Инспектор на выезде: подготовьтесь к приему

Инспектор на выезде: подготовьтесь к приему

06.04.2007 распечатать

Получить предписание о выездной налоговой проверке для бухгалтера всегда неприятно — независимо от того, плановая она или нет. И хотя каждый конкретный случай не похож на остальные, есть общие правила, которые надо соблюсти, если в двери фирмы стучит ревизор.

Нежданное «счастье»

В редакцию журнала «Московский бухгалтер» пришло письмо от главбуха, которому предстоит выездная налоговая проверка. Читательницу интересовало, как инспекторы проводят сегодня ревизию – на что следует обратить особое внимание, а что вообще несущественно:

– Какие документы требуют с самого начала? Хочется расставить для себя приоритеты, понять – какому участку уделить большее внимание.

Главная цель выездной проверки – контроль соблюдения фирмой налогового законодательства. Мероприятия в отношении одной организации могут проводиться по одному или нескольким налогам (п. 3 ст. 89 НК). Инспекторы проверяют правильность начисления и своевременность уплаты налогов (п. 4. ст. 89 НК). Кстати, в этом году процедура налоговых ревизий по сравнению с прошлогодними правилами существенно изменилась.

Решение о проведении проверки выносит руководитель инспекции или его заместитель, напоминает юрисконсульт юридического центра «АННЭКСУС» Светлана Михальченко:

– Оно должно содержать полное и сокращенное наименования предприятия, предмет проверки (сведения о налогах, подлежащих ревизии), обследуемые периоды, а также данные инспекторов (п. 2 ст. 89 НК).

Кстати, содержание решения иногда бывает любопытным. Например, одному из наших читателей пришел документ, в котором ИФНС указала, что цель выездной проверки – проконтролировать «соблюдение налогового законодательства».

Налоговиков могут заинтересовать только 3 календарных года деятельности фирмы, непосредственно предшествующих году проведения проверки (п. 4 ст. 89 НК), рассказывает Светлана Михальченко. Несмотря на это, инспекторы вправе запросить документы и за налоговые периоды текущего года. Это подтверждает Высший Арбитражный Суд (постановление ВАС от 28 февраля 2001 г. № 5).

За год ИФНС имеет право провести лишь 2 проверки. Однако есть исключения из правила. Например, если руководитель инспекции решает провести выездную налоговую проверку налогоплательщика сверх указанного ограничения (п. 5 ст. 89 НК). Также ревизию сверх нормы может инициировать вышестоящий налоговый орган (УФНС) для контроля за деятельностью проверяющей инспекции (п. 10 ст. 89 НК). Проверку вправе сделать и «родная» ИФНС, получившая от фирмы уточненную декларацию, в которой указана меньшая сумма налога по сравнению с ранее заявленной. Причем проверяется в таком случае только указанный в документе период. Кроме того, не избежать появления сотрудников налогового ведомства на предприятии, если его реорганизуют или ликвидируют (п. 11 ст. 89 НК), поясняет Светлана Михальченко:

– Выездная налоговая проверка является обязательным элементом процедуры ликвидации юридического лица.

Несите документы!

Максимальная продолжительность выездной налоговой проверки не может превышать 2 месяцев (п. 6 ст. 89 НК). Но инспекторы могут продлить ее срок до 4 месяцев, а в исключительных случаях – до 6 месяцев. Согласно действующему письму МНС от 29 апреля 2004 г. № 06-4-03, основаниями для увеличения срока выездной проверки могут быть ревизия крупнейших компаний, форс-мажорные и иные исключительные обстоятельства, а также если полученная в ее ходе информация требует уточнения.

Инспекторы вправе не только продлить срок ревизии, но и приостановить его проведение. Оснований несколько: требование документов у контрагентов проверяемой фирмы (аналог отмененной встречной проверки), экспертиза и перевод данных, представленных организацией на иностранном языке (п. 9 ст. 89 НК). Максимальный период, на который выездная налоговая проверка может быть остановлена, не должен превышать 6 месяцев. В случае, когда необходимо получить информацию от иностранных госорганов, вполне реально его увеличение еще на 3 месяца.

Очень часто возникает вопрос о том, могут ли налоговые органы изымать оригиналы документов при проведении выездной проверки? По общему правилу, проверяющие вправе истребовать копии документов, рассказывает Светлана Михальченко:

– Требование должно содержать наименование и вид необходимых для проверки документов. Его подписывает инспектор и передает налогоплательщику под расписку с указанием даты вручения. При его получении налогоплательщику рекомендуется указать дату получения требования как в своем экземпляре, так и в экземпляре ИФНС. Документы должны быть представлены в 5-дневный срок с момента получения требования.

– В случае отказа фирмы передать документы, – продолжает Светлана Михальченко, – ИФНС может произвести выемку документов, а налогоплательщика оштрафовать. Ее можно осуществить только на основании мотивированного постановления должностного лица ИФНС, при этом такое постановление утверждает руководитель (заместитель) налогового органа. Изъятые документы должны быть перечислены и описаны в акте выемки или прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов. Копия акта о выемке документов передается налогоплательщику.

Бухгалтер может представлять инспекторам копии документов, заверенные своей подписью, минуя нотариуса (ст. 93 НК). Предприятие должно передать бумаги в течение 10 дней с момента вручения требования (раньше было 5 дней). Поскольку некогда существовала неопределенность, как следует исчислять данный срок, Минфин в письме от 23 ноября 2005 г. № 03-02-07/1-317 разъяснил, что речь идет о календарных днях (с текстом этого документа вы можете ознакомиться в справочной правовой системе КонсультантПлюс).

Если фирма не в состоянии выполнить требование инспекторов в срок, она вправе письменно проинформировать налоговиков об этом. На основании уведомления от фирмы ИФНС может как продлить срок представления документов, так и отказать. При этом руководитель организации вправе обжаловать отказ в судебном порядке. Кстати, сегодня несогласие предприятия передать запрашиваемые бумаги (передача их не в срок) признается налоговым правонарушением (п. 4 ст. 93 НК).

Решение – по заслугам!

В последний день выездной проверки налоговик должен составить справку, которую вручит представителю организации. В документе отражают сроки и предмет ревизии (п. 15 ст. 89 НК). Справку могут отправить и заказным письмом по почте, если фирма уклоняется от ее получения.

После этого в течение 2 месяцев со дня составления справки о проведении выездной налоговой проверки сотрудники ИФНС готовят акт по установленной форме (п. 1 ст. 100 НК). Его подписывают инспекторы и представители фирмы. В акте указывают наименование организации, период проверки, вид налога, даты начала и окончания ревизии и другие сведения (п. 3 ст. 100 НК). Детально определяет порядок составления этого документа действующая инструкция МНС № 60 (утверждена приказом МНС от 10 апреля 2000 г. № АП-3-16/138), отмечает Татьяна Львова.

Акт вручают под расписку представителю организации. В случае уклонения от его получения документ высылают заказным письмом по почте. Датой вручения письма считается 6-й день с момента его отправки (п. 5 ст. 100 НК). В случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, представитель организации вправе в течение 15 дней со дня его получения представить в инспекцию письменные возражения.

Статья 101 Налогового кодекса подробно описывает процедуру принятия решения по результатам проверки. Руководитель ИФНС или его заместитель должен при рассмотрении ее материалов выяснить, были ли нарушения и есть ли основания для привлечения лиц организации к ответственности. Также инспектор обязан изучить обстоятельства, смягчающие вину. Если необходимы еще доказательства, принимается решение о проведении дополнительных мероприятий, которые могут продлиться не более месяца. Причем ранее такое заключение выносилось по результатам налоговой проверки, а сейчас – в ходе рассмотрения ее материалов. Если представители фирмы не были к этому допущены и не могли дать объяснения, окончательное заключение может быть отменено.

По результатам налоговых мероприятий теперь выносится только одно из двух решений: либо о привлечении к налоговой ответственности, либо об отказе в этом. Оно вступает в силу после 10 дней с момента вручения его представителю фирмы. Для его исполнения ИФНС направляет организации требование об уплате налога, пеней и штрафа. Наказание фирмы зависит от степени ее вины перед законом. Оно, вопреки распространенному мнению, не всегда бывает сильным и жестким. Случается, что наказаний и доначислений получается избежать вовсе. Например, бухгалтер одной из столичных фирм прошла две сплошные документальные проверки и не получила ни одного штрафа:

– Результат – возврат экспортного НДС. В первый раз проверка длилась около месяца, так как проводили встречную и передавали документы в налоговую полицию (как проговорился инспектор). Второй раз – около 3 недель: начал рядовой инспектор, закончил проверку начальник отдела документальных проверок... И такие чудеса бывают даже без «откупных»... Люблю свою налоговую!

Если результат выездной проверки не устроил фирму, то не все потеряно, указывает Татьяна Львова:

– Она может обжаловать решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в вышестоящем налоговом органе (ст. 138 НК).

Подать жалобу можно в течение 3 месяцев с того момента, когда фирма узнала или должна была узнать о вынесении решения, объясняет Светлана Михальченко:

– Поэтому после выездной проверки лучше побеспокоиться и самим принять меры к получению решения. Если 3 месяца все-таки прошли, налоговый орган, в который подается жалоба, может восстановить пропущенный срок. Об этом организация должна попросить либо в самой жалобе, либо в отдельном ходатайстве, описав при этом уважительные причины, которые препятствовали своевременной подаче жалобы. При этом можно одновременно отправить иск в суд. Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня, когда стало известно о нарушении своих прав и законных интересов (п. 4 ст. 198 АПК).

– Следует отметить, что ненормативный правовой акт ИФНС может быть признан судом недействительным не только в связи с неправильным применением материального права, но и процессуального (нарушения порядка составления соответствующего решения по результатам выездной проверки, требования, порядка проведения мероприятий по налоговому контролю), – продолжает Светлана Михальченко. – Поэтому рассматривать перспективу обжалования таких актов нужно всегда.

Выездная проверка – это как экзамен на профессиональную пригодность для бухгалтера и руководителя фирмы. Ведь нередко от результатов работы инспекторов зависят как взаимоотношения между членами руководства, так и дальнейшая судьба самой организации.

Александр Лебедев

Главная цель выездной проверки – контроль соблюдения фирмой налогового законодательства. Мероприятия в отношении одной организации могут проводиться по одному или нескольким налогам (п. 3 ст. 89 НК).

Проверку вправе сделать и «родная» ИФНС, получившая от фирмы уточненную декларацию, в которой указана меньшая сумма налога по сравнению с ранее заявленной.

По результатам налоговых мероприятий теперь выносится только одно из двух решений: либо о привлечении к налоговой ответственности, либо об отказе в этом. Оно вступает в силу после 10 дней с момента вручения его представителю фирмы.

Руководитель отдела корпоративного права юридической компании «ИНТЕЛИС – правовая поддержка» Татьяна Львова:– При отборе кандидатов на выездные проверки налоговики руководствуются приказами для служебного пользования. Они выделяют категории приоритетных налогоплательщиков. К ним могут относиться фирмы:

  • попавшие в поле зрения правоохранительных органов или региональных налоговых управлений;
  • представляющие нулевые балансы или не представляющие отчетность в ИФНС, в отношении которых у инспекторов есть информация об осуществлении финансово-хозяйственной деятельности;
  • предложенные к проверке отделами камеральных проверок;
  • неоднократно представляющие несвоевременно или не в полном объеме документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
  • последняя проверка которых выявила существенные нарушения законодательства о налогах и сборах;
  • отражающие в налоговой отчетности убыток или незначительный доход на протяжении ряда налоговых периодов или допускающие резкие колебания размера платежей;
  • не проверявшиеся более 6 лет;
  • крупнейшие налогоплательщики;
  • уплачивающие налоги через неплатежеспособные банки.

Бератор нового поколения
УСН НА ПРАКТИКЕ

Полное руководство для бухгалтера по ведению учета на УСН. Правила учета, которые нужны любому «упрощенцу».

Подключить бератор

Бератор УСН на практике

Выбор читателей

Бухгалтерия.ru
Подпишитесь на наши рассылки, чтобы первыми быть в курсе всего нового из мира бухучета, получать эксклюзивные издания и полезные подарки.

Loading...