Информационной блокаде — конец?

Информационной блокаде — конец?

18.09.2007 распечатать

В условиях постоянно меняющегося законодательства, принятия большого количества новых нормативных актов работать не просто. Усугубляется ситуация еще и тем, что чиновники не спешат утолить информационный голод предпринимателей, видимо, для того, чтобы бюджет смог «подзаработать» на штрафах. Будет ли исправлено положение после принятия законопроекта об обеспечении доступа населения к информации о деятельности госорганов?

Хождения по мукам

Участники круглого стола, посвященного «информационной» проблеме, с самого начала продемонстрировали свое скептическое отношение к действиям федеральных властей. Так, депутат Госдумы Владимир Рыжков заявил, что история продвижения законопроекта о доступе к информации как нельзя лучше иллюстрирует принципы работы российской государственной системы и все сложности, связанные с установлением контроля над отечественной бюрократией. Парламентарий вспомнил Конституцию 1993 года, согласно которой у граждан есть гарантированное право знать, чем занимаются чиновники. С тех пор прошло уже 14 лет, заметил он, но федерального закона, регулирующего это норму основного закона страны, не существует. «Вряд ли этот факт можно считать случайностью», — заметил Рыжков. Он напомнил собравшимся, что работа над законопроектом о доступе к информации началась почти сразу после избрания Путина президентом, то есть в 2001 году. Группа специалистов по заказу правительства подготовила документ и передала в кабинет министров, где он и пылился несколько лет. И вот 19 января 2007 года правительство все-таки внесло в нижнюю палату свой вариант законопроекта, который получил название «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

Выхолощенный закон

Как показалось в тот момент, ситуация сдвинулась с мертвой точки. Однако к немалому огорчению ряда депутатов и специалистов, ознакомившихся с текстом нового документа, новая редакция законопроекта концептуально отличалась от предлагаемого варианта шестилетней давности. Главное отличие, по словам Владимира Рыжкова, в принципе, заложенном авторами в текст в 2001 году: все решения, принимаемые чиновниками на всех уровнях власти, должны быть открыты, за исключением гостайн. Таким образом, пояснил депутат, каждое решение надзорных или разрешительных структур должно было быть заархивировано и доступно любому гражданину. «Это позволит поймать за руку взяточника либо просто проверить любое решение государственных служащих», — убежден докладчик. В правительственном же законопроекте написано, что информация отнюдь не обязана, а всего лишь может предоставляться гражданам. К тому же президент, правительственные чиновники, Госдума и Совет Федерации получат возможность решать, что скрывать от внимания общественности, а к чему допускать ее. «Налицо подмена принципов доступности сведений», — заключает Рыжков.

Докладчик обратил внимание присутствующих и на появление в правительственном законопроекте такого понятия, как «служебная тайна». «Что это такое, мне так никто и не смог объяснить, — пожаловался парламентарий. — Я представляю себе это так: чиновник за взятку подписывает какой-то документ, затем объявляет свои действия служебной тайной, и за руку его уже не поймаешь», — проиллюстрировал сомнительность нового термина Рыжков. Таким образом, считает он, представленный документ дает бюрократам тысячи лазеек и возможностей для необеспечения населения необходимой информацией. «Пока все это выглядит как очередной обман граждан», — резюмировал докладчик.

Однако и с принятием нынешнего, столь не нравящегося многим экспертам законопроекта, депутаты Госдумы не спешат. Как напомнил все тот же Владимир Рыжков, документ довольно быстро был одобрен нижней палатой парламента в первом чтении, после чего в конце июня был вынесен на второе. Однако, немного подумав, депутаты решили отложить его рассмотрение до осенней сессии. Чем же вызвана подобная неторопливость? По мнению спикера, ответ на этот вопрос очевиден. «Закон о доступе к информации о деятельности госведомств — это основополагающий антикоррупционный инструмент», — заявил Рыжков. По его словам, чиновникам, в свою очередь, не очень-то хочется, чтобы каждое их решение, резолюция или распоряжение были преданы гласности.

Вне зоны доступа

Разговор о проблемах доступа граждан к официальной информации продолжил первый вице-президент Торгово-промышленной палаты России Владимир Исаков. По его словам, было бы не совсем правильно утверждать, что россияне испытывают некий информационно-правовой голод. Однако, к примеру, такой способ ознакомления с информацией, как публикация нормативных актов и законов в «Российской газете», несколько устарел. Ситуацию, заметил он, в какой-то мере спасают высокопрофессиональные правовые базы, однако и они доступны далеко не всем людям, особенно в глубинке. С точки зрения Исакова, сами госведомства сознательно идут на сокращение объема публикуемых о своей деятельности сведений. В качестве примера он привел портал Госдумы, на котором в настоящее время можно обнаружить куда меньше данных, чем, скажем, пять-шесть лет назад. «Тогда в личных карточках депутатов любой желающий мог обнаружить контактный телефон народного избранника и связаться с ним в случае необходимости. Сегодня же это сделать не всегда возможно, к тому же доступ ко многим «популярным» документам закрыт, многие разделы сайта обозначены, но реально не работают», — перечислял недостатки представитель предпринимательского сообщества. К сожалению, аналогичный подход к опубликованию информации реализуют и другие законодательные и исполнительные органы власти, подчеркнул Исаков.

Вслед за Владимиром Рыжковым вице-президент ТПП покритиковал находящийся ныне в Госдуме правительственный вариант «информационного» законопроекта, отметив, что он не выполняет свою главную задачу, а именно: не показывает, в чем заключается обязанность госведомств по предоставлению сведений населению, каковы пределы права гражданина, предпринимателя, журналиста, исследователя требовать информацию. «Где та граница, которую, с одной стороны, не должен преступать чиновник, а с другой — рядовой гражданин?» — вопрошал риторически Исаков. Этот вопрос пока так и останется без ответа, зато, по мнению докладчика, вполне ясно следующее: в этой сфере можно и нужно констатировать накопление тревожных моментов бюрократизации, когда механизм реального доступа людей к важной для них информации законодательно не определен, а, следовательно, и не гарантирован.

Свет в конце тоннеля

Несмотря на пессимистические в целом выступления предыдущих ораторов, в ходе круглого стола нашлось место и для сдержанно-позитивных прогнозов. Так, по мнению старшего научного сотрудника сектора информационного права Института государства и права Виктора Монахова, российские власти рано или поздно будут вынуждены принять закон об обеспечении доступа к информации. Он заметил, что во всех более-менее развитых странах аналогичные нормативные акты уже приняты и довольно эффективно работают. «Нашему нынешнему, да и будущему президенту станет просто стыдно представлять на международном уровне страну, в которой нет законодательного механизма, предоставляющего возможность гражданам и организациям знать, насколько хорошо слуги народа выполняют свои обязанности», — уверен Монахов. Однако, чтобы этот процесс пошел быстрее, считает ученый, гражданское общество и недовольные нынешним вариантом законопроекта депутаты обязаны продолжать работать над поправками, дающими реальный доступ к информации о работе чиновников. «Сообщу, что в настоящее время деятельность в этом направлении развернули сразу несколько рабочих групп, и было бы неплохо скоординировать их усилия, чтобы затем представить в Госдуму единую альтернативную позицию по этой проблеме», — отметил докладчик.

А. Уйменов, корреспондент «Федерального агентства финансовой информации»

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.