Инновационные решения для любого бизнеса

Инновационные решения для любого бизнеса

02.02.2007 распечатать

Сегодня эффективно управлять современной компанией возможно лишь с помощью моделей бизнеса, основанных на информационных технологиях. Понимание роли и места IT в определении стратегии и конкурентного преимущества российских организаций важно как для бизнес-лидеров, так и для самих IT-компаний, формирующих рынок решений для управления современным предприятием.

Во взаимоотношениях IT и бизнеса можно выделить две важные тенденции. Во-первых, автоматизация бизнес-процессов и поддерживающие ее технологии стали неотъемлемой частью повседневной работы предприятий. Современные IT-решения способны в полной мере обеспечить эффективность бизнеса за счет сокращения операционных издержек и последующего повышения прибыльности и капитализации. Важно отметить, что реализовывать эту роль приходится в условиях пристального внимания руководства компаний к расходованию средств IT-подразделениями, постоянно растущих требований к возможностям, предоставляемым информационными технологиями бизнесу, и их неизбежного усложнения. Цена за качество

При обсуждении проблем внедрения IT-решений неизменно встает вопрос об инвестиционной целесообразности таких вложений. В то же время мало кто задумывается, почему авиакомпании покупают самолеты стоимостью в десятки, а порой и сотни миллионов долларов. Ведь если бы они стоили настолько дорого, что не окупались, – их бы не приобретали. Это очевидно. Таким образом, невозможно говорить о стоимости IT-решений, не оценив возврат на инвестиции.

В целом современный образ жизни диктует изменения в потребительском поведении. Заметьте, что все инновации, которыми окружает себя человек в частной жизни, стоят достаточно больших денег. Тем не менее люди приобретают не приносящие прибыль телевизор, холодильник просто потому, что без них сегодня невозможно обойтись. Поэтому на вопрос «Оправданны ли вложения в инновации?» можно ответить только утвердительно, иначе есть риск остаться во вчерашнем дне. Кто-то может ценить и коллекционировать картины Айвазовского или часы от «Брегет», но увлекаться «ретро» на уровне корпорации – рискованный шаг. IТ и бизнес

Сегодня на рынке наблюдается тенденция сближения крупных и средних предприятий, однако некоторые принципиальные различия все же остаются.

К примеру, для крупных предприятий важны традиционные стратегические приоритеты: рост рентабельности, контроль над затратами, увеличение доли рынка, формирование прозрачности и регулирование ключевых бизнес-процессов, а также управленческой отчетности, что связано с выходом на глобальные финансовые рынки. Для средних предприятий важно создание масштабируемой IT-системы, которая бы обеспечила им эффективный рост. Индивидуальный подход – двигатель прогресса

Существует мнение, что IT-решения доступны и в первую очередь предназначены для крупных корпораций, однако информационные технологии создают уникальные глобальные конкурентные преимущества и для среднего, и для малого бизнеса. Как показывает статистика, все больше представителей «традиционных» отраслей встают на рельсы автоматизации и за счет этого активно расширяют рынки сбыта. Поэтому в настоящее время специалист в любой сфере должен понимать роль информационных технологий. Если раньше маркетологи изучали рекламу и психологию, то сегодня они должны знать, что такое CRM, как структурировать портфель продуктов, обработать онлайн-аналитику, максимально использовать данные клиентской базы.

Когда клиент приходит к дилеру BMW, Nissan или Audi, продавец приглашает его к компьютеру, чтобы он самостоятельно создал конфигурацию своего будущего автомобиля, исходя из своих индивидуальных потребностей. Как показывает статистика, стоимость такого автомобиля будет в среднем на 20–30 процентов выше автомобиля в стандартной комплектации, но покупатель обязательно его приобретет, потому что он отвечает всем его потребностям. IT также успешно используются и таким известным автопроизводителем, как Porsche, значительная доля продукции которого изготавливается и продается по индивидуальному заказу. А это значит, что автомобили данной марки не стоят на складе: их ждут с того момента, как определились с покупкой, за них предварительно заплатили. Корпорация Porsche занимает далеко не первые позиции среди автопроизводителей по числу выпущенных машин, но она и не ставит перед собой такие цели. В то же время Porsche – одна из наиболее прибыльных и доходных компаний. Утверждение о том, что самые прибыльные компании – ориентированные на потребности своих клиентов, сегодня уже не требует доказательств. Ведь если организация не предложит потенциальному покупателю индивидуальный продукт, он будет искать его самостоятельно у других продавцов.

Любая компания должна учитывать текущее состояние IT и тенденции его развития. Так, имея информацию, что крупный город через пять лет будет полностью покрыт сетью Wi-Fi, владельцы бизнеса по прямым доставкам смогут разворачивать новое направление деятельности уже сегодня, получив благодаря этой информации конкурентное преимущество, которое с большой долей вероятности обеспечит бизнесу лидирующие позиции. Это – пример правильной IT-стратегии. Ведь те предприниматели, которые начнут разрабатывать новый продукт завтра, их уже не догонят.

Сегодня IT-стратегия – это неотъемлемая часть бизнес-стратегии. Она включает в себя не только инфраструктурные компоненты, но и многоуровневую системную архитектуру, способную обеспечить интеграцию ключевых бизнес-процессов, сервисов предприятия и информационных каналов. Как добиться максимальной отдачи от IT-решений

Главный фактор успеха внедрения IT-решений – участие в разработке стратегических требований к информационной системе первых лиц компании. Это особенно актуально для тех отраслей, где информационные технологии лежат в основе самого бизнеса и выполняют не только обеспечивающие функции – они играют ключевую роль. Характерный пример организаций, в которых IT непосредственно влияет на показатели рыночного успеха в современном мире, – это операторы связи.

Реализация IT-стратегии – слишком серьезное дело, чтобы доверять его специалистам, способным заниматься лишь операционной и проектной деятельностью. Ее исполнение зачастую влияет на способность претворить в жизнь миссию компании, а также определяет ее организационную структуру и ключевые бизнес-процессы. Нужно понимать бизнес-потребности и цели внедрения информационных технологий. Важно, чтобы этот шаг был осмысленным. Для этого необходимо разработать четкий план реализации IT-стратегии, стараясь избегать метода «кусочной» автоматизации, и обеспечить постоянный контроль за исполнением. Успех любого проекта автоматизации определяют люди, которые в нем участвуют. Если проект внедрения IT-решений не осознан коллективом как часть стратегии, вероятно его неприятие, доходящее порой до саботажа. В связи с этим осуществление проекта должно сопровождаться мотивационными процессами, направленными на то, чтобы заинтересовать сотрудников в успешном результате.

Нередко компании ограничиваются автоматизацией лишь отдельных бизнес-процессов. Это – пример неоптимальной деятельности, чаще всего связанной с отсутствием четкой IT-стратегии. Эффект от такой автоматизации сравним с прокладкой 300 метров железнодорожного полотна посреди пустыни. Именно для поступательной и успешной реализации задач предприятия появляются такие средства, как платформы интеграции, позволяющие последовательно заменять старые компоненты новыми элементами функциональнос-ти IT-системы, сохраняя непрерывность бизнес-процессов. Чем большее их количество покрывается информационными технологиями, тем выше экономический эффект и уровень возврата на инвестиции. Раньше многие поставщики закрывали коды программирования, чтобы покупали именно их продукт, но сегодня существует противоположная тенденция: чем больше программ будет написано на основе платформы, тем богаче выбор у клиентов. IT идет против течения, устанавливаемого традиционными догмами. Правильная мотивация

В известной степени каждый серьезный IT-проект – это пересмотр организационной структуры для ее оптимизации. Как убедить работников, что преобразование пойдет на пользу? Ведь такие изменения во многом связаны с рисками, которые сотрудники чувствуют. Чтобы заинтересовать персонал в успешном завершении внедрения IT-решения, необходима грамотная система мотивации. Например, если IT-специалистам нужно завершить проект, а профессионалы в области продаж в это время настроены на увеличение количества реализуемого товара, сложно будет найти продавца, который будет положительно настроен на внедрение IT-системы. Важно и то, что индивидуальная мотивация должна сосуществовать в гармонии с системой командной мотивации. При этом нельзя ориентировать персонал на затраченные ресурсы – только на сэкономленный результат.

Так, один маркетолог будет стараться увеличить свой годовой бюджет на рекламу, в то время как умный специалист внедрит CRM-систему и в любой момент будет знать, в чем нуждаются его клиенты. Маркетинговый бюджет при этом может качественно и радикально сократиться, а сам маркетинг – стать ключевой функцией в компании.

Причины неудач при реализации IT-стратегии:
  • отсутствие четкой стратегии внедрения и детального проектного плана;
  • неприятие нововведения со стороны сотрудников;
  • отсутствие поддержки бизнес-заказчика;
  • несоответствие результатов проекта ожиданиям бизнес-заказчика;
  • отсутствие платформы интеграции и неспособность использовать инвестиции в IT;
  • отсутствие контроля за бюджетом проекта.
  • «Золотые лошади»
    1903 год был очень успешным для крупной американской компании, производящей повозки для лошадей, прибыльность которой достигла необычайных размеров. В этом же году Генри Форд поставил конвейерное производство автомобилей, а через несколько лет про изготовителя повозок вовсе забыли.

    Борис Вольпе, исполнительный директор SAP в странах СНГ

    Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
    Регистрируйтесь бесплатно.