Игры в прятки с налоговой

Игры в прятки с налоговой

23.06.2005 распечатать

Не каждый московский частнопрактикующий бухгалтер сообщает в инспекцию о своей деятельности. Поэтому налоги с гонораров таких специалистов не пополняют казну. Какая ответственность будет им грозить за несоблюдение требований закона?

Многие столичные бухгалтеры работают «на стороне» – имеют постоянное место и две-три «нулевые» фирмы. Причин, которые заставляют учетных специалистов искать дополнительную нагрузку, достаточно много. Например, есть свободное время на основной работе. Или бухгалтер недоволен уровнем дохода. Или он попросту пожелал расширить профессиональный кругозор за счет ведения учета в разных отраслях.

Малые фирмы и коммерсанты охотно пользуются услугами приходящих бухгалтеров. Как правило, им невыгодно брать специалиста по учету в штат: объем хозяйственных операций в небольших компаниях незначительный.

Учетным работникам не нужно получать лицензию для оказания бухгалтерских услуг. Главное – обрести клиентов. Одни специалисты находят их по положительным рекомендациям организаций и предпринимателей, которые были у них на обслуживании. Другие самостоятельно размещают объявления в прессе и интернете, не подозревая, что таким образом могут попасть в поле зрения налоговой инспекции.

Учетный бизнес в тени

Пожалуй, наиболее распространена ситуация, когда отношения бухгалтера-одиночки и фирмы на бумаге никак не оформляются. Соглашение о работе между ними устное, а вознаграждение счетный специалист получает в конверте. Отчетность и за себя, и за главбуха подписывает генеральный директор. Многие бухгалтеры уверены, что какой-либо ответственности за «черноту» и результаты работы в этом случае не может быть. Но они ошибаются – такое положение вещей незаконно.

Вознаграждение, которое приходящий специалист получил от компании, – его доход. Так сказано в подпункте 6 пункта 1 статьи 208 Налогового кодекса. Поэтому если проверяющие узнают, что бухгалтер разжился деньгами «на стороне» и не заплатил налоги, контролеры вызовут его в инспекцию. Такой вариант развития событий вполне вероятен: многие учетные работники не раздумывая публикуют номера своих мобильных и домашних телефонов в рекламных газетах или на досках объявлений в интернете. Если бухгалтер не придет на встречу с проверяющими, ничего страшного не произойдет: сами контролеры не гоняются за мелкими неплательщиками. Но в «черный список» инспекции «вольный» специалист попадет обязательно. Дальнейшее преследование вполне возможно, но только если бухгалтеру удалось заработать существенные деньги, сумма которых попадает под уголовное преступление, – более 250 тысяч рублей (ст. 171 УК). Это произойдет, если арбитры квалифицируют деятельность счетного работника как предпринимательскую согласно статье 2 Гражданского кодекса. Если специалист заработал не больше 250 тысяч рублей, «уголовщина» ему не грозит: он отделается штрафом по статье 14.1 Административного кодекса – от 500 до 2000 рублей.

В Уголовном кодексе существует и статья 198, которая карает граждан, уклоняющихся от уплаты налогов путем непредставления декларации о доходах. Но опять-таки наказание настигнет бухгалтера, только если он провинился в крупном размере. А для целей 198-й статьи – это недоимка по налогам в бюджет более 100 тысяч рублей в пределах трех финансовых лет подряд.

Поскольку «уголовная планка» доходов достаточно высока и доказать контролерам факт получения специалистом денег будет непросто, можно с уверенностью сказать, что бухгалтеру-одиночке уголовная ответственность не грозит. Чего не скажешь о счетном работнике, который организовал фирму по оказанию учетных услуг, но попытался скрыть этот факт от глаз проверяющих. Можно не сомневаться, что в этом случае контролеры применят все возможные статьи Административного и Уголовного кодексов.

Если инспекторы захотят вывести на чистую воду бухгалтера-одиночку и он самостоятельно придет в инспекцию, ему придется заполнить декларацию о доходах и оплатить штраф по статье 119 Налогового кодекса за просрочку ее подачи. Размер долга специалиста перед бюджетом будет зависеть от того, насколько поздно он представил отчет о доходах. Если бухгалтер просрочил декларацию не более чем на 180 дней, ему придется заплатить от 5 до 30 процентов от суммы налога, но не менее 100 рублей. А в случае если с момента истечения срока подачи декларации прошло больше шести месяцев, то за первые полгода с него удержат 30 процентов, а за каждый последующий месяц – еще по 10 процентов от суммы налога, указанного в отчете.

Мнение

Юрий Самсонов, старший юрисконсульт московской консалтинговой фирмы «Правовой Щит»: «Не всем бухгалтерам подойдет вариант с “неучтенным” трудоустройством. Дело даже не в возможных проблемах с законом – многие счетные специалисты думают о будущей пенсии. А если зарплата “черная”, взносы на накопительный счет, естественно, никто начислять не будет. Поэтому я считаю, что для приходящих бухгалтеров оптимально состоять в фирме внешними совместителями. Документы они могут подписывать, как и обычные главбухи.

Напомню, законодательство разрешает работнику подписывать “совместительские” трудовые договоры с неограниченным количеством фирм и предпринимателей. Так сказано в статье 282 Трудового кодекса. Соглашения могут быть как на неопределенный срок, так и ограниченными по времени (ст. 59 ТК). Главное, в них должно быть прописано, что будущая работа будет совместительством.

К сожалению, не каждый работодатель согласится принять бухгалтера совместителем. Причина в том, что по сути это такой же трудовой договор, а счетный специалист будет являться сотрудником фирмы. Поэтому организации и самому совместителю придется платить все налоги с фонда оплаты труда: ЕСН, пенсионные взносы, а также НДФЛ и плату за страхование от несчастных случаев на производстве и пофзаболеваний».

Мнение

Алина Кузнецова, налоговый юрист столичной компании «БухКонсульт»: «Я убеждена, что бухгалтеру-одиночке не стоит устраиваться совместителем. Во-первых, ему будет сложно получить согласие от фирмы, поскольку вариант для нее невыгодный. Во-вторых, мало интересен он и самому специалисту – ведь совместительство предполагает подчинение, как при любых трудовых отношениях, например, внутреннему распорядку фирмы.

Есть гораздо лучший вариант – гражданско-правовой договор. В этом случае отношения будут регулироваться уже не Трудовым, а Гражданским кодексом. Такие контракты бывают нескольких видов – например, подряда, поручения, возмездного оказания услуг.

Какой из них лучше всего подходит для оформления отношений фирмы и бухгалтера, зависит от работы, которую будет выполнять последний. Если счетного специалиста наняли только для составления и сдачи, скажем, годового отчета, подойдет договор подряда, который не может существовать без конечного результата работ. Если его взяли на “текучку” (например, оформлять первичные документы), лучше всего подойдет договор о платных услугах. Ведь конечного результата – сданного в инспекцию комплекта отчетов – может и не быть.

Обычно директора фирм и коммерсанты охотно соглашаются подписать договор подряда. Его выгода для фирмы в том, что внештатным сотрудникам не нужно оплачивать больничные, отпуск и часть ЕСН, направляемую в ФСС (п. 3 ст. 238 НК), а также “травматические” взносы.

Предупрежу: в таких договорах есть существенная опасность для бухгалтера. Если в соглашении четко не прописать размер неустоек, учетному работнику придется по решению суда полностью возместить убытки, которые он причинил фирме, если не выполнил какие-либо условия соглашения».

Мнение

Елена Скороход, предприниматель, оказывающий бухгалтерские услуги: «Вопрос, как оформить отношения с заказчиками, был решен мной быстро. Я занимаюсь только “свободной” работой уже несколько лет и подумываю об организации бухгалтерской фирмы. Поэтому зарегистрировалась индивидуальным предпринимателем с расчетом на рост. К тому же на налогах можно экономить уже сейчас – я на “упрощенке”, плачу в бюджет 6 процентов от доходов, а также обязательные платежи в Пенсионный фонд на страховую и накопительную части».

Михаил ЗОРСКИЙ

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.