Интернет-магазин: бухгалтерский и налоговый учет

05.09.2011 распечатать

Какую систему налогообложения следует применять компании, торгующей через интернет-магазин? Как учесть расходы, связанные с организацией и ведением такой торговли? Как отразить расчеты электронными деньгами?

Для продавцов торговля через Интернет имеет ряд преимуществ, среди них — более низкие издержки на содержание бизнеса, отсутствие расходов на аренду в стоимости реализуемого товара и, как следствие, его низкая цена. Покупателям же достаточно потратить на шопинг минимум времени: выбрать и оплатить товар, оформить доставку, получить купленную вещь, - что актуально при увеличении нагрузки на работе. Поговорим о том, как отразить операции, связанные с онлайн-торговлей, в бухгалтерском и налоговом учете.

ЕНВД или ОСНО и УСН

Реализовывать товары через Интернет можно оптом и в розницу.

При розничной торговле возможно применение системы налогообложения в виде ЕНВД, конечно, если купля-продажа ведется через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети (подп. 7 п. 2 ст. 346.26 НК РФ).

Определение розничной торговли приведено в статье 346.27 Налогового кодекса. Так, ею является предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи. При этом к ней не относится реализация товаров по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети, в том числе через компьютерные сети, телемагазины и телефонную связь. Исходя из этого, организации и индивидуальные предприниматели в отношении торговли в розницу через Интернет могут применять либо общую систему налогообложения либо УСН (письма Минфина России от 29 апреля 2008 г. № 03-11-05/105 и от 29 ноября 2007 г. № 03-11-05/277).

Однако необходимо иметь в виду: если товары по образцам, выставленным на интернет-сайте, реализуются в розницу через торговую точку, которая согласно инвентаризационным и правоустанавливающим документам является объектом стационарной торговой сети, то такая деятельность может быть признана розничной торговлей в целях применения главы 26.3 Налогового кодекса и соответственно переведена на уплату ЕНВД (письмо Минфина России от 24 января 2011 г. № 03-11-11/11). Например, это возможно в ситуации, когда покупатель, ознакомившись с образцами товаров, представленным на интернет-сайте, делает через него заказ. Затем он приходит в магазин с площадью торгового зала менее 150 кв. м, оплачивает свой заказ наличными деньгами. Продавец в свою очередь отгружает ему товар и оформляет кассовый и товарный чеки.

Внимание

В целях исчисления налога на прибыль организаций налогоплательщик уменьшает полученные доходы только на произведенные расходы, которые обоснованы, экономически оправданы, документально подтверждены и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Учет расходов по созданию сайта

Онлайн-торговлю невозможно представить без сайта, на котором будет размещаться информация о товарах и услугах, контактные данные, схема проезда и имена менеджеров. Сайт можно создать самостоятельно или заказать у сторонних организаций.

В бухгалтерском учете созданный сайт компания, владеющая исключительными правами на него, при его соответствии прочим условиям пункта 3 ПБУ 14/2007, признает нематериальным активом. Затраты на его создание отражаются по счету 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет «Приобретение НМА». Сумма затрат с этого счета списывается в дебет счета 04 «Нематериальные активы», затем со следующего месяца амортизационные отчисления по сайту относятся на счет 26 «Общехозяйственные расходы» или счет 44 «Расходы на продажу» в течение выбранного срока его полезного использования в корреспонденции с кредитом счета 05 «Амортизация нематериальных активов».

Внимание

В бухгалтерском учете сайт при наличии на него исключительных прав признается объектом НМА. При этом величина затрат на его создание не имеет значения. Она может быть как менее, так и более 40 000 рублей. (п. 3 и 4 ПБУ 14/2007).

Если компания не получила исключительные права на сайт (исключительные права на один или несколько элементов сайта), то затраты на его создание учитываются в составе текущих расходов на основании пунктов 5 и 7 ПБУ 10/99.

Для целей исчисления налога на прибыль организаций сайт стоимостью более 40 000 рублей и сроком полезного использования не менее 12 месяцев при наличии исключительных прав на все его составляющие элементы в налоговом учете признается нематериальным активом. Его стоимость следует списывать на расходы через амортизационные отчисления в течение установленного срока полезного использования начиная с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором он был введен в эксплуатацию (п. 2, 4 ст. 259 НК РФ, письмо Минфина России от 27 января 2009 г. № 03-03-06/1/33).

Если компания применяет УСН с объектом налогообложения единым налогом «доходы за вычетом расходов», она может уменьшить полученные доходы на величину расходов, которые указаны в пункте 1 статьи 346.16 Налогового кодекса. Их перечень является закрытым. При этом среди них расходы на создание или размещение сайта в Интернете не значатся.

Согласно пункту 4 статьи 346.16 Налогового кодекса, компания на УСН относит приобретенный или разработанный ею сайт к нематериальным активам, если он соответствует следующим критериям, установленным в пункте 1 статьи 256 и пункте 3 статьи 257 Налогового кодекса:

  • исключительные права на сайт принадлежат самой организации;
  • сайт используется в производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг или для управленческих нужд компании;
  • сайт способен приносить организации экономические выгоды (доход);
  • срок эксплуатации сайта превышает 12 месяцев;
  • первоначальная стоимость сайта более 40 000 рублей;
  • у налогоплательщика имеются документы, оформленные надлежащим образом и подтверждающие существование нематериального актива и (или) исключительных прав на него.

Важный момент

Исключительные права на интернет-сайт компания приобретает, если его создавали работники организации, состоящие с ней в трудовых отношениях, и это входило в их обязанности согласно трудовому договору, либо получает такие права от компании - разработчика сайта. Это следует из пункта 2 статьи 1295 Гражданского кодекса.

Расходы на приобретение или создание «упрощенцем» нематериальных активов, используемых в предпринимательской деятельности, уменьшают полученные доходы (подп. 2 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Если в период применения УСН компания купила или сама разработала сайт, затраченные средства она относит к расходам с момента его принятия в качестве объекта нематериальных активов к бухгалтерскому учету (п. 3 ст. 346.16 НК РФ).

В течение налогового периода указанные расходы распределяются равными долями по отчетным периодам текущего года (I квартал, полугодие и 9 месяцев) начиная с квартала, в котором сайт был введен в эксплуатацию, и до окончания календарного года. Причем они признаются на последнее число отчетного или налогового периода в размере уплаченных сумм (подп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Для целей исчисления налога на прибыль организаций и единого налога при УСН сайт стоимостью менее 40 000 рублей, независимо от наличия исключительных прав на него, нематериальным активом не является. Это следует из пункта 1 статьи 256 Налогового кодекса.

Компания, применяющая общую систему налогообложения, затраты на его создание может учесть в составе прочих расходов единовременно на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса, или равномерно в течение срока полезного использования в соответствии с подпунктом 26 пункта 1 статьи 264 и пунктом 1 статьи 272 Налогового кодекса. Так же она вправе потупить, когда исключительные права на сайт ей не принадлежат.

Внимание

Организация, которой не принадлежат исключительные права на интернет-сайт, не может признать его нематериальным активом.

Если компания применяет УСН с объектом налогообложения единым налогом «доходы за вычетом расходов», затраты на создание сайта, который не признается нематериальным активом, она может учесть как рекламные расходы в порядке, предусмотренном в статье 264 Налогового кодекса. К расходам организации на рекламу относятся, в частности, затраты на проведение рекламных мероприятий через средства массовой информации и телекоммуникационные сети (п. 4 ст. 264 НК РФ). Расходы учитываются после их фактической оплаты и если они обоснованы, экономически оправданы, документально подтверждены и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252, подп. 20 п. 1 и п. 2 ст. 346.16, п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Если для размещения сайта в сети приобретен сервер

Для размещения сайта в Интернете компания может приобрести собственный сервер. Срок его полезного использования составляет более 12 месяцев: свыше двух лет до трех лет включительно (см. Классификацию основных средств, включаемых в амортизационные группы, утв. постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1), а первоначальная стоимость, как правило, не менее 40 000 рублей. Поэтому сервер компания должна признать основным средством на основании пунктов 4 и 5 ПБУ 6/01, пункта 1 статьи 256 Налогового кодекса. Тогда затраты на его покупку и в бухгалтерском, и в налоговом учете могут быть списаны в расходы только через амортизационные отчисления.

Расходы на продвижение сайта

Чтобы увеличить объем продаж, компания может заключить договор на оказание информационно-рекламных услуг, согласно которому на различных сайтах будут размещены сведения о ее товарах и указаны ее телефоны, почтовый адрес и адрес электронной почты.

Такие затраты носят рекламный характер. В бухгалтерском учете они признаются в составе расходов по обычным видам деятельности на основании пунктов 5 и 7 ПБУ 10/99, при исчислении налога на прибыль организаций — как прочие расходы в соответствии с подпунктом 28 пункта 1 и пунктом 4 статьи 264 Налогового кодекса, при определении базы по единому налогу — после их фактической оплаты расходами на рекламу производимых (приобретенных) и реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания (подп. 20 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

При этом факт признания компанией сайта нематериальным активом не имеет значения.

Внимание

Рекламой считается информация, распространяемая любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (ст. 3 Закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ).

Расходы на доставку товаров

Товары, купленные через интернет-магазин, можно доставлять собственными курьерами, с помощью сторонней курьерской службы или по почте.

Сотрудникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, работодатель возмещает связанные со служебными поездками расходы, в том числе по проезду. Размеры и порядок возмещения таких расходов, перечень работ, профессий, должностей этих работников устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, а также трудовым договором (ст. 168.1 ТК РФ).

Затраты на проезд собственных курьеров и их вознаграждение за труд уменьшают налогооблагаемую прибыль в составе расходов на оплату труда на основании пунктов 1 и 3 статьи 255 Налогового кодекса.

При исчислении налога на прибыль организаций в состав прочих расходов включаются затраты:

  • на приобретение ГСМ для автомобилей, которые доставляют товар до покупателей, а также затраты на их ремонт в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса;
  • на доставку товаров привлеченной курьерской службой на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса;
  • на доставку товаров почтой согласно подпункту 25 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса.

Для расчета единого налога при УСН в расходы включаются:

  • вознаграждения за труд собственных курьеров и выплаты в виде надбавок к зарплате таких сотрудников за разъездной характер работы - в составе расходов на оплату труда (ст. 255, подп. 6 п. 1 и п. 2 ст. 346.16 НК РФ);
  • расходы на содержание служебного транспорта в виде затрат на приобретение ГСМ для автомобилей, которые доставляют товар до покупателей, а также затраты на их ремонт (подп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);
  • расходы на доставку товаров привлеченной курьерской службой (подп. 23 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, письма Минфина России от 12 января 2006 г. № 03-11-02/3 и ФНС России от 25 января 2006 г. № ГИ-6-22/54);
  • расходы на почтовые услуги (подп. 18 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

В бухгалтерском учете рассматриваемые затраты являются расходами по обычным видам деятельности на основании пунктов 5 и 7 ПБУ 10/99.

Расчеты электронными деньгами

Обязательным реквизитом первичных учетных документов, принимаемых для целей бухгалтерского и налогового учета, являются личные подписи лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления. Поэтому они должны иметь вещественную (бумажную) форму (п. 2 ст. 9 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ (далее — Закон № 129-ФЗ)).

Первичные учетные документы могут составляться и на машинных носителях информации. Тогда компания обязана изготовлять за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством РФ, суда и прокуратуры (п. 7 ст. 9 Закона № 129-ФЗ).

Выписка платежной системы не содержит всех необходимых реквизитов первичного документа (в том числе подписей). Поэтому целесообразно оформлять движение электронных денег справками бухгалтера с приложением к ним распечаток выписок платежной системы.

Поступление электронных денег от покупателя в электронный кошелек продавца отражается по дебету счета 58 «Финансовые вложения» в корреспонденции со счетом 62. Перевод электронных денег на расчетный счет интернет-магазина — по дебету счета 51 в корреспонденции со счетом 58.

А.В. Лазарева, профессиональный бухгалтер

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...