части 1 статьи 9
Закона № 173-ФЗ, и придерживалась мнения, что валютная операция,
совершаемая при выдаче юридическим лицом резидентом сотруднику,
направляемому в командировку за пределы Российской Федерации, наличных
денежных средств в иностранной валюте на командировочные расходы,
разрешена законом и не может быть отнесена к категории незаконной
валютной операции.<br>
Указанное противоречие разрешено в постановлении Президиума ВАС России
от 18.03.2008 № 10840/07. Данным документом, призванным установить
единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права,
определено, что, выдавая сотруднику на командировочные расходы средства
в наличной иностранной валюте, организация не осуществляет запрещенную
валютным законодательством операцию.<br>
<br>
<span style="font-style: italic;">Множество вопросов
вызывает процедура проверки предприятий и организаций сотрудниками
Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (далее –
Росфиннадзор). Существует какой-либо регламент проверок по соблюдению
валютного законодательства? Какие права и обязанности при этом
возникают у проверяющих и проверяемых?</span><br>
Росфиннадзор в соответствии с Указами Президента РФ от 09.03.2004 № 314
«О системе и структуре федеральных органов исполнительной
власти» и от 20.05.2004 № 649 «Вопросы структуры
федеральных органов исполнительной власти» имеет широкий круг
полномочий. <br>
    Правовыми основаниями реализации
Росфиннадзором полномочий по валютному контролю являются: Закон №
173-ФЗ, постановления Правительства РФ от 15.06.2004 № 278 и от
08.04.2004 № 198, а также приказ Министерства финансов РФ от 11.07.2005
№ 89н «Об утверждении Положения о территориальных органах
Федеральной службы финансово-бюджетного надзора». <br>
    В соответствии с положением о
Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденным
постановлением Правительства РФ от 15.06.2004 № 278 Федеральная служба
осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои
территориальные органы, которые приказом руководителя Федеральной
службы финансово-бюджетного надзора от 18.06.2004 № 4 были созданы в 78
регионах Российской Федерации.<br>
В соответствии со статьей 23 Закона № 173-ФЗ Росфиннадзор и его
территориальные органы имеют право :<br>
- проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами (за
исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного
законодательства Российской Федерации и актов органов валютного
регулирования;<br>
- проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по
валютным операциям резидентов и нерезидентов (за исключением кредитных
организаций и валютных бирж);<br>
- запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с
проведением валютных операций, открытием и ведением счетов;<br>
- выдавать предписания об устранении выявленных нарушений валютного
законодательства Российской Федерации и актов органов валютного
регулирования;<br>
- применять установленные законодательством Российской Федерации меры
ответственности за нарушение валютного законодательства Российской
Федерации и актов органов валютного регулирования. <br>
Согласно статьей 24 Закона № 173-ФЗ резиденты имеют право:<br>
-    знакомиться с актами проверок,
проведенных органами и агентами<br>
валютного контроля;<br>
-    обжаловать решения  и
действия  (бездействие)  органов 
и  агентов<br>
валютного  контроля  и  их должностных
лиц  в  порядке,  установленном<br>
законодательством Российской Федерации;<br>
-    на  
возмещение   в  
установленном   законодательством  
Российской<br>
Федерации   порядке  
реального   ущерба,  
причиненного   неправомерными<br>
действиями (бездействием) органов и агентов валютного 
контроля и их<br>
должностных лиц.<br>
В соответствии с вышеуказанной статьей резиденты и нерезиденты обязаны:<br>
-    представлять органам и агентам
валютного контроля документы и<br>
информацию, которые предусмотрены статьей 23 Закона № 173-ФЗ;<br>
- вести  в установленном порядке учет и 
составлять  отчетность  по<br>
проводимым    
ими    
валютным    
операциям,    
обеспечивая     сохранность<br>
соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со
дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока
исполнения договора; <br>
-    выполнять предписания органов валютного
контроля об устранении<br>
выявленных   нарушений  
актов   валютного  
законодательства   Российской<br>
Федерации и актов органов валютного регулирования.<br>
Сроки и последовательность действий (административных процедур)
Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и территориальных
органов Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, а также
порядок взаимодействия Федеральной службы финансово-бюджетного надзора
и ее территориальных органов с юридическими и физическими лицами при
исполнении государственной функции органа валютного контроля определены
Административным регламентом Федеральной службы финансово-бюджетного
надзора по исполнению государственной функции органа валютного контроля
(утв. приказом Минфина России от 06.11.2007 № 98н) (далее –
Регламент). <br>
<br>
<span style="font-style: italic;">Приказом Росфиннадзора
от 05.06.2008 № 149 принята антикоррупционная программа Федеральной
службы финансово-бюджетного надзора на период 2008-2010 годы. Среди
форм злоупотребления служебным положением при осуществлении функций по
контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в частности, названо
отсутствие полной регламентации действий ревизора. Существует ли
порядок проведения проверок сотрудниками Вашего ведомства, к примеру, в
сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд?</span><br>
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 08.04.2004 № 198
«Вопросы Федеральной службы финансово-бюджетного
надзора» и Положением о Федеральной службе
финансово-бюджетного надзора, утвержденным постановлением Правительства
РФ от 15.06.2004 № 278, за Росфиннадзором закреплено исполнение
следующих государственных функций:<br>
-    по  контролю 
и  надзору за соблюдением  законодательства Российской<br>
Федерации в финансово бюджетной сфере при использовании средств
федерального<br>
бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также
материальных<br>
ценностей, находящихся в федеральной собственности;<br>
- органа валютного контроля;<br>
- по контролю и надзору за исполнением органами финансового контроля
федеральных   органов   
исполнительной  
власти,   
органов   
государственной   власти субъектов Российской
Федерации, органов местного самоуправления законодательства Российской
Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре.<br>
Исполнение государственных функций осуществляется в соответствии с
административными регламентами, утвержденными приказами Минфина России.<br>
Административный регламент по исполнению Федеральной службой
финансово-бюджетного надзора государственной функции по контролю и
надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации в
финансово-бюджетной сфере при использовании средств федерального
бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также
материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности,
утвержден приказом Минфина России от 04.09.2007 № 75н (далее
– Регламент).<br>
В этом регламенте достаточно детально прописаны административные
процедуры по планированию, организации и проведению ревизий и проверок
в финансово-бюджетной сфере.<br>
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 94
«О   
федеральном   
органе   
исполнительной    власти, уполномоченном на
осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров,
выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных
нужд» и Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ
«О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ,
оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»
контроль в сфере размещения госзаказов возложен на Федеральную
антимонопольную службу.<br>
Отдельные проверки в сфере размещения заказов для государственных или
муниципальных нужд Росфиннадзором не проводятся. Но в ходе
осуществления контроля за использованием средств федерального бюджета,
в круг проверяемых вопросов включаются и вопросы использования
бюджетных средств, направленных на осуществление госзакупок. И
процедура проведения контрольных мероприятий по этим вопросам так же,
как и при проверках других направлений расходования бюджетных средств,
определена Административным регламентом, утвержденным приказом Минфина
России от 04.09.2007 № 75н.  <br>
<br>
<span style="font-style: italic;">Какова периодичность
проверок? Есть ли разница в подходах к резидентам и нерезидентам?</span><br>
Периодичность проверок определяется Регламентом. В соответствии с
пунктом 25 Регламента плановые проверки проводятся в соответствии с
планом деятельности Росфиннадзора на соответствующий календарный год и
осуществляются не чаще чем один раз в два года по отношению к одному
объекту проверки.<br>
Следует обратить внимание, что действие Федерального закона от
26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного
контроля (надзора) и муниципального контроля» на валютный
контроль не распространяется.<br>
Внеплановые проверки проводятся в соответствии с пунктом 8 Регламента
по следующим основаниям: поручения Президента РФ, Правительства РФ;
поручения руководителя, заместителей руководителя Росфиннадзора,
руководителя территориального органа; поступившие сообщения или
материалы от органа или агента валютного контроля; поступившие
сообщения или материалы от правоохранительных органов, государственных
органов, органов местного самоуправления, общественных объединений;
сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в
средствах массовой информации.<br>
Разницы в подходах к осуществлению проверок соблюдения требований
валютного законодательства резидентами и нерезидентами 
Российской Федерации не существует.<br>
Одновременно с изложенным, обращаю внимание, что ряд резидентов
Российской Федерации – федеральных органов исполнительной
власти, наделены полномочиями по осуществлению всех видов валютных
операций, регулируемых Законом № 173-ФЗ, без ограничений, а именно:<br>
- Центральный Банк РФ (ч. 5 ст. 5 Закона № 173-ФЗ);<br>
- Правительство РФ (ч. 5 ст. 5 Закона № 173-ФЗ);<br>
- Федеральная служба безопасности (Постановление Правительства РФ от
12.03.2008 № 166 «О проведении валютных операций Федеральной
службой безопасности Российской Федерации»);<br>
- Федеральное казначейство (Постановление Правительства РФ от
26.11.2007 № 803 «О проведении валютных операций Федеральным
казначейством»);<br>
- Министерство иностранных дел РФ (Постановление Правительства РФ от
30.12.2006 № 856 «О проведении валютных операций
Министерством иностранных дел»);<br>
- Министерство обороны РФ (Постановление Правительства РФ от 10.04.2006
№ 203 «О проведении валютных операций Министерством обороны
РФ»);<br>
- Служба внешней разведки РФ (Постановление Правительства РФ от
20.12.2004 № 813 «О проведении валютных операций Службой
внешней разведки РФ»). <br>
<br style="font-style: italic;">
<span style="font-style: italic;">Павел Андреевич, как бы
Вы могли прокомментировать изменения в КоАП РФ, внесенные Федеральным
законом от 29.06.2009 № 133-ФЗ? Как эти изменения повлияли на
проверяемые организации? Следует ли ожидать в ближайшее время изменений
в КоАП? </span><br>
Федеральный закон от 29.06.2009 № 133-ФЗ «О внесении
изменений в статью 28.7 Кодекса РФ об административных
правонарушениях» (далее – Закон № 133-ФЗ),
вступивший в силу с 12 июля 2009 года, принят в целях уточнения
механизма продления срока административного расследования, а также в
целях обеспечения права лица, в отношении которого ведется производство
по делу об административном правонарушении, на защиту (исходя из
положений ранее действовавшей редакции статьи 28.7 КоАП РФ, физическое
лицо или законный представитель юридического лица не подлежали
уведомлению о продлении срока административного расследования).<br>
Законом № 133-ФЗ статья 28.7 Кодекса РФ об административных
правонарушениях дополнена частями 5.1 и 5.2. Эти нормы устанавливают
форму принятия решения о продлении срока проведения административного
расследования (в виде определения), перечень данных, подлежащих
указанию в определении о продлении срока проведения административного
расследования, круг должностных лиц, уполномоченных подписывать такое
определение, а также сроки вручения (направления) определения о
продлении срока проведения административного расследования лицам, в
отношении которых проводится административное расследование.<br>
Кроме того, в статью 28.7 Кодекса РФ об административных
правонарушениях внесены редакционные поправки (например, название
«определение о возбуждении дела об административном
правонарушении» дополняется словами «и проведении
административного расследования»).<br>
Росфиннадзором подготовлен проект новой редакции статьи 15.25 Кодекса
РФ об административных правонарушениях, предусматривающей
административную ответственность за нарушение валютного
законодательства и актов органов валютного регулирования. Законопроект
в настоящее время согласовывается с Минфином России. Подготовка
указанного проекта обусловлена необходимостью приведения действующей
редакции статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях в
соответствие с положениями Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ
«О валютном регулировании и валютном контроле».<br>
<br style="font-style: italic;">
<span style="font-style: italic;">У Росфиннадзора и его
территориальных органов существует исключительно право, а не
обязанность давать юридическим и физическим лицам разъяснения по
вопросам, отнесенным к их компетенции. Означает ли это, что запросы
организаций  могут игнорироваться?</span><br>
В соответствии с пунктом 5.14.8. Положения о Федеральной службе
финансово-бюджетного надзора, утвержденного постановлением
Правительства РФ от 15.06.2004 № 278, Росфиннадзору предоставлено
право, в целях реализации определенных данным Положением полномочий,
давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам,
отнесенным к компетенции Росфиннадзора. Все запросы, поступающие в
Росфиннадзор в письменном виде, рассматриваются и регистрируются, по
ним назначается ответственный исполнитель и срок подготовки ответа.<br>
Работа с обращениями граждан осуществляется в соответствии с
Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке
рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».<br>
Таким   образом,  
все   запросы  
и   обращения  
по   вопросам   компетенции
Росфиннадзора отрабатываются и по ним готовятся соответствующие ответы
адресатам.<br>
Кроме того, необходимо отметить, что информация о деятельности
Федеральной службы финансово-бюджетного надзора доступна для всех
заинтересованных граждан и организаций на Интернет-сайте Росфиннадзора.<br>
    <br>
<span style="font-style: italic;">Может ли резидент при
осуществлении внешнеторговой деятельности заключать договора
переуступки прав требования на получение выручки, выраженной в
иностранной валюте?</span><br>
Правовое положение участников гражданского оборота, в том числе
регулирование договорных и иных обязательств определяет гражданское
законодательство (п. 1 ст. 2 ГК РФ). Гражданским кодексом РФ уступка
требования кредитором другому лицу допускается, если она не
противоречит закону, иным правовым актам или договору (ст. 388 ГК РФ).
Уступка требования, основанного на сделке, совершенной в простой
письменной или нотариальной форме, должна быть совершена в
соответствующей письменной форме (ст. 389 ГК РФ).<br>
    Исходя из положений подпункта
«б» пункта 9 части 1 статьи 1 Закона № 173-ФЗ,
осуществление расчетов между резидентами и нерезидентами по договорам
уступки прав требования и переводе долга подпадают под действие актов
валютного законодательства Российской Федерации и актов органов
валютного регулирования.<br>
Согласно пункту 1 части 1 статьи 19 Закона № 173-ФЗ, при осуществлении
внешнеторговой деятельности резиденты, если иное не предусмотрено
Законом № 173-ФЗ, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми
договорами (контрактами), обеспечить получение от нерезидентов на свои
банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты
Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями
указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары,
выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им
информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе
исключительные права на них.<br>
Договор уступки права требования не освобождает резидента, уступившего
право требования, от обязанности по получению от нерезидента на свои
счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской
Федерации, причитающейся в соответствии с условиями внешнеторгового
договора (контракта) за переданные нерезидентам товары, выполненные для
них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты
интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на
них.    <br>
В соответствии с императивной нормой статьи 19 Закона № 173-ФЗ резидент
может получить валютную выручку от любого нерезидента с соблюдением
положений статьи 308 Гражданского кодекса РФ, согласно которой
обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в
качестве сторон (для третьих лиц).<br>
Поскольку в статье 19 Закона № 173-ФЗ речь идет о средствах, которые
причитаются в соответствии с условиями внешнеторгового договора
(контракта), то уступка прав требования резидентом резиденту
рассматривается как нерепатриация. К тому же, в соответствии со статьей
9 Закона № 173-ФЗ, валютные операции между резидентами запрещены, за
исключением перечня операций прямо разрешенных Законом № 173-ФЗ, в
котором осуществление расчетов в иностранной валюте между резидентами
по договорам уступки прав не предусмотрено.<br>
<br style="font-style: italic;">
<span style="font-style: italic;">Весьма распространенная
ситуация, когда в импортных контрактах, где покупателем является
российская организация, указывается фактический продавец нерезидент
один (например, Латинская Америка), а получатель средств за
поставленный товар – другой нерезидент и другая страна
(например, Германия). Как с точки зрения валютного контроля
расценивается подобная ситуация?</span><br>
В соответствии с Гражданским кодексом РФ к договорам применяются
правила о двух- и многосторонних сделках, предусмотренные главой 9
Гражданского кодекса РФ (ст. 420). Условия договора определяются по
усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего
условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 421 ГК РФ).<br>
Статьей 307 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что в силу
обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого
лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество,
выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от
определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника
исполнения его обязанности. <br>
Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из
иных оснований, указанных в Гражданском кодексе РФ. Согласно статье 308
Гражданского кодекса РФ в обязательстве в качестве каждой из его сторон
- кредитора или должника - могут участвовать одно или одновременно
несколько лиц. Обязательство не создает обязанностей для лиц, не
участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц).<br>
Таким образом, необходимо, чтобы все участники внешнеторговой
деятельности являлись сторонами по заключенному внешнеторговому
договору (контракту), с определением в нем прав и обязанностей каждой
из сторон, что не будет в указанном случае противоречить требованиям
валютного законодательства.<br>
<br>
<span style="font-style: italic;">Имеется ли какой-то
специальный порядок по зачислению на счет российской организации,
открытый в национальном банке иностранного государства, сумм НДС,
возмещаемых этими иностранными налоговыми органами с их последующим
перечислением на счет в уполномоченном банке?</span><br>
Согласно пункту 1 части 1 статьи 19 Закона № 173-ФЗ при осуществлении
внешнеторговой деятельности резиденты обязаны в сроки, предусмотренные
внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить получение от
нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках
иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в
соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные
нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги,
переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в
том числе исключительные права на них.<br>
Требования пункта 1 части 1 статьи 19 Закона № 173-ФЗ будут считаться
выполненными в случае, если условиями внешнеторгового договора будет
предусмотрено, что сумма налога с дохода, получаемого российской
организацией на территории иностранного государства, удерживается
налоговым агентом-нерезидентом в соответствии с законодательством
иностранного государства и не причитается резиденту. При этом
необходимо учитывать наличие с данной страной соглашения об избежании
двойного налогообложения, положениями которого может быть предусмотрено
освобождение российских резидентов от уплаты в казну иностранного
государства налогов по отдельным видам доходов, полученных на
территории иностранного государства.<br>
<br>
<span style="font-style: italic;">В каком порядке
физическое лицо – резидент имеет право перевести из
Российской Федерации без открытия банковского счета иностранную валюту
или валюту Российской Федерации?</span><br>
В пункте 3 статьи 14 Закона № 173-ФЗ сказано, что расчеты при
осуществлении валютных операций производятся физическими лицами -
резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок
открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком РФ, за
исключением следующих валютных операций, осуществляемых в соответствии
с настоящим Федеральным законом:<br>
- передачи физическим лицом - резидентом валютных ценностей в дар
Российской Федерации, субъекту Российской Федерации и (или)
муниципальному образованию;<br>
- дарения валютных ценностей супругу и близким родственникам;<br>
- завещания валютных ценностей или получения их по праву наследования;<br>
- приобретения и отчуждения физическим лицом - резидентом в целях
коллекционирования единичных денежных знаков и монет;<br>
- перевода физическим лицом - резидентом из Российской Федерации и
получения в Российской Федерации физическим лицом - резидентом перевода
без открытия банковских счетов, осуществляемых в установленном
Центральным банком Российской Федерации порядке, который может
предусматривать только ограничение суммы перевода, а также почтового
перевода в суммах не превышающих в течении одного операционного дня
через один уполномоченный банк суммы равной в эквиваленте 5000 долларов
США по официальному курсу, установленному Банком России;<br>
- покупки у уполномоченного банка или продажи уполномоченному банку
физическим лицом - резидентом наличной иностранной валюты, обмена,
замены денежных знаков иностранного государства (группы иностранных
государств), а также приема для направления на инкассо в банки за
пределами территории Российской Федерации наличной иностранной валюты;<br>
- расчетов физических лиц - резидентов в иностранной валюте в магазинах
беспошлинной торговли, а также при реализации товаров и оказании услуг
физическим лицам - резидентам в пути следования транспортных средств
при международных перевозках;<br>
- расчетов, осуществляемых физическими лицами - резидентами в
соответствии с частью 6.1 статьи 12 Закона № 173-ФЗ. <br>
<br>
<span style="font-style: italic; text-decoration: underline;">В
каких случаях резидентам Российской Федерации – участникам
внешнеэкономической деятельности разрешено не зачислять выручку в
иностранной валюте или валюте Российской Федерации на банковские счета
в уполномоченных российских банках?</span><br>
Такие случаи изложены в части 2 статьи 19 Закона № 173-ФЗ. Согласно
указанной норме Закона № 173-ФЗ резиденты вправе не зачислять на свои
банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту
Российской Федерации в следующих случаях:<br>
-    при зачислении валютной выручки на
счета юридических лиц -<br>
резидентов или третьих лиц в банках за пределами территории Российской<br>
Федерации       
в   целях  
исполнения   обязательств  
юридических   лиц   -<br>
резидентов по кредитным договорам и договорам займа с организациями-<br>
нерезидентами,    
являющимися    
агентами    
правительств     иностранных<br>
государств,   а  
также   по  
кредитным   договорам  
и   договорам   займа,<br>
заключенным с резидентами государств - членов ОЭСР или ФАТФ на срок<br>
свыше двух лет;<br>
-    при   
оплате   заказчиками   
(нерезидентами)   
местных   расходов<br>
резидентов,   
связанных    с   
сооружением   
резидентами   
объектов    на<br>
территориях   иностранных  
государств,   -  
на   период  
строительства,   по<br>
окончании   которого 
оставшиеся   средства  подлежат 
переводу   на  счета<br>
резидентов, открытые в уполномоченных банках;<br>
-    при использовании иностранной валюты,
получаемой резидентами<br>
от проведения  выставок, спортивных, культурных и иных
аналогичных<br>
мероприятий   за  
пределами   территории  
Российской   Федерации,   для
покрытия   расходов  
по   их  
проведению   -  
на   период  
проведения   этих мероприятий;<br>
- при проведении зачета встречных требований по обязательствам<br>
между осуществляющими рыбный  промысел за пределами таможенной<br>
территории   
Российской   
Федерации   
резидентами   
и    нерезидентами,<br>
оказывающими   
за   
пределами   
таможенной   
территории    Российской<br>
Федерации   услуги  
указанным   резидентам  
по   заключенным  
с   ними<br>
агентским   договорам  
(соглашениям),   а  
также   между   транспортными<br>
организациями   
-   
резидентами   
и   
нерезидентами,   
оказывающими    за<br>
пределами   
таможенной   
территории   
Российской   
Федерации    услуги<br>
указанным резидентам по заключенным с ними договорам (соглашениям), а<br>
также при проведении зачета встречных требований по обязательствам<br>
между транспортными организациями - резидентами и нерезидентами в<br>
случае,     
если     
расчеты     
между     
ними     
осуществляются      через<br>
специализированные расчетные организации, созданные международными<br>
организациями  в  области 
международных  перевозок,  членами  которых<br>
являются такие транспортные организации - резиденты;<br>
- при проведении зачета встречных требований по обязательствам,<br>
вытекающим из договоров перестрахования или договоров по оказанию<br>
услуг,     
связанных     
с     
заключением     
и     
исполнением      договоров<br>
перестрахования,   
между   
нерезидентом   
и   
резидентом,    являющимися<br>
страховыми организациями или страховыми брокерами;<br>
- при зачислении валютной выручки на счета транспортных организаций -
резидентов в банках за пределами территории Российской Федерации в
целях оплаты возникающих у таких транспортных организаций за пределами
территории Российской Федерации расходов, связанных с оплатой
аэронавигационных, аэропортовых, портовых сборов и иных обязательных
сборов на территориях иностранных государств, расходов, связанных с
обслуживанием находящихся за пределами территории Российской Федерации
воздушных, речных, морских судов и иных транспортных средств таких
транспортных организаций и их пассажиров, а также расходов для
обеспечения деятельности находящихся за пределами территории Российской
Федерации филиалов, представительств и иных подразделений таких
транспортных организаций.<br>
<br>
<span style="font-style: italic;">Действует ли в настоящее
время требование об обязательной продаже части валютной
выручки?  </span><br>
До 1 января 2007 года действовала статья 21 Закона № 173-ФЗ об
обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном
рынке Российской Федерации. Согласно ей обязательная продажа части
валютной выручки резидентов  осуществлялась в размере 30
процентов суммы валютной выручки (это максимальный размер), если иной
размер не установлен Центральным банком РФ. При этом Центральный банк
РФ вправе был устанавливать иной размер обязательной продажи части
валютной выручки указанных резидентов, но не свыше максимума
– 30 процентов ее суммы.<br>
Однако с 1 января 2007 года статья 21 Закона № 173-ФЗ утратила свою
юридическую силу.  Поэтому в настоящее время вопросы,
связанные с обязательной продажей части валютной выручки регулируются
полностью положениями инструкции Банка России от 30.03.2004 N 111-И
«Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем
валютном рынке Российской Федерации» (в ред. Указаний ЦБ РФ
от 10.06.2004 N 1441-У, от 26.11.2004 N 1520-У, от 29.03.2006 N
1676-У). Данная инструкция применяются в части, не противоречащей
действующему законодательству и Закону № 173-ФЗ.  Согласно
пункту 1.2 инструкции Банка России от 30.03.2004 N 111-И обязательная
продажа части валютной выручки резидентов осуществляется в размере 0
процентов суммы валютной выручки. Таким образом, в настоящее время
обязательной продажи выручки, выраженной в иностранной валюте, попросту
не существует. Получается, что фирмы в отношении подобных вопросов
имеют полную независимость. <br>
<br>
</p>
</body>
</html>
Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...